Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года»
4614
Основной тенденцией 2011 года можно назвать формирование «фармацевтических кластеров». Этот процесс происходит в рамках реализации Стратегии развития фрампромышленности на период до 2020 года. Еще одним значимым событием 2011 года, которое в скором времени отразится на фармрынке, было подписание документов по вступлению России в ВТО.
Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2011 года Россия заняла 8 место. Объем фармрынка России в 2011 году составил 824 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что всего на 12% больше чем показатель 2010 года.
Российский фармацевтический рынок импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: SANOFI-AVENTIS, NOVARTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ – единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущий игроков на фармрынке России.
Важность оптового звена остается очень высокой в связи с географическими особенностями России. Крупные дистрибьюторы поддерживают многочисленную сеть филиалов и представительств. Более мелкие оптовики также начинают создавать разветвленную сеть складов (например, ФК ПУЛЬС, ИМПЕРИЯ-ФАРМА). Лидерами в дистрибьюторском сегменте по итогам 2011 года являются «СИА Интернейшнл» и «ЦВ Протек». Их совокупная доля в объеме рынка составляет 33%. Высокими темпами растут дистрибьюторы Р-ФАРМ, БИОТЭК.
2011 год для аптечных сетей прошел под знаком «оптимизации бизнеса» в свете нового законодательного и налогового регулирования. Крупнейшей сделкой года является покупка группой компаний А5 и инвестиционным фондом Hi Capital государственной аптечной сети «Мособлфармация». В результате по количеству точек сеть заняла первое место (1370 аптек). По обороту крупнейшими сетями являются «36,6», «Ригла», «Импозия» — их совокупная доля достигает 7,2%. Аптечные сети в 2011 году активно продолжали развивать направление СТМ (“Private Label”). Второй тенденцией стал переход существующих точек сетей на формат «дискаунтера».
Коммерческий сегмент рынка России в 2011 году демонстрирует высокие показатели роста (+1%). Объем реализации в 2011 году в коммерческом сегменте составил около 468 млрд. руб. (16,0 млрд. дол.). Драйвером роста рынка была инфляция (+8,8%) и переход на более дорогие препараты. Было реализовано 4,4 млрд. упаковок, что практически совпадает с показателем 2010 года.
Сегмент «аптечной парафармацевтики» в 2011 году полностью не вернулся на докризисный уровень по показателю роста. Емкость данного сегмента в 2011 году составила 130 млрд. руб., что на 10% выше, чем объем в 2010 году. Несмотря на это, аптеки активно развивают это направление в своих продажах – так товары под собственной торговой маркой выпускаются в первую очередь по нелекарственным позициям.
Государственный сектор в 2011 году показывает рост на уровне 7%. Это один из самых стабильных сегментов на фармацевтическом рынке. Так как его развитие обусловлено бюджетными деньгами. По итогам 2011 года на закупку лекарств для льготных категорий граждан было потрачено 84,7 млрд. руб.
Прирост по отношению к 2010 году составил около 4,7%. По итогам 2011 года емкость сегмента госпитальных закупок составила 142 млрд. руб., что на 9% выше, чем показатель 2010 года. В натуральном выражении объем закупленных лекарств составляет около 1 млрд. упаковок, что также выше на 3%, чем по итогам 2010 года.
Объем импорта ГЛС в Россию в 2011 г. составил 13,2 млрд. дол., что на 11% выше аналогичного показателя в 2010 году.
По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2012 году на 10% в рублях и достигнет уровня 910 млрд. руб.
Источник:dsm