ЛПУ как социальная стратегия и залог благополучного будущего нации
Сегодня, 9 сентября 2022 года, исполняется 30 лет Краевой клинической детской психиатрической больнице Приморья. Она прошла еще не очень долгий, но яркий насыщенный путь, где прошлые заслуги однозначно предопределяют сегодняшние достижения, а также будущие победы и свершения, которые являются их логическим, закономерным и гармоничным продолжением. В истории медучреждения можно обозначить периоды детства и отрочества, однако очевидно, что его современный этап настоящего взросления ведет отчет с 2013 года - с момента, когда в помещении на ул. Днепровской, 45 открылось диспансерное отделение, здесь же начался прием психиатров и психотерапевтов, работавших до этого в разных детских поликлиниках Владивостока.
Специалисты единственной в своем роде клиники на Дальнем Востоке делают акцент на комплексный биопсихосоциальный подход к лечению различных душевных расстройств и соматических состояний с использованием широкого спектра психореабилитационных методик: аппаратов биологически обратной связи, гравитационной, сказко- песочно- и музыкотерапии. Только тот факт, что ККДПБ дважды становилась победителем Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Т.Б. Дмитриевой, говорит о многом. С какими достижениями специализированное медучреждение подошло к своей круглой дате, и что именно делает его уникальным, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия Горохова.
Комплексная защита от суицида и насилия
- Анастасия Витальевна, юбилейная дата – хороший повод, чтобы рассказать об успехах клиники, что бы вы отметили в первую очередь?
- Вот уже три десятилетия наша больница является флагманом психиатрической помощи юным пациентам с самого раннего возраста до 18 лет. Она до сих пор остается единственной в Дальневосточном федеральном округе, поэтому мы ежегодно встречаем детей из Приморья, Амурской области, ЕАО, Сахалина и Камчатки. Все это время медучреждение не стояло на месте, постоянно развивалось. Только за несколько предыдущих лет оно совершило кардинальный качественный и количественный прорыв. Мы приросли новыми актуальными отделениями, среди них - амбулаторное и медико-реабилитационное для детей с одного года до семи лет. В январе текущего года исполнилось шесть лет кризисно-адаптационному центру «Мир ребенка». Это действительно уникальная структура, блестящие специалисты которой очно и заочно консультируют маленьких пациентов и их родителей по суицидальная тематике, жестокому обращению и пренебрежению нуждами детей как в семье, так и среди сверстников, в том числе буллингу в школах, интернет-угрозам и травле в соцсетях. И вся эта работа приносит реальные плоды в виде предотвращенных случаях суицида, физического, морального и сексуального насилия.
- Удалось ли к 30-летию обновить и модернизировать родную клинику?
- Да, мы капитально отремонтировали диспансерное отделение, оказывающее специализированную помощь пациентам от рождения до 18 лет. Диспансер детской психиатрической больницы располагается в старом неприспособленном здании бывшей молочной кухни 1979 года постройки на Днепровской, 45, что являлось препятствием для полноценной и качественной работы службы, через которую ежегодно проходит порядка 30 тысяч маленьких пациентов. Площади под него были переданы ККДПБ в 2013 году, и нынешний ремонт стал первым за много лет. Работы по реконструкции начались в конце августа прошлого года на средства краевого бюджета. Мы полностью заменили системы коммуникации - электропроводку, канализацию, водоснабжение и вентиляцию, обновили двери и оконные конструкции, выполнили современную отделку помещений - покраску, шпаклевку и побелку стен и потолков. Также за счет архитектурно-дизайнерских решений удалось организовать дополнительный рабочий кабинет врача-психиатра, который соответствует всем нормативным показателям и обеспечивает более четкую градацию по участковому принципу.
- От региональных властей и других ведомств есть поддержка?
- Нашу службу продолжает курировать глава региона - в частности, красочное оформление внутренних помещений и удобная навигация в виде оригинальных обозначений кабинетов и указателей в диспансере выполнены благодаря фонду «Единой России» под руководством губернатора Приморья Олега Кожемяко. А автономная некоммерческая организация «Ключи от сердца» подарила замечательные работы с выставки фотохудожников, которая проходила в Приморье осенью прошлого года. Сегодня они украшают холлы и кабинеты учреждения, и это оживило восприятие интерьера, придало ему особый шарм и очарование. Что касается поддержки от краевых органов власти в целом, то я могу ответственно заявить, что оказываемое ими внимание к нашей службе можно наблюдать только в крупных городах России, это преимущественно Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. Я регулярно общаюсь коллегами из других территорий, и они искренне удивляются, насколько грамотно у нас налажено межведомственное взаимодействие. И это действительно так, мы пошагово и скрупулезно отработали процесс передачи обращений в смежные структуры, в том числе следственный комитет, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, и самое главное, что они там не теряются, по каждому случаю проводится всестороннее разбирательство, дается обратная связь.
Приоритет немедикаментозных методик
- С какими патологиями вы преимущественно имеете дело?
- Спектр нарушений в области детской психиатрии очень широк. Мы занимаемся маленькими пациентами с расстройствами поведения, детской формой шизофрении, нарушениями адаптации и пищевого поведения, аутизмом, логоневрозами, задержкой речи, дислексией и дисграфией. Сюда также попадают длительно болеющие дети, так как у многих не включена нейрогуморальная составляющая, что в значительной степени снижает иммунитет организма. А самые тяжелые проблемы решаются в кризисном отделении больницы – они связаны с насилием, попытками уйти из жизни, психическими травмами, включая ситуации развода родителей, потери близких, и т.д. Примерно у 20% современных детей наблюдаются различные психические расстройства, они занимают более третьей доли в структуре общей заболеваемости, а половина из них, в том числе тревожные состояния, депрессия, поведенческие расстройства возникают до 14-ти лет. Свыше 50% школьников страдают ментальными нарушениями, что приводит к хронической неуспеваемости. Поэтому именно профилактическая и реабилитационная помощь маленьким пациентам имеет стратегическое значение, является необходимым условием здоровья и безопасности нации.
- Меняются ли в последнее время подходы к лечению детей с психическими расстройствами - вы можете отметить какие-то характерные тенденции?
- В последние годы происходит смена парадигмы: объем медикаментозного лечения уменьшается, а роль нейропсихологической, психологической и дефектологической помощи возрастает. Таким образом, детям необходимо получать объемную комплексную терапию, которая позволяет выправлять, стабилизировать их состояние, снимать острые процессы. Например, в стационаре у нас установлено колесо по типу беличьего, движения в котором формируют глубинные структуры мозга и снимают напряжение при освоении школьной программы. Причем настолько успешно, что мы уменьшаем дозировку назначенных ранее нейролептиков. В результате увеличение объема нейрореабилитационных технологий на амбулаторном этапе позволяет снизить медикаментозную нагрузку. Важно, что меняется и характер лекарственной терапии, на фоне которой эффективность коррекционных мероприятий повышается в разы. Мы применяем препараты не только психиатрического спектра - ноотропы и нейролептики, но и на первый взгляд напрямую не связанные с лечением психических заболеваний. Это ЛС, корректирующие флору кишечника, минеральный водно-солевой обмен. Родителям бывает достаточно проблематично объяснить, для чего необходимо принимать щелочные ванны, что сбалансированная внутренняя среда организма позволяет правильно выстраивать работу нейромедиаторов. Поэтому широкий угол профессионального зрения, комплексный подход к самому ребенку, а не к симптому обеспечивает достижение наилучшего результата.
- Позволяет ли квалификация специалистов соответствовать современным трендам?
- Обязательно - с детьми работают высококлассные клинические психологи, психотерапевты и психиатры, дефектологи, логопеды и олигофренопедагоги. Врачи проходят обучение на центральных базах страны и в Тихоокеанском государственном медицинском университете. Включая очный формат, они получают знания по детской психиатрии, вопросам неврологии, кризисной помощи, психокоррекции нарушений при аутистических расстройствах. К примеру, все специалисты медико-реабилитационного отделения прошли обучение в РМАПО по программам последипломного образования по микропсихиатрии и психиатрии детского возраста, а также повысили свою квалификацию в Институте коррекционной педагогики РАО по медицинской реабилитации детей с расстройствами в сфере психического здоровья. Они имеют высшую категорию, которая получена не по стажу работу, а по реальному клиническому опыту, глубине и наполненности знаний и навыков.
Отмечу, что наш коллектив значительно помолодел, его средний возраст составляет 40-45 лет. Это поколение подходит к своему профессиональному долгу с особым душевным и духовным настроем. Как подтверждение, приведу такой факт - только в нашей клинике ведет прием православный священник, протоирей, общественный деятель. Александр Талько - врач по образованию, дополнительно окончивший интернатуру по психиатрии, сегодня он трудится в качестве детского врача-психиатра. Поверьте, такой уникальный коллега вызывает особенное доверие и дает внутренние силы не только пациентам. Впрочем, медперсонал больницы – это не только врачи. В нашем медучреждении учатся все: за последнее время сертификаты о повышении квалификации получили медсестра физиоотделения, главная медицинская сестра, постовые медсестры.
Ключевое условие выздоровления - терапия средой
- Какие программы лечения наиболее интересны и прогрессивны?
- Учитывая, что терапевтический вектор в настоящее время сместился в сторону нестационарных видов помощи, то выбор методик и оборудования определяется данным направлением. Например, большую помощь оказывают ультрасовременные аппараты биологически обратной связи (БОС-терапия), которые помогают детям справляться со стрессом и эмоциями в сложных ситуациях, не давая развиваться паническим атакам. Томатис-терапия улучшает двигательные, эмоциональные и когнитивные способности, используя музыку и речь. Для работы с детьми с самого раннего возраста и до школы используется специальное интерактивное оборудование, при этом процесс интеграции к школьному возрасту происходит намного легче. Очень многим детям необходима психокоррекционная работа, чтобы справиться с нарушениями речи. Для этого у нас есть новый инструмент в логопедии – интерактивное зеркало. Играя, ребенок может достигать высокого и стабильного результата, который подкрепляется и лечением.
- Есть ли уникальные методики и авторские наработки?
- Конечно, в частности, это нейрогравитационная терапия. После нас ее стали применять в клиниках центральных регионов России. Представьте: малыш находится в специальной люльке, в которой повторяет положение тела в комфортной матке. Под контролем клинического психолога или врача-психотерапевта происходит синхронизация ритмов матери и ребенка – это неоценимая помощь для глубоких структур мозга, которые помогают малышу дозреть с минимальным применением медикаментозной терапии. Смысл в том, что люльки в отличие от гамаков раскачиваются во всех проекциях, эти движения в точности воспроизводят шевеления готовящегося к рождению ребенка. Само пространство освещает солевая лампа, которая дает бледный розово-оранжевый свет, максимально приближенный к естественному освещению матки, плюс подключается музыкальная и ароматерапия. Мы используем как бинауральные шумы, так и низкочастотные звуки, которые слышит малыш внутри мамы. Из запахов наиболее распространенные - лавандовые масла, которые обеспечивают релаксирующий эффект, я предпочитаю более сложные смеси из даосских практик. Если беременность была тяжелой в психологическом и физиологическом плане, то мы восполняем этот ресурс ребенку, он испытывает безопасность, комфорт и защищенность.
Также могу отметить фототерапию. Ею занимается специалист по социальной работе, которая является профессиональным фотографом. Суть в том, что делается портретная фотография пациента, и она чем-то обыгрывается в рамках арт-терапии. В результате под контролем специалиста ребенок способен отделить бред и вынести его за рамки своей личности, транслировать вовне. Учитывая психофизиологические особенности детского возраста, данный метод работает очень хорошо, и мы обязательно будем продолжать его развивать и совершенствовать. Также мы начали сотрудничать с МЦ «Океан», на территории которого наши особенные детки проходят дельфинотерапию. Это программа коррекции и реабилитации, которая помогает в лечении таких серьезных заболеваний, как синдром Дауна, ДЦП, аутизм, заикания разного уровня сложности, умственная отсталость и другие генетические патологии.
- Насколько успешно применяется терапия средой?
- По большому счету всё - начиная от входных ворот до игровых площадок – является в нашей клинике терапией средой. Ее создание стало первой задачей команды лечебного учреждения. Заходя сюда, ребенок не должен пугаться, переживать, испытывать стресс и эмоциональный дискомфорт. Ведь многие из маленьких пациентов не говорят, не могут себя обслуживать, так что внутренний настрой всего коллектива, и младшего медперсонала, в частности, крайне важен. От этого во многом зависит спокойствие и безопасность детей и родителей. Кстати, с осени 2020 года у нас применяется музыкотерапия – успокаивающие и ласкающие слух композиции звучат в фоновом режиме в холле стационара и настраивают ребят с особенностями на позитивный лад, повышают их эмоциональную восприимчивость к лечению, являясь важнейшей составляющей терапии средой, которая в свою очередь выступает важным и необходимым условием выздоровления.
Неустанное совершенствование и движение вперед
- В чем заключается специфика вашего направления медицины?
- Детская психиатрия стоит на стыке разных специальностей – здравоохранения, образования, социальной политики. И мы можем повлиять на то, как часто будет болеть ребенок, сможет ли он хорошо подготовиться к школе, взаимодействовать со сверстниками или адекватно вести себя в кризисной ситуации. Пожалуй, уникальность нашей специальности в том, что она безгранична по своей наполняемости, объему и глубине. Детская психиатрическая служба существует давно, еще Зигмунд Фрейд акцентировал внимание на ее ключевой роли в решении различных проблем, связанных с душевными недугами. В Советском Союзе был период, когда этими вопросами занимались психоневрологи - врачи с сочетанной подготовкой в области детской неврологии и психиатрии. Потом эти две специальности разделили, и у родителей до сих пор остался сильный страх перед психиатрией - они предпочитают обращаться к неврологам. Но у нас совершенно разная подготовка - иной уровень и объем знаний, другой подход к трактованию симптомов и назначению лекарственной терапии.
К примеру, то, что принято называть СДВГ - синдромом дефицита внимания и гиперактивности, может быть проявлением мании, т.е. симптомами психического заболевания. Они внешне выглядят похоже, но лечатся по-разному, и принимая во внимание нюансы поведения ребенка и его энергетическое наполнение, детский психиатр способен грамотно отделить патологию неврологического профиля от душевного расстройства. Опытный специалист может выявить отклонения даже по взгляду ребенка. При этом я нисколько не умаляю значение неврологов - они занимают конкретную нишу и успешно лечат свои патологии, у нас много детей на совместной курации. Также хочу подчеркнуть, что вся профильная помощь оказывается по высоким стандартам качества и безопасности медицинской деятельности и в соответствии с клиническими рекомендациями, в детской психиатрии их шесть. Большое внимание мы уделяем и работе с родителями, второй год проводим для них телемедицинские консультации.
- Перспективы впереди радужные?
- В юбилейный год самое время строить и реализовывать грандиозные и в хорошем смысле амбициозные планы. Например, мы думаем о расширении медико-социальной и первичной помощи, о более глубокой работе с детьми, имеющими психосоматические проблемы и нарушения пищевого нарушения. Обязательно будем развивать и дооснащать диспансерное отделение, которое уже сегодня встречает маленьких пациентов с ментальными нарушениями в статусе центра психического здоровья детей и подростков, т.е. с расширенными профессиональными компетенциями и лечебно-профилактическими возможностями. Уверена, нашим специалистам любые, даже самые сложные и трудоемкие задачи по плечу и по силам.
Я от всей души поздравляю коллектив Краевой клинической детской психиатрической больницы ее 30-летием, желаю всегда двигаться вперед, совершенствоваться и вносить свой индивидуальный личный вклад в лечение пациентов. Сегодня наша клиника соответствует самым современным стандартам и работает в русле ведущих мировых трендов. Мы и в будущем будем продолжать эту добрую традицию. Счастья вам, мира и успехов во всех новых начинаниях!
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Родители и дети записываются на консультации по всем психосоматическим проблемам в диспансерное отделение, расположенное на Днепровской, 45 во Владивостоке, тел.: +7 (423) 236-05-27, работает с 8 утра до 8 вечера. Если требуется нейрокоррекция
маленьким детям, мамы могут записаться в медико-реабилитационное отделение на Жигура, 46 по тел.: +7 (423) 220-82-28.
Также дети до 15 с родителями и подростки до 18 лет могут самостоятельно обратиться в кризисно-адаптационный центр по тел.:+7 (423) 207-70-75, линия работает круглосуточно, бесплатно, анонимно.