Цифровое лицензирование: быстрее, комфортнее, точнее

1796

Цифровые технологии плотно вплелись во все сферы жизни. Без них немыслимы не только разработка инновационных программ будущего в науке, медицине, образовании, промышленности, но и выполнение ежедневной работы. Переход на электронные рельсы шаг за шагом делает процессы, ранее требовавшие значительных затрат времени, энергии и длительных согласований, более удобными и оперативными. Так, с января 2021 года изменения коснулись процесса оформления лицензий на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Какие же нововведения внесены в административную процедуру, как изменились сроки ее проведения и условия оформления лицензии на осуществление деятельности? На эти и другие вопросы корр. портала VladMedicina ответила начальник отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю Ирина Беккер.

Росздравнадзор, лицензирование, лицензирование медицинской деятельности, Ирина Беккер, контроль и надзор, цифровая медицина, цифровое здравоохранение, электронный документооборот

На пути к цифровой зрелости

- Ирина Александровна, что послужило импульсом для «цифровизации» лицензирования?

- В первую очередь специалисты Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю опираются на прошлогодний указ президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из ключевых векторов определена цифровая трансформация. Соответственно – достижение цифровой зрелости в экономике, социальной сфере и, разумеется, в здравоохранении.

Сегодня в стране четко поставлена цель – увеличить долю предоставления массовых социальных услуг в электронном виде до 95%. А поскольку лицензирующие органы предоставляют такие услуги, то наша прямая обязанность – оперативный и качественный переход к новому алгоритму действий. На сегодняшний день утвержден перечень видов разрешительной деятельности, которая подлежат оптимизации и автоматизации в период с 2021 по 2023 годы. В него вошла и выдача лицензий на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

- Что из нововведений уже введено в практику?

- С 1 января 2021 года действует реестровая модель, позволяющая повысить качество и прозрачность предоставления услуг лицензиатам и соискателям. В настоящее время лицензии не выдаются на бумажном носителе на защищенных бланках, но предоставляется выписка из реестра лицензий на определенную дату. Она подписывается усиленной электронной подписью руководителя лицензирующего органа и имеет QR-код, по которому владелец выписки может в любой момент увидеть информацию в развернутом виде, зайдя в реестр лицензий.

Кроме выписки может быть представлена копия акта лицензирующего органа о принятом решении переоформления лицензии, выдаче либо об отказе, а также справка об отсутствии запрашиваемых сведений.

- Каким образом подаются документы?

- Подача заявления на сегодняшний день полностью исключает бумажный носитель – оно подается через портал «Госуслуги». Правда, есть один нюанс. Пока система отлаживается и может дать неожиданные сбои, я советую лицензиатам и соискателям заходить через сайт территориального органа или Федеральной службы Росздравнадзора. На стартовой странице красным шрифтом обозначена информация с прямой ссылкой – по ней легко выйти на портал «Госуслуги», заполнить заявление и прикрепить необходимые документы.

- Через какое время они попадут «в руки», вернее, на монитор компьютера специалиста территориального органа?

- Секунда в секунду мы видим каждое заявление в своей системе. В соответствии с административным регламентом начинаем процедуру в день поступления заявления.

- В Приморье уже прошли оформления по новым правилам?

- Да. Первые две электронные лицензии на оказание медицинской и фармацевтической деятельности выданы федеральному медучреждению, и лицензиат остался очень доволен. Вся процедура - от первого до завершающего этапа - была пройдена легко и быстро. В данный момент еще три медицинских организации в процессе заполнения заявлений.

- На какие нововведения вы бы обратили особое внимание лицензиатов?

- На мой взгляд, беспрецедентной является возможность получить лицензию одновременно на оказание медицинской и фармацевтической деятельности для государственных учреждений, имеющих в наличии обособленные территориальные подразделения, например, ФАПы. Это позволяет юридическому лицу наравне с оказанием медицинских услуг также вести розничную торговлю лекарственными средствами населению в отдаленных районах.

- Несмотря на всеобщую цифровизацию, могут возникнуть проблемы. Ведь до сих пор остаются организации, где в силу их деятельности, выход в сеть ограничен.

- Такие учреждения действительно есть. Но вопрос - решаемый. Если невозможно зайти на «Госуслуги» со своих компьютеров, соискатели могут приехать к нам с электронным носителем, и мы вместе, пошагово пройдем путь подачи заявления. Росздравнадзор Приморья открыт для консультирования: любые вопросы можно задавать по электронной почте, по телефону и, конечно, в рамках наших профилактических визитов в медицинские и фармацевтические компании региона.

Ошибка в документах? Исправим!

- Ирина Александровна, какие еще изменения значительно упрощают процедуру для тех, кто обратился за услугой?

- Оформление стало на порядок комфортнее благодаря тому, что с 2021 года лицензирующий орган имеет возможность вносить сведения в реестр лицензий самостоятельно, без участия лицензиата в этом процессе.

- Вы хотите сказать, что возврат документов из-за неточностей канул в Лету?

- Совершенно верно. Теперь на этапе подачи заявления документы не возвращаются и никакие отказы не делаются. Каждый лицензиат или соискатель получает автоматическое уведомление с датой и регистрационным номером заявления. Даже если в предоставленных документах допущены ошибки, они автоматически устраняются во время проверки.

- А что делать, если в связи с новыми нормативно-правовыми актами – а их сейчас немало - необходимо менять информацию и в лицензии?

- Учтен и этот момент. С 2021 года лицензирующий орган может вносить сведения в реестр лицензий самостоятельно. Все стало намного проще.

Приведу пример. В 2021 году изменился классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Согласно приказу Минздрава РФ №866н, аннулированы некоторые виды работ/услуг, скажем, неотложная медицинская помощь или операционное дело. Однако юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нет необходимости писать заявление и менять документы: лицензирующий орган автоматически исключает данные виды работ/услуг из лицензии. А лицензиаты в любой момент могут запросить выписку и увидеть произведенные изменения.

Или нововведение нынешнего года – медицинское освидетельствование на право владения оружием с 2022 года могут выдавать только государственные медучреждения. Соответственно, в лицензии частных медорганизаций, ранее выполнявших этот вид услуг, эта запись автоматически ликвидируется.

В случае прекращения лицензиатом своей деятельности и наличии информации об этом в ЕГРЮЛ, изменений, например, в географическом адресе организации все изменения вносятся автоматически, без участия лицензиата.

- О каких изменениях стоит еще упомянуть?

- Очень поможет в работе введение единого реестра учета лицензий (ЕРУЛ). Если раньше у юрлица могло быть несколько бланков от разных лицензирующих органов - от Минздрава РФ и Росздравнадзора на разные виды деятельности, то сейчас это исключено. Теперь все лицензии одного юрлица сведены в одну и заново пронумерованы в ЕРУЛ.

Повышая доступность и качество

- Хорошо, документы в территориальный орган поданы. Началась проверка. Есть перемены на этом этапе процедуры?

- Проверка заменена на оценку с позициями «да»-«нет». Утверждены соответствующие оценочные листы, где сжато изложены лицензионные требования. Представитель лицензирующего органа заполняет их в дистанционном режиме либо на выезде вместе с лицензиатом или соискателем. Важно, что собственно выезд в процессе оценки осуществляется только при заявлении лицензиатом нового места осуществления деятельности. Во всех других случаях процедура может проходить в формате видеоконференцсвязи.

- Каковы сроки цифрового лицензирования?

- Они изменились. Теперь полная процедура предоставления лицензии занимает всего 15 рабочих дней, а было, напомню, - 45. Для внесения изменений в реестр (по-старому оформление), если, например, лицензиат решил внести новые виды деятельности, сейчас потребуется лишь 10 рабочих дней.

Но даже эти сроки будут пересмотрены. В проекте, с сентября 2022 года лицензирование займет 10 дней, а внесение изменений (по - старому оформление) – пять. Такая процедура, как внесение изменений в связи, к примеру, с переименованием юридического лица, будет выполнена за один - три рабочих дня.

- За счет чего сжимаются сроки?

- Цифровое поле создает комфорт не только для соискателей и лицензиатов. Изменились возможности и лицензирующих органов. Значительно расширилось взаимодействие с другими госорганами, ведущими различные реестры и регистры. А с 2023 года электронное партнерство будет вестись в полном объеме.

- А как сотрудничаете сейчас?

- Существуют Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) и Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО). У Росздравнадзора как лицензирующего органа есть к ним доступ. Допустим, лицензиат заявляет новые виды деятельности. Значит, для этого должны быть определенное оборудование и квалифицированные специалисты. Учитывая, что с 2021 года все медорганизации должны были внести сведения в эти ресурсы, мы заходим в реестр ФРМО и проверяем, действительно ли у лицензиата есть необходимое оборудование и данные о регистрации этих медизделий? А в регистре ФРМР можно увидеть, насколько профессиональная подготовка специалиста соответствует заявленному виду деятельности.

К концу 2022 года по информационной системе Пенсионного фонда РФ также можно будет получить подтверждение трудоустройства конкретного медицинского специалиста именно у заявляющегося лицензиата или соискателя лицензии. А в регистре, который ведет Рособрнадзор, мы увидим реальные дипломы, сертификаты и аккредитационные удостоверения, выданные медицинским специалистам конкретной образовательной организацией, имеющей на то законное право. Огромное подспорье и экономия времени как для сотрудников лицензирующего органа, так и для лицензиатов – ведь им теперь не нужно предоставлять все эти документы!

- На размере госпошлины отразится такая простота и прозрачность?

- Хорошая новость - до 31декабря 2022 года отменена государственная пошлина за лицензирование любого вида деятельности - и за предоставление, и за переоформление лицензии. Если по незнанию юридическое лицо или индивидуальный предприниматель все-таки внесли оплату, она незамедлительно возвращается.

- Ирина Александровна, какие результаты дал первый опыт работы в цифровом формате лицензирования?

- Практика показывает: новый алгоритм несравненно упростил все процедуры, сделал их более прозрачными, что прямо или опосредованно повышает качество, безопасность и доступность медицинской и лекарственной помощи населению. Это и есть главная цель всех изменений.




  Рейтинг: 5, Голосов: 9



Поделиться
Обсудить в Telegram
1796
Личный кабинет