Когда продуманные решения приводят к уверенным победам
Для приморских лечебных учреждений получать сертификат качества и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзора не в новинку. Но случай с ГБУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» Приморья - особый и заслуживающий отдельного подробного описания, прежде всего потому, что ККИБ не только решилась войти в пилотный проект, но и первой среди профильных госпиталей страны благополучно прошла итоговый аудит экспертов Института качества Росздравнадзора. Это было изначально смелой и ответственной инициативой - начать глобальные преобразования в здании, которое было построено более века назад и оптимизировать все лечебно-диагностические процессы на самом достойном уровне. Слагаемые этого успеха - внимание к каждой мелочи и детали, разработка «авторских» алгоритмов и стандартных операционных процедур, нацеленность на результат и командная работа коллектива.
Врачебные кадры как главная движущая сила
Чтобы соответствовать высоким критериям качества и безопасности медицинской деятельности, администрация и коллектив Краевой клинической инфекционной больницы проделали колоссальную подготовительную работу, охватившую буквально все аспекты работы ЛПУ.
- Мы вошли в пилотный проект три года назад, начинали эту работу прежде всего для себя, и не ставили сразу амбициозных целей выйти на итоговый аудит экспертов Росздравнадзора, - подчеркивает в беседе с корр. портала VladMedicina.ru главный врач ГБУЗ «ККИБ» Оксана Лакомкина. - Причем еще до этого проекта решили, что все свои усилия направим на улучшение качества оказания специализированной помощи, безопасность медицинских услуг и создание комфортных условий как для пациентов, так и персонала. Нужно понимать, что здание, где располагается инфекционная служба Приморья, было построено в 1904 году и является историческим памятником культурного наследия, поэтому логично, что в последние десятилетия его техническое состояние оставляло желать лучшего. Но хочу отметить, что персонал здесь всегда был на высоте, особенно это касается врачебных кадров - крепких профессионалов, влюбленных в свое дело, настоящих энтузиастов и подвижников. Несмотря на не самые благоприятные условия, они продолжали служить своим пациентам и оказывать качественную медицинскую помощь на современном уровне. Поэтому нашей первоочередной задачей было создать достойные условия для работы персонала, привлечь сюда специалистов. Мы отремонтировали это здание, сделали по максимуму все возможное, хотя его статус исторического памятника не позволял реализовывать глобальные конструктивные решения.
Следующим этапом стало создание комфортных условий непосредственно для пациентов. Все рабочие совещания неизменно заканчивались следующим напутствием: относиться к больным и их родственником так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. На тот момент больница еще не могла похвастаться высокотехнологичным внутренним убранством, поэтому «брали» отзывчивостью, вниманием, заботой, приветливыми улыбками, добрым словом и благожелательным отношением. Можно смело утверждать, что инфекционная служба повернулась лицом к человеку и вкупе с высокими профессиональными компетенциями докторов это принесло свои плоды. Проект по качеству и безопасности медицинской деятельности придал данным начинаниям новый мощный импульс, и даже пандемия коронавируса не стала серьезным препятствием для развития медучреждения, находящегося в ее эпицентре. После обучающих конференций и обмена опыта с коллегами началась трехлетняя непрерывная и планомерная работа по реализации проекта, итогом которой стало успешное прохождение итогового аудита экспертов Института качества Росздравнадзора. Но об этом чуть позже.
Идентификация пациентов и эпидбезопасность
- Мы весь последний год обучали персонал ключевым принципам системы качества и безопасности медицинской деятельности, - делится куратор проекта, заместитель главного врача ККИБ по клинико-экспертной работе Елена Монастырская. - И это непрерывный цикличный процесс - заканчивают учиться медсестры, начинают врачи, и так далее. В частности, прошли тренировки в симуляционном центре ТГМУ по оказанию экстренной помощи, приобрели специальный манекен, на котором сотрудники регулярно отрабатывали навыки сердечно-легочной реанимации при активном участии врача анестезиолога-реаниматолога. По всем разделам разработали собственные внутренние алгоритмы действий и стандартные операционные процедуры, причем это именно индивидуальные авторские документы, ориентированные исключительно на специфику работы нашей инфекционной больницы. Вообще самым сложным было вовлечь в этот процесс персонал, сплотить, заинтересовать и мотивировать его на участие в проекте. Да, мы улучшили условия, оптимизировали бизнес-процессы, разработали СОПы, но в конечном счете все упирается в кадры, в желание сотрудников их выполнять. Один неправильно закрепленный винтик способен обрушить всю гармонично выстроенную и уже отлаженную систему.
Что касается конкретных изменений и преобразований, то они начинаются с идентификации пациентов в приемном отделении, которое является лицом и визитной карточкой любого лечебного учреждения. Для этого применяются специальные браслеты разных цветов - пациент поступает в профильное отделение уже «окольцованным», и персонал проводит необходимые манипуляции с учетом его персональных идентификационных признаков.
При этом красный цвет означает высокий риск аллергических реакций на лекарственные препараты и пищевые продукты, желтый - высокий риск падения, предотвращать которые помогает специальная обширная программа по предотвращению данных рисков, и зеленый предназначен пациентам с сахарным диабетом. Это заболевание может усугубить течение инфекционных патологий, также как и они ухудшают состояние больных с СД. Во избежание обострений им постоянно измеряется уровень гликемии и предоставляется специальная диета.
Кстати, кормят здесь на редкость вкусно, повара готовят по-домашнему, и пациенты не устают их нахваливать. Главное - блюда подаются с улыбкой и всегда приправляются хорошим настроением с пожеланиями приятного аппетита и скорейшего выздоровления.
Раздел по эпидемиологической безопасности более чем обширный и в первую очередь включает в себя тщательный контроль над гигиеной рук медперсонала, для этого были стандартно оборудованы места для мытья рук во всех подразделениях МО, проводятся регулярные занятия каждым из сотрудников, проверка навыков осуществляется врачом-эпидемиологом. Все процедурные кабинеты, в соответствии с требованиями санитарных правил оборудованы бесконтактными дозаторами. В коридорах, при входах в отделения и палаты, а также у постов медицинских сестер по всему медучреждению стоят диспенсеры с антисептическим раствором для обработки рук.
Важная часть эпидпрограммы – микробиологический мониторинг и производственный контроль качества генеральных уборок. При этом благодаря автоматическому дозатору дезсредства разводятся в нужной консистенции и пропорции с исключением человеческого фактора, без необходимости делать это «на глазок» и использовать большие баки. В результате не допускается перерасхода и перелива. Матрасы в палатах обтягиваются биоматериалом, который подвергается регулярной дезинфекции. В буфете вся посуда проходит несколько степеней очистки и обеззараживания.
Также в медучреждении внедрена система безведерной уборки помещений при помощи комплексных компактных станций с использованием специальных насадок - мопов, что значительно облегчило работу санитарок, или фей чистоты, как их с нежностью называют благодарные пациенты.
Коридоры, отделения и палаты оснащены современными рециркуляторами, работающими в постоянном режиме. Помимо них для аэрозольной обработки разных помещений больницы используется переносной аппарат, создающий облако сухого тумана. К примеру, его применение в приемном отделении позволяет сократить время дезинфекции между приемом пациентов с 30 до 10 минут.
Оптимизация и модернизация по всем фронтам
Экскурсия по обновленному и модернизированному медучреждению превзошла самые смелые ожидания - все, кто хотя бы раз переступал порог этой больницы в 90-х или нулевых, хорошо помнят ее достаточно унылый внешний вид, внутреннюю тесноту и мрачноватую атмосферу. Сегодня помещения ЛПУ блистают чистотой и порядком, кабинеты, палаты и холлы преобразились до неузнаваемости, современный инвентарь, оборудование, мебель - на своих местах, создающих островки покоя, тепла и доброжелательности. Все очень эргономично, стильно и современно, при этом сразу видно, что продумано до мельчайших деталей, сделано с любовью и искренней заботой о каждом пациенте и сотруднике.
Пациенты удивляются и радуются продуманной логистике внутри отделений, удобной навигации с понятными указателями и стильно оформленными под старину коваными наружными вывесками, комфортным зонам ожидания с кулерами и телевизором. В буфете установлены новые посудомоечные машины, прачечная оборудована стиральной и сушильной машинами. К услугам всех стационарных пациентов - большие термосы с кипятком, чтобы иметь возможность попить чай в любое удобное время. В темное время суток территория полностью освещается фонарями. В каждом процедурном кабинете есть аптечки с препаратами для оказания всех видов неотложной и экстренной помощи - при анафилактическом шоке, гипертоническом кризе, ангинозном синдроме, и т.д. Если говорить о хранении лекарственных средств в целом, то данная система налажена таким образом, что похожие друг на друга упаковки невозможно перепутать, так как на них наносится дополнительная цветовая маркировка.
В приемном отделении всегда готова к использованию функциональная маневренная каталка с гидроприводом и разными степенями наклона. Все палаты также оснащены современными функциональными кроватями с держателями, а во втором корпусе установлена внутрипалатная связь: одним нажатием кнопки пациент может вызвать медсестру в любое время, где бы она не находилась - сигнал поступает ей на пейджер. Кроме того, здесь всегда на связи дежурный реаниматолог.
Отдельная гордость инфекционной службы - современная бактериологическая лаборатория, оснащенная высокоточным микробиологическим анализатором и спектрометром для идентификации большого числа возбудителей инфекций и определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
Но совершенству нет пределов, и в учреждении установлены ящики для пожеланий и предложений пациентов по оптимизации работы и улучшению условий их пребывания в инфекционном стационаре. Руководство ЛПУ гарантирует - ни одно обращение без внимания не останется. Система качества и безопасности медицинской деятельности основана на учете рисковых событий и возможных нештатных ситуаций. Сегодня действия сотрудников в любых обстоятельствах тщательно отшлифованы и отработаны до автоматизма, все расписано по минутам, персонал работает как единый слаженный механизм, без заминок и сбоев.
В отделениях заведены журналы рисковых событий с подробным обсуждением каждого случая, за соблюдением правил и норм системы качества и безопасности медицинской деятельности следят старшие сестры, главная медсестра, врач-эпидемиолог и заместитель главврача по КЭР, которые регулярно совершают обходы, налажен порядок плановых и внеплановых аудитов.
Заслуженно высокая оценка экспертов Росздравнадзора
Итоговая аудиторская проверка специалистов во главе с заместителем генерального директора Института качества Росздравнадзора Олегом Швабским прошла 8 октября этого года. Также в комиссию вошли трое экспертов из приморского Центра компетенций, включая его руководителя Ольгу Перову.
Каждый аудит - в высшей степени познавательный процесс, который настраивает руководство ККИБ на выявление и исправление каких-то недочетов и мотивирует к достижению идеальной стационарной модели. Итоговая проверка экспертов Росздравнадзора со всей очевидностью продемонстрировала – лечебное учреждение справилось с поставленными целями и задачами на отлично, а врач-эпидемиолог из экспертной комиссии отдельно похвалила профильные СОПы. После экскурсии по больнице не осталось никаких сомнений, что экспертов больше всего подкупила искренняя заинтересованность персонала, а значит и победа эта – общая заслуга всего коллектива и каждого сотрудника в отдельности.
Получение сертификата качества Росздравнадзора - только очередной этап большого пути развития и совершенствования Краевой клинической инфекционной больницы. Останавливаться на достигнутом и почивать на заслуженных лаврах здесь не собираются, у администрации медучреждения масса идей, что и как можно улучшить, поэтому впереди пациентов и персонал ждет еще немало приятных сюрпризов и смелых реализованных инициатив.