И положение в обществе сохранить, и здоровье душевное поправить

3302

Что делать, если за окном солнце, а в душе серый мрак -- и конца и края ему не видно? Если ничего в жизни не радует, все кажется пустым и бессмысленным, а впереди глухая стена с ярко кричащей табличкой «Выхода нет»? Интернет пестрит объявлениями от всевозможных психологов, экстрасенсов, травников, народных целителей, гадалок, колдунов и магов в пятом поколении, которые готовы за умеренную плату избавить вас навсегда от тоски и душевных хворей. Наверно, не стоит говорить, что все это от лукавого, и живем мы не в дремучем мире суеверий и предрассудков, а в современном обществе доказательной медицины. И у жителей Приморья есть прекрасная возможность абсолютно бесплатно, на высочайшем профессиональном уровне и без каких-либо социально-правовых последствий решить свои проблемы с пошатнувшимся психическим здоровьем. Как это сделать, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» Приморья Максим Артамонов.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Самый короткий путь к здоровой психике

- Максим Николаевич, понятно, когда человек имеет проблемы с раннего возраста и из детской автоматически переходит во взрослую психиатрическую службу. А что делать взрослым и уже состоявшимся людям, которые начали испытывать душевные терзания, но до этого за данной помощью никогда не обращались?

- В психиатрии существует два варианта развития событий. Первый - когда психическое состояние человека в силу каких-либо жизненных обстоятельств начинает ухудшаться, и сначала это проявляется на физическом уровне: он начинает быстро уставать, раздражаться по незначительным поводам, теряет сон — все это часто свидетельствует об отклонениях психики невротического характера и нарушении адаптации. И начинаются его хождения по мукам и врачам разных специальностей - невропатологам, терапевтам, частным психологам, он пьет разрекламированные по телевизору препараты, травки «от бабушки», а в результате все равно попадает к нам, но уже в запущенном состоянии. Соответственно, и лечение будет более тяжелым и длительным. Но в данном случае пациент все равно понимает, что болен, что его поведение не вполне адекватно, и самостоятельно ищет решения проблемы, стесняясь обращаться к психиатрам - к моему огромному сожалению, стигмация службы до сих пор высокая.

- Какой же сценарий второго варианта?

- Во втором варианте пациент не осознает, что с ним что-то не так - здесь речь идет уже о нарушении сферы мышления, если говорить более простым языком, то это бред. Главный признак в данном случае - отсутствие критики к собственному состоянию. Такие отклонения проявляются по-разному - от вынашивания сверхценной идеи до паранойяльного (первичного) и параноидного бреда, когда психика буквально разваливается. По мере деструкции клеток головного мозга ситуация усугубляется. В этом случае человек никогда в жизни сам не обратится к врачу, т.к. он не считает себя больным. Таких пациентов к нам обычно приводят либо родственники, либо они поступают по линии скорой помощи и органов правопорядка. Ключевой момент - после начала лечения в стационаре за очень короткий промежуток времени бредовая симптоматика купируется, у них восстанавливается самокритика, и они, оглядываясь назад, четко начинают понимать, что страдали серьезным психическим расстройством.

- Все-таки какие симптомы должны насторожить человека и его близкое окружение, чтобы понять – пора обратиться к специалистам?

- Если депрессия, тревога, апатия, частая смена настроения, напряженное состояние, повышенная раздражительность, т.е. любое угнетающее вас состояние длится месяцами и улучшения не наступает - это однозначный повод обратиться в психоневрологический диспансер. То есть, когда человек понимает и чувствует, что сам он уже не справляется, у него не получается взять себя в руки и настроиться на правильный и позитивный жизненный лад. В этом случае реально помочь может только квалифицированный и специально обученный врач-психиатр, иными словами, ему необходимо срочно, пока душевный дискомфорт не достиг критической точки и не трансформировался в серьезную психопатологию, бежать в наш диспансер на Некрасовской, 50, разбитый на участки по месту жительства по аналогии с обычными городскими поликлиниками. Это самый короткий, понятный и эффективный путь к восстановлению психического здоровья и душевного равновесия.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Без суда в стационар не положат

- Как это сделать в организационном плане, можно ли записаться на прием к психиатру по телефону?

- Нет, наш вид помощи, согласно действующей законодательной базе, предполагает только очное обращение, поэтому человек должен прийти своими ножками в диспансер и обратиться с паспортом в регистратуру на втором этаже здания. Если приходят родственники, они также должны предоставить документы, что они таковыми являются. На него заведут карточку и запишут на прием к участковому врачу-психиатру, который уже на первой консультации при личной беседе определит, есть ли показания к госпитализации в стационар. Обычно это происходит при тяжелых затяжных депрессиях, серьезных нарушениях мышления, когда человек слышит голоса, у него бред преследования, и пр. Если есть - доктор постарается убедить пациента в необходимости сделать данный шаг добровольно, чтобы как можно быстрее и эффективней помочь себе и своим близким. В среднем нахождение на круглосуточной койке длится не более трех месяцев. В случае, когда показания отсутствуют, специалист назначит амбулаторное лечение и распишет график приемов, при необходимости откроет больничный лист - все как в обычной поликлинической практике.

- В каких случаях пациента можно госпитализировать принудительно, когда родственники вправе вызвать специализированную бригаду или полицию?

- Они могут вызывать стражей правопорядка сколько угодно и когда угодно, но они приедут только если человек совершает противоправные действия. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан четко и недвусмысленно регламентирует, что принудительная госпитализация возможна только в трех случаях: если он представляет реальную опасность для себя и окружающих, если находится в беспомощном состоянии и если без специализированной медицинской помощи его состояние значительно ухудшится.

- А если человек все-таки отказывается от госпитализации и не согласен на добровольное лечение?

- Такие проблемы решаются в судебном порядке - врачи направляют соответствующее представление в судебные органы, которые проводят выездное заседание и принимают решение - госпитализировать или нет. В законе все четко прописано, поэтому попасть в нашу больницу по чьему-то желанию или злому умыслу невозможно.  

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Учет учету рознь

- Многие как чумы бояться психиатрического учета - в каких случаях проводится данная процедура?

- Вопреки расхожему мнению сам факт обращения в диспансер ни в коей мере и ни при каких обстоятельствах не является поводом для постановки на специализированный учет. И хочу сразу пояснить, что существует два вида учета - консультативный и диспансерный. Первый не влечет за собой абсолютно никаких социально-правовых последствий, ни в одном из аспектов не ущемляет гражданских прав и свобод человека. К примеру, это не является препятствием для получения медицинский справки от психиатра на право управления автомобилем. Ему, конечно, придется пройти врачебную комиссию - здесь важно понять, не ухудшилось ли его состояние с момента предыдущего обращения. На диспансерный же учет мы ставим только пациентов с тяжелыми нарушениями мышления, которые после выписки из стационара нуждаются в постоянном диспансерном наблюдении. А такие, как я говорил, сами не приходят.

- Диспансерный учет - пожизненное клеймо или его можно снять?

- Конечно, можно, мы делаем это постоянно и регулярно. Ваш вопрос как раз красноречиво свидетельствует о том, насколько мало в обществе знают о принципах и порядках оказания психиатрической помощи, в головах людей плотно укоренилась мысль о карательной сути отечественной психиатрии, что очень и очень печально. Если человек пять лет после стационара регулярно наблюдается у специалиста и его состояние стабильно, или даже он просто в течение данного срока не попадает в поле зрения нашей службы, что свидетельствует о стойкой длительной ремиссии, то мы его спокойно с учета снимаем.

- Какие виды помощи в вашем учреждении оказываются платно, а какие - в рамках программы госгарантий?

- Вся амбулаторно-консультативная помощь в диспансере по поводу профильных заболеваний и специализированное лечение в стационаре в полном объеме выполняются бесплатно. На личные деньги граждан проводятся только медицинские освидетельствования, чтобы получить разрешение управлять автомобилем, приобретать оружие или заниматься определенным видом деятельности, связанным с опасностью и риском для жизни. Такие заключения выдают исключительно врачи-психиатры диспансера, который имеет разветвленную сеть пролицензированных кабинетов в первичном звене Владивостока.

Краевая клиническая психиатрическая больница, Максим Артамонов, Психиатрия и наркология, психиатрия

Психиатрия с человеческим лицом

- Как вы относитесь к многочисленным психологам частной практики, которые наперебой предлагают свои услуги в интернете и социальных сетях?

- Если честно, то с профессиональной точки зрения - отрицательно. В последние годы самые разные учебные заведения и всевозможные частные школы выпустили огромное количество обычных, не клинических психологов. И они пытаются врачевать несчастные души своих соотечественников везде где только можно. Но проблема в том, что эти специалисты как правило исходят из собственного жизненного опыта, разбавленного прочитанными опусами других таких же психологов. Они не пользуются достижениями и инструментами современной психиатрии как науки в терапии конкретного психического расстройства, не ставят себе цель вылечить человека, а лишь повторяют всем известные мантры о позитивном настрое, и пр. тем самым улучшая свое материальное положение. Как я уже сказал, такие специалисты при решении проблем своих клиентов опираются на свой жизненный опыт и жизненный опыт своих коллег, а подобный подход ни при каких обстоятельствах не принесет желаемого результата. В нашем профессиональном сообществе дебаты по этому поводу ведутся серьезные и жаркие, но все больше специалистов сходятся во мнении, что не клинические психологи должны работать с людьми под патронажем профессиональных врачей-психиатров, в противном случае нарушается главный принцип медицины «Не навреди!».

- Каков профессиональный уровень ваших специалистов, они действительно способны помочь?

- Квалификация наших врачей не оставляет никаких сомнений в их полной профпригодности и высоком уровне специализированных компетенций. При этом нам удалось значительно омолодить врачебный состав, пришли грамотные специалисты со свежим взглядом на проблемы психиатрии, энтузиазмом и искренним желанием помочь людям. Все наши доктора регулярно проходят обучение на центральных базах, повышают свою квалификацию в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского в Москве и психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Это касается и психиатров, и психотерапевтов, и клинических психологов. Профессиональный уровень докторов сегодня действительно высокий, они используют как традиционные методы лечения, проверенные временем и давно доказавшие свою эффективность, так и современные психофармакологические средства.

- А как обстоит ситуация с лекарственным обеспечением - препаратов хватает?

- Лекарственное обеспечение у нас организовано на очень достойном уровне и в полном объеме, это признала даже комиссия из института Сербского, которая недавно нанесла визит в нашу больницу. Директор филиала учреждения - Московского НИИ психиатрии Светлана Шпорт дала высокую оценку данному аспекту работы и отметила, что такой широкий спектр современных препаратов далеко не всегда могут себе позволить даже в головном институте. Мы внедряем в клиническую практику использование ЛС последнего поколения и новые схемы лечения, чтобы сократить срок госпитализации, как можно быстрее вывести человека из болезненного состояния и вернуть в общество полноценного здорового гражданина.  

- И последний, наверно, риторический вопрос - когда, на ваш взгляд, в социуме и СМИ перестанут нагнетать страхи вокруг вашей службы, а в умах людей, наконец, произойдет переворот и они поймут, что в обращении за психиатрической помощью ничего постыдного нет?

- Я действительно не знаю, что нужно еще сделать, и сколько должно пройти времени, чтобы изменить это отношение. И со своей стороны заявляю совершенно честно и ответственно: у приморской психиатрии - человеческое лицо, никто здесь никого насильно не держит, лоботомию не делает. Пациенты лечатся в достойных условиях, помимо очистителей воздуха мы оснащаем палаты даже кондиционерами. Наши ключевые профессиональные смыслы лежат в области психопросвещения и психопрофилактики, и главную свою цель в ее высшем гуманистическом понимании мы видим в снижении стигмации нашей службы. Здесь налицо еще один интересный психологический феномен - чем больше честно и открыто мы об этом рассказываем, тем сильнее недоверие жителей. Люди должны понять, что приход к психиатру - это всего лишь обращение за качественной квалифицированной помощью при наличии объективных проблем, которое не влечет за собой каких-либо последствий в плане общественно-социального статуса гражданина. А если болезнь запустить, то медицина разведет руками, пациента неизбежно отторгнет семья и общество, и он до конца жизни будет постояльцем специализированного дома-интерната. Поэтому очень надеюсь, что когда-нибудь это отношение все-таки изменится.




  Рейтинг: 5, Голосов: 26



Поделиться
Обсудить в Telegram
3302
Личный кабинет