IT-специалисты как ключевое звено современного ЛПУ
Третий год полным ходом идет реализация регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Приморского края на основе ЕГИСЗ», охватывая все больше лечебных учреждений и создавая необходимые условия для эффективного и массового использования жителями электронных услуг и сервисов в сфере медицины. При этом кардинально меняется и внутренняя инфраструктура самих ЛПУ - повсеместный переход на цифровые рельсы сопровождается масштабным и принципиальным переформатированием принципов их работы, в авангарде которой оказались IT-специалисты. Они выступают главной движущей силой и локомотивом происходящих в системе здравоохранения преобразований.
По мнению администрации ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр», в сложившихся обстоятельствах невозможно сохранять прежнюю кадровую структуру IT-специалистов и привычный круг их непомерно раздутых обязанностей, падающих на одного человека. Это тормозит внедрение современных IT-технологий не только в медицинской организации, но и в крае в целом, отвлекая айтишников от решения важнейших первоочередных задач и зачастую просто обесценивая их труд. В любом случае новое время требует новых решений и подходов.
Необходимость расширения штата
Ни для кого не секрет, что IT-инженер в любой организации является мастером-помощником на все руки и в отношении всего, что касается работы современной вычислительной техники - не запускается программа, завис компьютер, куда-то исчез документ, «поехал» шрифт, застряла бумага в принтере, кончились чернила в картридже, западает кнопка клавиатуры, погас экран монитора, вплоть до того, что нужно просто что-то скачать по ссылке, найти какой-то сайт, заполнить мониторинг или скорректировать ошибки в счетах-реестрах. Лечебные учреждения исключением не являются - многие врачи только вчера научились включать компьютер и совершать простейшие элементарные действия. Между тем компьютерная грамотность на уровне уверенного пользователя - не прихоть руководства, а обязательное требование времени, необходимое условие для полноценной работы.
- В связи с масштабными работами по переходу на электронный медицинский документооборот и внедрением в деятельность медорганизаций инновационных продуктов возникает острая потребность в квалифицированных кадрах, - подчеркивает директор ГАУЗ «ПК МИАЦ» Мария Волкова. - Сегодня на практике уже используются технологии, которые требуют серьезного пересмотра должностных обязанностей IT-специалистов ЛПУ и их роли в системе здравоохранения в целом. Ситуацию, когда в крупной многопрофильной больнице или поликлинике работает один инженер-программист, необходимо в корне переломить. Он выполняет функции и системного администратора, и инженера по информационной безопасности, и системотехника, и оператора ЭВМ, и монтажника сетей, и тренера по компьютерной грамотности, и просто «пользовательского» помощника докторов на подхвате. Они испытывают огромную непрофильную нагрузку и разбрасываются на решение великого множества технических задач - людей буквально рвут на части и у них просто не остается времени на свои основные служебные обязанности, связанные с цифровизацией медицины на всех уровнях. А в некоторых ЦРБ отдаленных районов Приморья работают просто совместители, присутствующие в ЛПУ несколько раз в неделю, с таким подходом этот самолет точно не взлетит.
Руководителям лечебных учреждений необходимо понимать, что штат IT-специалистов придется расширять в любом случае, это неизбежная кадровая мера, без которой обойтись не получится. Переводя на медицинский язык, можно провести параллели с гипотетической ситуацией, как если бы врача общей практики вынудили каждый день помимо приема терапевтических больных делать сложные хирургические операции, принимать роды, проводить вакцинации, лечить онкологические заболевания, заниматься имплантацией зубов, и пр. Со своей стороны руководство ПК МИАЦ также осознает, что требуется увеличение и их собственного штата IT-инженеров - переход на централизованную МИС всех государственных ЛПУ края требует постоянной и неустанной работы по ее внедрению, сопровождению и настройке.
Три актуальных трудовых фронта
Заместитель директора ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» по информатизации Владимир Мазурчук считает, что в нынешних условиях в штате медучреждения должно работать как минимум три IT-специалиста со следующим распределением нагрузки и разграничением должностных обязанностей:
- Одному специалисту целесообразно полностью сосредоточиться на обслуживании текущих ежедневных потребностей пользователей и настройке автоматизированных рабочих мест, второй сегмент - эксплуатация информационных систем, это более прикладная сфера, включающая администрирование МИС и ЛИС и помощь персоналу в решении вопросов по эксплуатации информационных систем. Эти программисты должны выступать грамотной квалифицированной прослойкой между пользователями, подрядными организациями, выполняющими сопровождение систем и сервисов, и специалистами ПК МИАЦ, обеспечивая необходимое техническое сопровождение. Плюс появляется современная инфраструктура, защищенные каналы связи, оборудование для межсетевого экранирования и обнаружения вторжений, которые требуют работы опытных специалистов в области телекоммуникационных технологий и практической информационной безопасности, особенно в географически распределенных медорганизациях или учреждениях, имеющих большие кампусные сети. Это более высокий уровень профессиональных компетенций, благодаря которому будут решаться масштабные вопросы администрирования инфраструктурной части.
Учитывая, что сегодня электронные сервисы становятся во главу угла и без них в скором будущем, не сможет работать ни одно лечебное учреждение, требования к надежности и стабильности функционирования основных ядерных сегментов будут только расти. Соответственно, повышаются и требования к IT-специалистам, уровню их знаний и квалификации. И, конечно, вопросами построения и эксплуатации отказоустойчивых систем должны заниматься профессионалы своего дела.
На острие информационных трендов
Еще один аспект проблемы - подготовка специалистов необходимого уровня в вузах. Найти хорошего айтишника в медицинской сфере - задача не из легких, лучшие умы уезжают за границу и в Москву, а любой выпускник факультета информационных технологий еще не обладает должными профессиональными компетенциями, чтобы обеспечить бесперебойную работу IT-систем лечебного учреждения, тем более - внедрять новые системы и сервисы. Как отмечает Владимир Евгеньевич, после института пускать человека на передовую этого фронта бессмысленно и даже опасно - его необходимо сначала погрузить в практическую область работы здравоохранения. Возможно, для решения проблемы имеет смысл привлекать студентов старших курсов, корректировать учебные программы: к сожалению, в них не предусмотрено специализации по данному профилю, а сегодня на вес золота ценятся именно те IT-специалисты, которые могут применять свои знания в предметных узконаправленных сферах - банковской, медицинской, и т.д. Обладание профессиональными компетенциями с учетом специфики отрасли переводит такого специалиста в элитный передовой пул, разряд экспертов, который всегда может рассчитывать на уважение и очень приличное вознаграждение за свой труд.
При этом некоторые медорганизации могут по праву гордиться своими кадрами в области информационных технологий - главные врачи данных ЛПУ осознают важность цифрового прогресса в медицине и создали полноценные и сильные IT-службы, задавшие высокую планку и способные решать самые сложные системные задачи. Руководители, добившиеся успеха в информатизации, находят возможность трудоустроить компетентных грамотных специалистов, в том числе по совместительству и платить им достойную зарплату за счет увеличения симулирующей части. В любом случае без привлечения дополнительных кадровых ресурсов настроить, запустить и эксплуатировать все системы и сервисы, развивающиеся и появляющиеся в рамках единого цифрового контура, крайне проблематично. А в дальнейшем созданная экосистема потребует содержания и грамотного техобслуживания, поэтому опытные квалифицированные IT-специалисты как ключевое и незаменимое звено современной поликлиники или стационара будут нужны всегда. Их роль при вступлении приморской медицины в новую цифровую эпоху меняется кардинальным образом, и это должны хорошо понимать главные врачи государственных учреждений здравоохранения.
Также персоналу медорганизаций пора осознать, что мы живем в век информационных технологий и это объективная окружающая нас реальность. Сегодня без них не обходится ни один шаг, а основной пакет востребованных IT-сервисов умещается в смартфоне. Поэтому не знать основы пользовательского функционала, не уметь свободно ориентироваться в МИС, правильно заполнять электронные документы, находить нужные сведения в интернете — значит, оказаться за бортом современной жизни и в значительной мере утратить свою ценность как грамотного специалиста. Врачи и медсестры должны идти в ногу со временем, быть интегрированными в структуру актуальных информационных трендов и повышать уровень компьютерной грамотности, чтобы освободить IT-специалистов от непрофильной нагрузки и обеспечить родному ЛПУ ведущее место в системе приморского здравоохранения.