МИС «Барс»: трудности переходного периода

2767

Переход системы здравоохранения на цифровые рельсы – процесс мучительный и болезненный для всех сторон. Просто взять и перевести стрелки не получится – необходимо полностью перестроить пути и платформы. Нужно должным образом подготовить материально-техническую базу и создать условия для внедрения новых электронных сервисов с их одновременной тонкой подстройкой под нужды и потребности конкретного лечебного учреждения. Тем более если речь идет о таком масштабном программном продукте, как медицинская информационная система, которая предусматривает автоматизацию всех видов деятельности ЛПУ и переход на электронный медицинский документооборот. При этом участникам проекта со стороны ПК МИАЦ приходится принимать компромиссные решения, лавировать между требованиями Минздрава России, чаяниями медицинских организаций и интересами жителей региона. С какими трудностями сталкиваются специалисты, как воспринимает новую МИС администрация медорганизаций, и что в итоге получат пациенты, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала директор ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.

ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, МИС

Ожидаемая реакция отторжения

 - Мария Викторовна, а почему было принято решение централизованно переходить именно на МИС «Барс»?

- На самом деле был проведен анализ не одного десятка медицинских информационных систем на предмет их соответствия требованиям Минздрава РФ и наличия функционала, востребованного со стороны медицинских организаций. Это не являлось спущенной сверху категорической инициативой, мы задействовали даже IT-специалистов лечебных учреждений, чтобы учесть их специфику, сделать все максимально корректно и правильно. Мы сравнивали технические решения от разных разработчиков, изучали их возможности и потенциал для подбора оптимального продукта, отвечающего потребностям ЛПУ, пациентов и специфике нашего региона. Также принималось в расчет наличие данной системы и успешный опыт ее использования в других регионах, а также присутствие в Приморье. Конечно, заказчиком выступал федеральный Минздрав и на внедрение МИС выделялись средства федерального бюджета, поэтому прежде всего должны были быть учтены и соблюдены условия ведомства.Среди них – возможность обмена документами на единой цифровой платформе, выгрузка выписок из медицинской карты в личный кабинет пациента на портале госуслуг. Медицинские организации не всегда в этом  заинтересованы, с их точки зрения это может не является актуальной задачей, особенно сегодня, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Но никуда не денешься – приходится выходить из своего внутреннего мира и смотреть на вопрос шире, с точки зрения потребностей всех участников системы здравоохранения, это необходимое требование времени. А любые перемены сопровождаются болью и дискомфортом.

- Сколько лечебных учреждений края уже перешли на новую информационную систему, и какие проблемы чаще всего возникают на этапе внедрения этого продукта?

- Первые 16 ЛПУ перешли на «Барс» в прошлом году, до конца текущего мы должны задействовать еще 50. Конечно, замечаний и нареканий хватает, в значительной мере они обоснованы, но есть и неконструктивная критика, волны которой всегда появляются на пути внедрения чего-то нового. Достаточно вспомнить 2013 год, когда появиллась МИС «Дока+», и все недоумевали, какому умнику пришла в голову мысль выбрать данную информационную систему – она сырая, «мертвая», и даже на своей технологической родине – Новосибирске –присутствует всего в трех-четырех медучреждениях. Но прошло время, и те медорганизации, которые уделили ей внимание, развивали и совершенствовали, сегодня говорят: мы не можем отказаться от «доки», это замечательная МИС, позволяющая нам работать и решать большинство наших задач. Схожая ситуация наблюдается и сейчас – мы берем «сырую» и не настроенную систему, которая не заточена под нужды конкретных ЛПУ, и получаем закономерную и ожидаемую реакцию отторжения и негатива. Одно время было много разговоров о том, что у нас слишком много разных систем, пора переходить на одну централизованную, а еще лучше – пусть Минздрав России создаст свою ведомственную МИС по принципу федеральных информационных систем судебных и налоговых органов. В итоге выбрали «Барс», которая работает во многих регионах страны, но все опять недовольны. Это характерное свойство русского человека, который всегда жалуется на то, что есть, и убежден, что там хорошо, где нас нет.

Обсуждение на всех уровнях

- Но есть же и объективные проблемы?

- Конечно, есть моменты, которые и нас как региональный центр, курирующий информатизацию в медицине,не устраивают, тем более разработчики «Барса» находятся в Казани, и процесс взаимодействия получается весьма неэффективным, скорость и качество обратной связи оставляет желать лучшего. Есть непонятные организационные моменты – к примеру, если это централизованная система, должны ли быть утверждены какие-то единые формы. Нам приходится точечно, в режиме тонких ручных настроек решать возникающие технические и организационные проблемы, и это хороший опыт, крепкая практическая школа. При этом я прекрасно осознаю, что идея централизованной информационной системы для всех медицинских организаций в определенном смысле является утопической, т.к. у многих ЛПУесть своя узкопрофильная специфика, неповторимые отличительные черты. Они вырабатывались и складывались десятилетиями, их невозможно подвести под универсальный общий знаменатель. Предложить типовой шаблон – значит убить какие-то инициативы, уравнять изначально разные потенциалы и возможности. Критика, с которой мы сталкиваемся, иногда совершенно справедлива, иногда – полностью необоснованна. Но этот караван должен идти вперед.

ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, МИС

- А как происходит процедура отладки системы, каким образом вы взаимодействуете с лечебными учреждениями?

- Это ежедневный, зачастую неблагодарный труд, когда в условиях той нагрузки, которая ложится на плечи коллективов медицинских организаций, им просто не до новой МИС. Конечно, те больницы, которые стали ковидными госпиталями, пока работают на старой системе, мы их не беспокоим. Но в целом дело движется, мы каждый четверг по видеоконференцсвязи обсуждаем эти проблемы с руководителями медорганизаций, а по вторникам встречаемся с представителями компании-разработчика. Близится конец года, и такие обсуждения становятся все более напряженными и насыщенными. Кроме того, у нас есть общий чат «IT в здравоохранении», где оперативно обсуждаются и решаются все вопросы, плюс собственный чат айтишников тех ЛПУ, в которых МИС «Барс» внедрялась в прошлом году, а также отдельный чат главных врачей данных лечебных учреждений. И еще один чат IT-специалистов, где новая система вводится в этом году. В настоящее время мы думаем о том, чтобы на уровне ПК МИАЦ организовать первую линию технической поддержки. Полученный опыт внедрения побуждает нас принимать дальнейшие решения, чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его как можно более комфортным и безболезненным.

Здоровье – в личном кабинете

- А своих специалистов вам хватает?

- К сожалению, при таком объеме работ нам остро не хватает кадрового ресурса, я с тоской и завистью вспоминаю презентацию на Дальневосточном цифровом форуме южнокорейской клиники, где трудится 120 (!) айтишников. Ведь речь идет не просто о 50-ти юридических лицах, где мы внедряем новую МИС, а о 300 площадках, т.к в проекте задействованы все структурные подразделения ЛПУ, включая ФАПы и службы скорой помощи. В каждом из них должны быть созданы автоматизированные рабочие места, подключенные к защищенной сети передачи данных, настроены все модули МИС, проведено обучение администраторов и инструктаж пользователей. Кроме того, при приемке работ медицинская организация должна проверить, все ли модули настроены должным образом, и хотя бы одного пациента необходимо протестировать, «прогнать» по данному функционалу. И это только начальный стартовый этап, чтобы развиваться дальше. Я знаю точно – если бы нам дали больше времени и более многочисленную команду, то все происходило бы без таких жертв и напряжения.

ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, МИС

- Что даст новая система обычным пациентам, какие актуальные сервисы в ней предусмотрены?

- Прежде всего это возможность получать информацию о своем здоровье в личном кабинете на портале госуслуг. Уже налажен процесс, когда туда попадают результаты осмотра врача первичного звена. При этом перечень медицинских документов, которые будут появляться в личном кабинете, мы планируем расширять. В тех лечебных учреждениях, где МИС «Барс» была внедрена в прошлом году, запись в поликлиники уже ведется из централизованной системы. В настоящий момент внедрен и активно вводится в эксплуатацию функционал, позволяющий передавать в электронном виде направления на медико-социальную экспертизу. Технически цифровое межведомственное взаимодействие уже работает, но его нужно отладить, здесь требуется больше практического опыта, чтобы увидеть и исправить ошибки. Причем это взаимодействие происходит на федеральном уровне: сначала направление поступает в ЕГИСЗ Минздрава, а оттуда – в наше бюро медико-социальной экспертизы. Также успешно выписываются листки временной нетрудоспособности в электронном виде, на очереди – внедрение лабораторной информационной системы. Кроме того, централизованная МИС позволит обмениваться документами между лечебными учреждениями, что, в частности, даст возможность увидеть выписку из стационара в поликлинике, куда после госпитализации обратится пациент. В перспективе это формирование в том же личном кабинете единой электронной медкарты, где будут отражены все этапы лечения.

Передовики цифровой модернизации

- А вы можете назвать передовиков, в каких медучреждениях процесс перехода идет в плановом порядке, без серьезных сбоев и сопротивления?

- Да, на сегодняшний день есть медучреждения, которые активно работают по данному направлению, и, к примеру, в части передачи электронной документации на МСЭ и в личный кабинет пациента занимают ведущие позиции. Это, даже несмотря на ковидный госпиталь, Владивостокская клиническая больница №4, с самого начала в передовиках была Краевая детская клиническая больница №2, очень достойно выглядят поликлиника ККБ №2 и «третья» детская поликлиника. Это действительно лидеры информатизации, на которых можно равняться. При этом сегодня все из 16 лечебных учреждений оформляют запись к докторам в МИС «Барс», но лучше всех – перинатальный центр Приморья, демонстрирующий достаточно глубокое внедрение, где эксплуатация МИС, а также лабораторной информационной системы продолжается не один год.

- Каковы дальнейшие перспективы внедрения МИС «Барс», сколько еще ЛПУ ожидает своей очереди?

- До конца следующего года мы должны перевести на рельсы МИС «Барс» все оставшиеся бюджетные учреждения здравоохранения. По большому счету чтобы медицинская информационная система заработала полноценно с учетом всех нюансов, необходимо потратить не год и не два. Критика есть, но мало кто смотрит на эту проблему широко, с позиций общего блага и коллективных интересов общества, при этом в приоритете – потребности конкретного медучреждения. Начальный процесс внедрения – всегда тяжелый, болезненный и мучительный, но мы обязаны пройти этот путь до конца. Слишком много сил и средств вложено, слишком крупные ставки сделаны.




  Рейтинг: 4.5, Голосов: 16



Поделиться
2767
Личный кабинет