Диагноз, с которым сегодня живут долго

5039

15 октября вся планета отмечала Всемирный день борьбы с раком молочной железы, а мероприятия, посвященные профилактике данного заболевания, проходят целый месяц. И проблема эта действительно планетарного масштаба – злокачественные новообразования груди в большинстве стран занимают первое место среди всех онкопатологий у прекрасной половины человечества. Но давно прошли времена, когда они считались приговором – сегодня благодаря препаратам нового поколения даже IVстадия не является препятствием для полноценной жизни, любимой работы, воспитания детей и семейных радостей. Какие возможности в плане доступной диагностики и качественного лечения рака молочной железы предлагаются женщинам, которые столкнулись с этим коварным диагнозом, и насколько они эффективны, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ «Приморский онкологический диспансер» Анастасия Фатеева.

ПКОД, Приморский краевой онкологический диспансер, Михаил Волков, рак, онкология, Анастасия Фатеева, Людмила Гурина, РМЖ, ЦАОП, центр амбулаторной онкологической помощи

В режиме тонких настроек

- Анастасия Валерьевна, почему раку молочной железы уделяется так много внимания во всем мире – эта проблема действительно настолько острая и актуальная?

- Да, среди женского населения рак молочной железы во всем мире – наиболее часто встречаемая патология в структуре онкологических заболеваний. В разные периоды РМЖ делил первенство с другими злокачественными новообразованиями, но в целом он находится на лидирующих позициях, в том числе и в России. Актуальность проблемы состоит еще и в том, что рак груди требует постоянного динамического наблюдения после проведенной терапии – мы имеем дело с хроническим процессом, который в любой момент может дать рецидив и привести к летальному исходу. И в структуре смертности среди женщин он также держит уверенное первое место.

- Какие остались проблемы при маршрутизации пациентов из первичного звена в стационар онкодиспансера, и как они решаются?

- На сегодняшний день приказы минздрава регламентируют все нюансы маршрутизации, тем более с прошлого года начали открываться центры амбулаторной онкологической помощи. Именно там должна быть сосредоточены первичная диагностика, определение стадии заболевания, проведение амбулаторной химиотерапии. Проблемы, с которыми мы столкнулись, в большей степени связаны с распространением новой коронавирусной инфекции и ограничением плановой помощи. Но все-таки будет неправильным все списывать на ковид – речь идет прежде всего об отсутствии кадров и современного диагностического оборудования в первичном звене края. В настоящее время во многих поликлиниках на местах просто нет возможности провести полный комплекс необходимых обследований. В результате даже из ЦАОПов к нам поступают недообследованные пациенты, хотя в программе госгарантий четко прописаны сроки, когда требуется провести и диагностику, и поставить диагноз, и начать лечение. Вследствие этого возникают задержки, и врачи-онкологи нашей поликлиники вынуждены брать на себя работу первичного звена – делать биопсию, морфологически верифицировать опухоль. И только после этого начинается курс химио- или лучевой терапии, а драгоценное время уже упущено. Это не вина специалистов амбулаторного этапа, а скорее отдельные недоработки системы, которые устраняются в режиме тонких точечных настроек. Мы знаем об этих проблемах, перераспределяем потоки пациентов, часть замыкаем на себя, даем им зеленый коридор в плане полного комплекса обследований в нашем стационаре. Наша главная задача – не упустить их, обеспечить качественную комфортную диагностику и назначить своевременную терапию, чтобы они не чувствовали себя забытыми и брошенными. В условиях повсеместной борьбы с ковидом кроме нас этим заниматься просто некому, хотя это колоссальный объем работы. Кстати, мы ведем дополнительную статистику по заболеваемости РМЖ во время пандемии, и сегодня картина более-менее ясна: рак молочной железы у пациентов с коронавирусом находится на втором месте после немеланомного рака кожи, а вот в структуре смертности он в конце списка.

Надежда на ЦАОПы

- А в общем и целом создание ЦАОПов себя оправдывает или эффективность их работы можно будет оценить только после спада пандемии COVID-19?

- Сразу хочу подчеркнуть, что идея создания центров амбулаторной онкологической помощи – очень правильная и своевременная. Мы ориентировались на успешный опыт других регионов, где ЦАОПы доказали свою эффективность. Они были задуманы с целью снять нагрузку с врачей онкодиспансеров, чтобы профильные специалисты стационаров занимались своими прямыми обязанностями – лечили людей от рака. В минувшую пятницу мы участвовали в прямом эфире, посвященном наблюдению пациентов после проведенной терапии. Раньше этим занимались доктора поликлинического отделения ПКОД, хотя у нас никогда не было прикрепленного населения, сейчас эту функцию делегировали специалистам ЦАОПов. Это важнейшая миссия, которая заключается в регулярном отслеживании состояния женщин в динамике и своевременном направлении к нам в случае рецидива, что в итоге спасает жизни и предотвращает инвалидность. Как я уже говорила, в центрах амбулаторной онкологической помощи диагноз после проведенного комплекса обследований должен подтверждаться морфологически, но в реальной клинической практике мы этого уровня еще не достигли.

- Есть ли во Владивостоке успешные примеры деятельности ЦАОПов, которые отвечают всем предъявляемым им требованиям?

- Пожалуй, это центр амбулаторной онкологической помощи Владивостокской поликлиники №6, которая сейчас переехала в обновленное здание бывшего «пятого» роддома. Там предлагается весь спектр диагностических обследований на современном оборудовании, работает большая и эффективная команда опытных онкологов-химиотерапевтов, которые забирают на себя внушительный объем по данному направлению. Мы делаем на них серьезную ставку и в целом рассчитываем на помощь ЦАОПов, системное усиление взаимодействия. Важно, что общая концепция и понимание, как и куда двигаться дальше, есть у всех заинтересованных и вовлеченных в этот процесс сторон. И. конечно, самим пациентам из приморской глубинки намного проще обратиться в ближайший центр онкопомощи, чем ехать во Владивосток. При этом людям нужна эта помощь здесь и сейчас, у них нет времени ждать, когда система будет настроена и отлажена, и мы делаем все возможное, чтобы максимально облегчить этот переходный период.

Даже IV стадия – не приговор

- На какие современные методы лечения могут сегодня рассчитывать приморские женщины с диагнозом РМЖ по полису ОМС, в том числе в плане дорогостоящей таргетной терапии, есть ли дефицит препаратов?

- Я как практикующий онколог-химиотерапевт могу со всей ответственностью заявить, что лекарственная противоопухолевая терапия является на сегодняшний день самой активно развивающейся специализацией. Здесь постоянно совершаются принципиальные прорывы и новые открытия, а что касается рака молочной железы, если бы не этот очевидный прогресс в фармакотерапии и молекулярной генетике, который произошел в последние пять-шесть лет, мы бы имели значительно большую смертность от данного заболевания. Сейчас благодаря новым методикам, препаратам и подходам к диагностике, лечению и наблюдению, даже пациентки с исходной IVстадией РМЖ живут более пяти лет, причем полноценной жизнью – работают, выходят замуж, воспитывают детей. Я лично вижу этих женщин, сама их лечу и наблюдаю. И, конечно, существенно выросла доступность таргетной терапии, тарифы по клинико-статистическим группам стали оплачиваться и покрывать расходы. Это касается и нового направления в лечении рака молочной железы, которое мы внедрили в свою практику – иммуноонкологии. Круг пациентов, которые сегодня получают современную и дорогостоящую лекарственную терапию, существенно расширился, она стала по-настоящему доступной и прозрачной. Мы назначаем ее по показаниям и в соответствии с клиническими рекомендациями в массовом порядке, и главное – препаратов хватает, в настоящее время дефицита нет.

- Анастасия Валерьевна, какие мероприятия вы проводите в целях популяризации знаний о раке молочной железы и профилактики данного заболевания?

- Здесь по хорошему нужно дать слово заместителю главного врача ПКОД по организационно-методической работе Людмиле Гуриной – она ответственный инициатор и авторитетный подвижник целого комплекса профилактических и скрининговых программ. В частности, весь октябрь Всемирная организация здравоохранения рекомендует полностью посвятить борьбе с РМЖ. Он так и называется – PinkOctober, т.е. «Розовый октябрь», это месяц информированности о раке молочной железы, когда по всему миру проходят акции и агиткампании, призванные привлечь внимание к проблеме диагностики и лечения этого заболевания. Мы традиционно делаем это каждый год, выезжаем на предприятия, проводим маммографию, но сейчас коррективы внес злополучный ковид, однако он не сумел полностью помешать нашим планам. Мы нашли выход и временно перевели профилактические мероприятия в виртуальное пространство, запустили в своем Инстаграм серию прямых эфиров, посвященных борьбе с раком молочной железы. Подписывайтесь, смотрите, и не забывайте известную истину: чем раньше врачи диагностируют опухоль, тем выше шансы на благополучный исход. Также Людмила Ивановна занимается распространением анкет, которые можно заполнить любая женщина, чтобы определить степень риска и своевременно получить качественную и доступную профильную помощь.




  Рейтинг: 5, Голосов: 13



Поделиться
5039
Личный кабинет