Парадоксы времени пандемии

2287

С началом учебного года и дети, и взрослые вступают в новую реальность. С 1 сентября после полной самоизоляции, в Приморском крае снова открываются школы. Об этом объявило правительство региона. Коронавирус пока не побежден, в связи с этим в образовательных учреждениях вводится ряд ограничений, что вызывает массу вопросов. Отдельные кабинеты для каждого класса, перемены - порознь, усиленный эпидемиологический контроль. Родителей съедает беспокойство - как воспримут новшества и смогут ли адаптироваться из чада к таким условиям? По словам главного врача ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасии Гороховой, впереди нас ждет непростой экзамен на человечность. В интервью корреспонденту портала VladMedicina.ru эксперт рассказала, какова роль родителей и учителей в осознании и прохождении переходного периода.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Психиатрия и наркология, школа

Не мешайте общению детей

- Анастасия Витальевна, родители школьников нынче чувствуют себя, словно космонавты в безвоздушном пространстве. В первую очередь они уверены, что за пять месяцев отсутствия детей в стенах образовательного учреждения, у них в голове образовалась полнейшая пустота. Как будем навёрстывать?

- Действительно, к нашим специалистам поступают многочисленные обращения на снижение волевых функций или лени детей. Родители пытаются восстановить и «подогнать» к школе какой-нибудь объём знаний своих чад. Где-то они правы - в рамках дистанционного обучения часть информационного потока была потеряна. Но лето - это время отдыха, когда необходимо накопить ресурс перед учёбой, активно двигаться, а родителям - обеспечить для этого все условия, пусть под контролем и в защищенном формате.

Приготовьтесь к тому, что первые недели учебного года будут потрачены на общение детей, которые так долго были друг от друга изолированы. И мешать этому вредно, напротив, преподаватели должны специально спланировать время для свободных коммуникаций одноклассников. Особенно это касается учеников школ в возрасте 7-12 лет, которые находятся в состоянии так называемого периода мнения и солидарности, когда им важно быть членом группы. Эта жизненно необходимая для развития человека стадия была нарушена. Поэтому не нужно излишнего давления на детей, даже в благих целях.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Психиатрия и наркология, школа

- Каковы последствия периода самоизоляции для детей?

- Дети разделились, именно на этом моменте хочется сделать акцент. Одним было тяжело усидеть дома, они все норовили ускользнуть, пойти погулять, и взрослые вылавливали их на улице. 30% учащихся за время пандемии получили более комфортный для них формат обучения, и они с большими переживаниями будут возвращаться в режим учебы, который им и раньше не нравился. Часть учеников на дистанционном обучении повысили успеваемость, они самоорганизовались, смогли не только учиться по школьной программе, но и заниматься творческой деятельностью. Интересно, что с пандемией ушёл большой временной портал передвижений. Школа - дом - спортивная секция - музыкальная школа - в таком режиме ребёнок по нескольку часов в день проводил в общественном транспорте или в автомобиле - в пробках, в напряжении. И вдруг высвободилось время на личные дела, что позволило больше готовиться, «раскачаться» в своем индивидуальном режиме. Как ни парадоксально, это одна из позитивных сторон изоляции.

Единство противоположностей

- Но как раскачать дистанционных гениев в обратную сторону, в условия реальной школы?

- Мы втягиваемся в тот режим, который одни дети радостно отрицали, а другие просто привыкли к позднему подъёму и вольному поведению. Считаю, что в первую очередь взрослым нужно приложить усилия для развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения. Больше разговаривайте с ними - что они чувствуют, думают, как они видят ту или иную ситуацию? Интересуйтесь оценкой происходящего, тогда вы сможете помочь детям быстрее пройти этот переходный период.

Например, при сборе в школу одни будут находиться в приподнятом эмоциональном состоянии в предвкушении учёбы. Вторая группа - пребывать отнюдь не в радужном настроении, ведь они не хотят возвращаться в регламентированный школьный коллектив. Речь идёт о детях, не слишком уверенных в себе, или о тех, кто попадал под буллинг (травля, издевательство), а учеба на дому позволила им раскрыть все грани способностей. Если вы видите, что ваш ребенок чрезмерно грустен или апатичен - спросите у него: «Мне кажется, ты чем-то расстроен? О чём ты сейчас думаешь?». Вы увидите, как постепенно он включится в диалог.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Психиатрия и наркология, школа

Ещё один парадокс пандемии в том, что некоторые дети поправили своё душевное здоровье, потому что родители стали больше с ними общаться. Кто-то, коснувшись сложной школьной программы, повысил уважение к детям, кто-то оценил усилия учителей. Кто-то с пользой наблюдал, как занимается класс по скайпу. Они получили колоссальные уроки!

Никаких ярлыков!

- Высказываются мнения, что школа в новых условиях родит социопатов?

- Знаете, сегодня некоторые санитарные требования в связи с пандемией стали нормой жизни. Люди в медицинских масках во всех уголках земли не похожи на социопатов. С другой стороны, мы давно пришли к такому явлению, как социальный аутизм. Яркий пример - молодые люди, сидящие на веранде в кафе: они не знают, как общаться, боятся смотреть друг другу в глаза, уткнувшись каждый в свой экран телефона.

Очень легко закидать человека терминами. Предвижу, что сейчас появится много «специалистов», которые будут лечить социофобию, но это лишь маркетинговый ход, стремление заработать себе очки на ситуации.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Психиатрия и наркология, школа

- О профилактике буллинга в школе, вы часто и много говорите с преподавателями и родителями. Эта проблема обострится в начале года?

- Именно сейчас, когда дети приходят в школу после долгого перерыва, если кто-то попадет в категории изгоя - это будет видно невооружённым глазом. Если с ребенком не общаются, не разговаривают, то учителя имеют хорошую возможность все эти порочные вещи быстро оборвать, втянув ученика в общий процесс. На встрече с педагогами мы всегда оговариваем этот момент – раздаем специальные методички, проводим семинары.

- Возвращаясь к началу разговора, не стоит сильно волноваться по поводу снижения качества знаний у детей?

- Главное, что в этих особых условиях мы имеем колоссальный ресурс-осознание реального мира! И реального общения и обучения! А то, что мы делаем на подъёме, с вдохновением, всегда получается очень эффективно, на отлично! Самое важное в уголках памяти детей осталось. Для восстановления знаний у педагогов есть все необходимые механизмы - профессионализм, интуиция, индивидуальный подход к каждому ребёнка.

Повторю, в сентябре всех ожидает непростое испытание. Для себя я называю это экзаменом на человечность. Что мы вынесли из ограничений, в которые попали? Что стало для нас главным? Как выстроились приоритеты? Экзамен на человечность только начался!




  Рейтинг: 4.6, Голосов: 10



Поделиться
2287
Личный кабинет