Парадоксы времени пандемии
С началом учебного года и дети, и взрослые вступают в новую реальность. С 1 сентября после полной самоизоляции, в Приморском крае снова открываются школы. Об этом объявило правительство региона. Коронавирус пока не побежден, в связи с этим в образовательных учреждениях вводится ряд ограничений, что вызывает массу вопросов. Отдельные кабинеты для каждого класса, перемены - порознь, усиленный эпидемиологический контроль. Родителей съедает беспокойство - как воспримут новшества и смогут ли адаптироваться из чада к таким условиям? По словам главного врача ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасии Гороховой, впереди нас ждет непростой экзамен на человечность. В интервью корреспонденту портала VladMedicina.ru эксперт рассказала, какова роль родителей и учителей в осознании и прохождении переходного периода.
Не мешайте общению детей
- Анастасия Витальевна, родители школьников нынче чувствуют себя, словно космонавты в безвоздушном пространстве. В первую очередь они уверены, что за пять месяцев отсутствия детей в стенах образовательного учреждения, у них в голове образовалась полнейшая пустота. Как будем навёрстывать?
- Действительно, к нашим специалистам поступают многочисленные обращения на снижение волевых функций или лени детей. Родители пытаются восстановить и «подогнать» к школе какой-нибудь объём знаний своих чад. Где-то они правы - в рамках дистанционного обучения часть информационного потока была потеряна. Но лето - это время отдыха, когда необходимо накопить ресурс перед учёбой, активно двигаться, а родителям - обеспечить для этого все условия, пусть под контролем и в защищенном формате.
Приготовьтесь к тому, что первые недели учебного года будут потрачены на общение детей, которые так долго были друг от друга изолированы. И мешать этому вредно, напротив, преподаватели должны специально спланировать время для свободных коммуникаций одноклассников. Особенно это касается учеников школ в возрасте 7-12 лет, которые находятся в состоянии так называемого периода мнения и солидарности, когда им важно быть членом группы. Эта жизненно необходимая для развития человека стадия была нарушена. Поэтому не нужно излишнего давления на детей, даже в благих целях.
- Каковы последствия периода самоизоляции для детей?
- Дети разделились, именно на этом моменте хочется сделать акцент. Одним было тяжело усидеть дома, они все норовили ускользнуть, пойти погулять, и взрослые вылавливали их на улице. 30% учащихся за время пандемии получили более комфортный для них формат обучения, и они с большими переживаниями будут возвращаться в режим учебы, который им и раньше не нравился. Часть учеников на дистанционном обучении повысили успеваемость, они самоорганизовались, смогли не только учиться по школьной программе, но и заниматься творческой деятельностью. Интересно, что с пандемией ушёл большой временной портал передвижений. Школа - дом - спортивная секция - музыкальная школа - в таком режиме ребёнок по нескольку часов в день проводил в общественном транспорте или в автомобиле - в пробках, в напряжении. И вдруг высвободилось время на личные дела, что позволило больше готовиться, «раскачаться» в своем индивидуальном режиме. Как ни парадоксально, это одна из позитивных сторон изоляции.
Единство противоположностей
- Но как раскачать дистанционных гениев в обратную сторону, в условия реальной школы?
- Мы втягиваемся в тот режим, который одни дети радостно отрицали, а другие просто привыкли к позднему подъёму и вольному поведению. Считаю, что в первую очередь взрослым нужно приложить усилия для развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения. Больше разговаривайте с ними - что они чувствуют, думают, как они видят ту или иную ситуацию? Интересуйтесь оценкой происходящего, тогда вы сможете помочь детям быстрее пройти этот переходный период.
Например, при сборе в школу одни будут находиться в приподнятом эмоциональном состоянии в предвкушении учёбы. Вторая группа - пребывать отнюдь не в радужном настроении, ведь они не хотят возвращаться в регламентированный школьный коллектив. Речь идёт о детях, не слишком уверенных в себе, или о тех, кто попадал под буллинг (травля, издевательство), а учеба на дому позволила им раскрыть все грани способностей. Если вы видите, что ваш ребенок чрезмерно грустен или апатичен - спросите у него: «Мне кажется, ты чем-то расстроен? О чём ты сейчас думаешь?». Вы увидите, как постепенно он включится в диалог.
Ещё один парадокс пандемии в том, что некоторые дети поправили своё душевное здоровье, потому что родители стали больше с ними общаться. Кто-то, коснувшись сложной школьной программы, повысил уважение к детям, кто-то оценил усилия учителей. Кто-то с пользой наблюдал, как занимается класс по скайпу. Они получили колоссальные уроки!
Никаких ярлыков!
- Высказываются мнения, что школа в новых условиях родит социопатов?
- Знаете, сегодня некоторые санитарные требования в связи с пандемией стали нормой жизни. Люди в медицинских масках во всех уголках земли не похожи на социопатов. С другой стороны, мы давно пришли к такому явлению, как социальный аутизм. Яркий пример - молодые люди, сидящие на веранде в кафе: они не знают, как общаться, боятся смотреть друг другу в глаза, уткнувшись каждый в свой экран телефона.
Очень легко закидать человека терминами. Предвижу, что сейчас появится много «специалистов», которые будут лечить социофобию, но это лишь маркетинговый ход, стремление заработать себе очки на ситуации.
- О профилактике буллинга в школе, вы часто и много говорите с преподавателями и родителями. Эта проблема обострится в начале года?
- Именно сейчас, когда дети приходят в школу после долгого перерыва, если кто-то попадет в категории изгоя - это будет видно невооружённым глазом. Если с ребенком не общаются, не разговаривают, то учителя имеют хорошую возможность все эти порочные вещи быстро оборвать, втянув ученика в общий процесс. На встрече с педагогами мы всегда оговариваем этот момент – раздаем специальные методички, проводим семинары.
- Возвращаясь к началу разговора, не стоит сильно волноваться по поводу снижения качества знаний у детей?
- Главное, что в этих особых условиях мы имеем колоссальный ресурс-осознание реального мира! И реального общения и обучения! А то, что мы делаем на подъёме, с вдохновением, всегда получается очень эффективно, на отлично! Самое важное в уголках памяти детей осталось. Для восстановления знаний у педагогов есть все необходимые механизмы - профессионализм, интуиция, индивидуальный подход к каждому ребёнка.
Повторю, в сентябре всех ожидает непростое испытание. Для себя я называю это экзаменом на человечность. Что мы вынесли из ограничений, в которые попали? Что стало для нас главным? Как выстроились приоритеты? Экзамен на человечность только начался!