Ковид – в головах, но это поправимо!
Пандемия новой коронавирусной инфекции опасна не только для физического здоровья людей, она активно вторгается и в более тонкие душевные и ментальные сферы. И пока врачи-клиницисты говорят о неизученных последствиях COVID-19 для жизненно важных органов и систем человека, психиатры бьют тревогу по другому поводу: грядет эпидемия совершенно иного рода, перед которой привычные лекарства, аппараты ИВЛ и даже вакцина окажутся бессильны. Сегодня никто не может точно прогнозировать, чем обернется эпидемия коронавируса для психического здоровья жителей Приморья, особенно в долгосрочной перспективе. Но то, что последствия будут серьезными, а многие тревожные сигналы поступают уже сегодня – очевидный факт.
Психиатрическое эхо пандемии
Как пояснил корр. портала VladMedicina.ruглавный врач ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» Максим Артамонов, в настоящее время, когда во Владивостоке и Приморье поэтапно снимают ограничения, введенные вследствие пандемии COVID-19, все чаще всплывают и проблемы, связанные с длительной самоизоляцией. Причем это длительный процесс, который может растянуться на неопределенный срок и вызвать серьезные расстройства личности и поведения. Какие именно, в какой форме, когда и у кого они проявятся – самый главный вопрос, остающийся без ответа.
- Данная ситуация достаточно сильно меняет отношение человека к окружающему миру, согражданам, близким, родным и к самому себе, - констатирует Максим Николаевич. – Некоторыми овладевают сверхценные идеи по охране чистоты, они проявляют гипертрофированное внимание к тому, чтобы каждый предмет, каждая вещь стали стерильными и отмытыми до блеска. Другие из-за боязни вирусов и бактерий по-прежнему не рискуют выходить из дома, остаются в добровольном заточении. Проблема в том, что современное общество еще не переживало подобных ситуаций в столь глобальном масштабе, поэтому эхо пандемии может быть куда опасней, чем это принято считать. Даже в фильмах и книгах, повествующих о вспышках и эпидемиях какой-то заразы, ни слова не сказано – а что дальше? Человечество справилось со смертельным вирусом, карантин закончился, все ликуют и жмут друг другу руки, вроде хэппи-энд, однако все не так просто.
Никто не проводил серьезных исследований о последствиях режима самоизоляции, как поведут себя люди после длительного ограничения в социальных связях и коммуникациях. Но мои личные наблюдения подтверждают тот факт, что число пациентов, у которых обострились психиатрические заболевания, резко выросло. Они теряют состояние компенсации, выходят из стойкой ремиссии, и здесь речь идет уже о психической пандемии. Перед введением карантинных мер мы максимально разгрузили стационар, выписали домой порядка 100 пациентов. И даже с учетом того, что плановая госпитализация была под временным запретом с целью исключить риск заноса COVID-19, и мы принимали больных только в острых состояниях, за несколько месяцев коечный фонд снова оказался переполнен. Наш контингент доставляли потоком, при этом усугублялись не классические заболевания – со стойким бредом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, а те патологии, которые раньше мы успешно держали в узде на амбулаторном лечении. Произошла резкая декомпенсация, и этим людям потребовалась специализированная помощь в условиях стационара.
Старый добрый аутотренинг
Администрация больницы всерьез озаботилась данной проблемой и решила задействовать в ее решении, а главное – предупреждении – свой штат клинических психологов. Здесь работают отличные специалисты, настоящие профессионалы - опытные, грамотные и прошедшие специальное обучение на центральных базах, в частности, в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П.Сербского.А коллектив врачей дважды становился победителем престижного Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Татьяны Дмитриевой.
- Мы намерены организовать психотерапевтические занятия на регулярной основе для всех желающих, - делится главный врач ГБУЗ «ККПБ». – Наши клинические психологи будут корректировать душевное состояние приморских граждан, приводить его в порядок и равновесие. Опять же, в киноиндустрии нам постоянно демонстрируют, как это происходит, но в реальной жизни на территории России такая практика почти не применяется. Мы намерены восполнить данный пробел, я уже дал задание своим специалистам, которые сейчас занимаются разработкой эффективных тренинговых программ. Важно, что такие занятия будут абсолютно бесплатными. Кстати, первая опытная группа уже сформировалась, причем достаточно спонтанно – люди сами изъявили желание избавиться от напряжения, страхов и фобий, с ними занимается психолог диспансера. Мы сделаем групповые психотерапевтические занятия на постоянной основе, будем обучать приморцев техникам аутотренинга с целью безболезненно вернуть их в социум, на работу, к нормальным семейным отношениям. В основе обучения лежит старая добрая аутогенная тренировка, которая дает возможность человеку заниматься саморегуляцией, корректировать некоторые расстройства самостоятельно.
В психотерапии очень много направлений, всевозможных методик и техник, но есть базовые фундаментальные вещи, представленные миру еще в конце 18 века. Это набор аутогенных упражнений, проверенных столетиями. Речь, в частности, идет о психомышечной тренировке, которую в свое время предложил американский врач и ученый Эдмунд Якобсон. Она представляет собой метод прогрессивной мышечной релаксации, который избавляет от многих проблем со здоровьем без приема таблеток и похода к врачу. Мы будем обучать людей адаптированным и упрощенным, но не менее эффективным приемам, как помочь самому себе. Мы не знаем возможностей собственного организма, существует масса полезных методик, как буквально за несколько минут улучшить концентрацию внимания, регулировать температуру тела, снижать давление, снимать усталость, головную боль, спастические боли в области сердца, убирать насморк, и т.д.
Снимая оковы правового нигилизма
Еще одна проблема, с которой все чаще сталкиваются специалисты психоневрологического диспансера – возрастающая агрессия у пациентов, которые обратились в медучреждение по поводу прохождения комиссии и освидетельствования на право управлять автомобилем, приобретать и носить оружие. По мнению Максима Артамонова, она также связана с пандемией коронавируса, которая лишила людей привычных маяков и ориентиров, внесла хаос и неразбериху в их головы:
- Это какой-то нонсенс, люди стали требовать документы в категоричной конфликтной форме. К примеру, они прекрасно знают, что для продления водительских прав в случае смены места жительства за последние пять лет необходимо предоставить справку с предыдущего места регистрации. Это давно прописанный в законодательстве порядок, но жители на это обоснованное требование начинают бурно и агрессивно реагировать, скандалить и возмущаться. А когда в процессе беседы наш сотрудник наблюдает эти явно неадекватные реакции, которые являются показаниями для более глубокого исследования и направляет человека к психологу, возмущению нет предела. Я вижу здесь побочный эффект ограничительных мероприятий, когда люди долгое время сидели дома, в результате внутреннее напряжение и негатив дошли до критической точки. Конечно, мы к таким проявлениям всегда готовы, это наша работа, но вынуждены отказывать этим людям в положительном психиатрическом заключении. Причем число отказов по сравнению с прошлым голом выросло в разы. Это вызывает нескончаемый поток жалоб, вплоть до прокуратуры, следственного комитета и администрации президента. Усиливается правовой нигилизм, когда наши граждане слышали о том или ином законе, но упорно не желают его прочитать. Возьмем закон о ветеранах, который гарантирует определенные льготы военным, отслужившим в горячих точках. Но речь там идет только о праве на медицинскую помощь и диспансеризацию вне очереди. Все, точка. В документе ни слова не сказано о том, что данная категория граждан может бесплатно проходить комиссию на права и оружие. Мы повесили выдержку из закона на стенд, я постоянно объясняю эти вещи в видеороликах, которые неутомимо крутятся в холлах нашего диспансера - все бесполезно. Почему-то людям, которым что-то не нравится в законодательстве, не приходит в голову митинговать в полиции, миграционной службе, налоговом управлении, а в психиатрической больнице – пожалуйста.
Человек сам приходит на медицинское освидетельствование, это нужно ему, и если есть объективные показания для отказа, наш профессиональный долг и прямая обязанность не допустить его до источников повышенной опасности, какими являются автомобиль и оружие. Мы несем особую ответственность за здоровый климат в обществе, ограждая его от неуравновешенных личностей, способных причинить серьезный вред себе и окружающим. Люди не понимают, что если в других госучреждениях их за неподобающее поведение просто выведут на улицу, то мы обязаны их запомнить и внести в соответствующую базу. Для их же пользы. Все это является прямым следствием социального феномена, когда экономисты для удобства расчетов перевели медицинскую помощь в разряд услуг. В результате изменился менталитет жителей, которые стали требовать именно услугу, что является порочной практикой. Врачи должны оказывать медицинскую помощь, а это большая принципиальная разница. Таким образом, необходимо менять отношение населения к данным вещам, чему в том числе будут способствовать и наши групповые психотерапевтические занятия. Мы дадим в руки людей реальные инструменты самопомощи, и я очень надеюсь, что когда ограничительные мероприятия снимут полностью, психика наших жителей вернется к норме, а жизнь войдет в привычную колею.
Занятия будут проводиться в формате месячных циклов - два раза в неделю по мере формирования групп с начала сентября на базе психоневрологического диспансера, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Некрасовская, 50. Следите анонсами на сайте ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» и портале VladMedicina.ru.