Раздвигая границы слышимого мира

4715

«Страна глухих» - не просто вымышленная история, которая легла в основу знаменитого одноименного фильма Валерия Тодоровского. Это действительно специфический мир со своими законами, нормами и правилами, где люди не имеют возможности общаться вербально. Врачи сурдологи-оториноларингологи и педагоги-дефектологи Центра реабилитации слуха ГАУЗ «ККЦ СВМП» каждый на своем уровне профессиональных компетенций пытаются разрушить границы между этим особенным миром и привычным нашим, успешно социализировать его обитателей и интегрировать в общество, в нормальную речевую среду. Насколько хорошо это получается, и с какими проблемами приходится сталкиваться на каждом этапе этой нелегкой благородной миссии, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал заведующий Центром реабилитации слуха ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Владимир Шуваев.

ККЦ СВМП, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Центр реабилитации слуха, Владимир Шуваев

На голом энтузиазме и подвижничестве

- Владимир Владимирович, напомните, пожалуйста, историю создания вашего центра – с чего все начиналось?

- Мне и небольшой команде единомышленников стоило огромных усилий, чтобы открыть этот центр в 1992 году. Я тогда был оперирующим лор-врачом в городской детской больнице, к нам приходило много маленьких пациентов, которые имели серьезные проблемы со слухом, но тогда помочь мы им не могли. Сурдологической службы в Приморском крае не было, и мне предложили ее организовать и возглавить. Я полгода практически все дни проводил в Приморском региональном отделении «Всероссийского общества глухих», общался с людьми, страдающими нарушением слуха, погружался в проблематику и искал оптимальные решения для организации центра. Нам было выделено здание на Спортивной, 11, новое учреждение мы открывали в непростое время - финансирования не было, приходилось оббивать пороги кабинетов чиновников, по крохам формировать коллектив, закупать диагностическую аппаратуру, делать ремонт в полученном здании. Когда появилась возможность, отправили группу специалистов в Хорватию, где осваивали продвинутую в то время верботональную методику реабилитации слуха. Несмотря на все трудности, смогли за короткий срок организовать сурдологическую помощь детям с нарушениями слуховой функции. Вот так я и стал главным врачом совершенно нового для Приморья и всего Дальнего Востока уникального лечебно-диагностического учреждения.

- Как оно тогда называлась, что в себя включало, и какие задачи перед вами ставил горздрав?

- Мы назывались детским верботональным центром. На том этапе перед нами ставилась важнейшая и достаточно амбициозная задача – интегрировать неслышащих и слабослышащих детей в нормальную речевую среду. В 1996-м назрела необходимость начать оказывать сурдологическую помощь и взрослому населению Приморского края. В настоящее время структура нашего центра не претерпела существенных изменений, работа ведется по двум основным направлениям: это диагностика слуха и педагогическая реабилитация, также мы осуществляем сервисное обслуживание слуховых аппаратов.

- Заявленная в 90-х цель актуальна и сегодня?

-Да, актуальность проблемы нарушения слуха не утратила своего значения и сегодня. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия, поскольку именно наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе. Прогресс науки и техники, которым ознаменовались последние десятилетия, создал предпосылки для бурного развития отиатрии. Наряду с успехами в хирургическом и консервативном лечении заболеваний, ведущих к нарушениям слуха, расширились возможности слухового протезирования слабослышащих. Одновременно возросли и социальные требования к слуху на производстве, в общественной жизни, в быту. Особое значение имеют лечение и компенсация слуховыми аппаратами расстройств слуха в детском возрасте. Исследования, проводимые в разных странах, показывают, что, по крайней мере, у 1%, а вероятнее у 2-3% населения, нарушения слуха вызывают затруднения в социальном общении. В возникновении тугоухости известную роль играют послевоспалительные изменения в среднем ухе, в части случаев эти изменения являются следствием нерационального применения антибиотиков и сульфаниламидных препаратов.

Путевка в жизнь без ограничений

- В чем заключаются основные трудности такой адаптации?

- В целом ситуация с ранним выявлением тугоухости у детей, направлением их на операцию по установке кохлеарных имплантов и проведение самой операции не вызывает опасений. Но отмечу, что зачастую дискредитируется сама методика – дорогостоящий имплант вживляют, и дети возвращаются в родное село, продолжают обучаться в специализированных детских учреждениях для тугоухих, где они никак дальше не развиваются и не социализируются. Ребенок не знает, как слышимые им звуки распознать, трансформировать в понятные узнаваемые слова и адекватно на них ответить. Получается, деньги тратятся впустую, время потеряно, а сформировать у него правильные речевые навыки в зрелом возрасте – уже задача безнадежная. Здесь очень важно выстроить диалог с родителями, с семьей слабослышащего ребенка. Наши сурдопедагоги активно ведут такую разъяснительную работу, убеждают родителей, что с детьми, которые находятся на диспансерном наблюдении и проходят реабилитацию, нужно не менее 10 часов заниматься дома. По хорошему, они вообще не должны учиться языку жестов, им необходимо сразу прививать навыки нормального вербального общения. Причем делать это в обычных детсадах и школах, а не специализированных. Только тогда они развиваются и даже учат иностранные языки, поступают в вузы – одним словом получают путевку в жизнь без каких – либо ограничений.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о кохлеарной имплантации – в чем суть метода, каков порядок направления?

- Кохлеарный имплант – это устройство, которое заменяет обычную функцию уха, и его следует рассматривать как «электронное» или «бионическое» ухо, так как после имплантации восстанавливается слуховая функция. В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, кохлеарный имплант передает электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. При тяжелых степенях потери слуха ребенку не поможет даже самый мощный аппарат – здесь требуется вживить в улитку внутреннего уха специальный прибор, который при помощи электрических импульсов стимулирует сохранные структуры слухового нерва. При этом миниатюрный цифровой речевой процессор выводится наружу. Но сама имплантация – полдела. Самое главное – начать своевременно заниматься с ребенком, развить у него речевые навыки, в этом случае мы получаем великолепные результаты. Иначе кохлеарная имплантация потеряет смысл.

- Сколько на Приморский край выделяется ежегодно квот на кохлеарную имплантацию?

- Имплант – дорогое удовольствие, он стоит порядка миллиона рублей, раньше нам выделяли порядка 25 квот ежегодно, сегодня меньше, но и потребность в этом высокотехнологичном вмешательстве сократилась в связи с общим снижением числа родов.

Уникальная команда штучных специалистов

- Давайте конкретизируем - какие непосредственно услуги оказываются в вашем центре?

- Мы проводим медицинскую и функциональную диагностику всем обратившимся с подозрением на снижение слуха, включая раннее выявление тугоухости и постановку на диспансерный учет, занимаемся слухопротезированием, подбираем и настраиваем индивидуальные слуховые аппараты, обучаем пациентов правильно ими пользоваться. Отдельный и очень внушительный пласт деятельности – педагогическая реабилитация людей с патологией слуха и речи, в том числе после кохлеарной имплантации. Проводим настройку речевых процессоров. Также занимаемся психодиагностикой и психокоррекционной работой с пациентами, имеющими нарушения слуха, обеспечиваем сервисное обслуживание слуховых аппаратов.

- Представьте свой коллектив, ваших уникальных штучных специалистов.

- У нас работает детский сурдолог – Ольга Бушуева. Также в команде этих высокопрофессиональных специалистов – сурдологи-оториноларингологи Оксана Скутельник, Любовь Кислухина и Ирина Пикалова. Это мой фундамент и опора. Отдельное спасибо старшему педагогу дополнительного образования и психологу Ольге Просянниковой, это единственный в Приморье специалист, работающий с тугоухими детьми, она творит с ними настоящие чудеса. В штате педагогических работников, занимающихся важнейшей психокррекционной работой, – Ольга Ковальчук, Александра Гельбах и Екатерина Гущина. Это отличные специалисты с многолетним опытом работы, наш золотой фонд, таких больше нигде не найти.

Оснащение современным оборудованием

- Какое оборудование используете в своей работе по каждому профилю?

- Аппаратура очень достойная. В настоящее время благодаря главному врачу «ККЦ СВМП» Надежде Горелик мы обновили диагностическое оборудование, и сейчас в нашем распоряжении есть современные аудиометры и импедансометры для дифференциальной диагностики состояния среднего уха, отличная звукоусиливающая аппаратура. Правда, японская шумозащитная аудиокабина уже нуждается в замене – ряд исследований должны проводиться в абсолютной звукоизоляции. Мы выполняем тональную, речевую и игровую аудиометрию, импедансометрию, рефлексометрию, обследования в свободном слуховом поле, выявляем функциональные проблемы слуховосприятия.

- А кто может рассчитывать на бесплатное слухопротезирование?

- Раз в четыре года человек, имеющий группу инвалидности, причем необязательно по слуху, имеет право на бесплатное получение слухового аппарата, согласно индивидуальной программе реабилитации.

- Владимир Владимирович, как можно записаться и попасть на прием в центр реабилитации слуха?

- Мы оказываем бесплатную сурдологическую помощь всем нуждающимся в ней жителям Приморского края по направлению лор-врача. Записаться можно по телефону регистратуры 8 (423) 225-18-20, через интернет и посредством личного обращения. Хочу сказать, что наши администраторы – люди высочайшей культуры и безграничного терпения. Ведь звонят, как правило, очень плохо слышащие пациенты, которых нужно не только правильно понять, но и доходчиво объяснить, что им необходимо делать.



  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
4715
Личный кабинет