Раздвигая границы слышимого мира
«Страна глухих» - не просто вымышленная история, которая легла в основу знаменитого одноименного фильма Валерия Тодоровского. Это действительно специфический мир со своими законами, нормами и правилами, где люди не имеют возможности общаться вербально. Врачи сурдологи-оториноларингологи и педагоги-дефектологи Центра реабилитации слуха ГАУЗ «ККЦ СВМП» каждый на своем уровне профессиональных компетенций пытаются разрушить границы между этим особенным миром и привычным нашим, успешно социализировать его обитателей и интегрировать в общество, в нормальную речевую среду. Насколько хорошо это получается, и с какими проблемами приходится сталкиваться на каждом этапе этой нелегкой благородной миссии, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал заведующий Центром реабилитации слуха ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Владимир Шуваев.
На голом энтузиазме и подвижничестве
- Владимир Владимирович, напомните, пожалуйста, историю создания вашего центра – с чего все начиналось?
- Мне и небольшой команде единомышленников стоило огромных усилий, чтобы открыть этот центр в 1992 году. Я тогда был оперирующим лор-врачом в городской детской больнице, к нам приходило много маленьких пациентов, которые имели серьезные проблемы со слухом, но тогда помочь мы им не могли. Сурдологической службы в Приморском крае не было, и мне предложили ее организовать и возглавить. Я полгода практически все дни проводил в Приморском региональном отделении «Всероссийского общества глухих», общался с людьми, страдающими нарушением слуха, погружался в проблематику и искал оптимальные решения для организации центра. Нам было выделено здание на Спортивной, 11, новое учреждение мы открывали в непростое время - финансирования не было, приходилось оббивать пороги кабинетов чиновников, по крохам формировать коллектив, закупать диагностическую аппаратуру, делать ремонт в полученном здании. Когда появилась возможность, отправили группу специалистов в Хорватию, где осваивали продвинутую в то время верботональную методику реабилитации слуха. Несмотря на все трудности, смогли за короткий срок организовать сурдологическую помощь детям с нарушениями слуховой функции. Вот так я и стал главным врачом совершенно нового для Приморья и всего Дальнего Востока уникального лечебно-диагностического учреждения.
- Как оно тогда называлась, что в себя включало, и какие задачи перед вами ставил горздрав?
- Мы назывались детским верботональным центром. На том этапе перед нами ставилась важнейшая и достаточно амбициозная задача – интегрировать неслышащих и слабослышащих детей в нормальную речевую среду. В 1996-м назрела необходимость начать оказывать сурдологическую помощь и взрослому населению Приморского края. В настоящее время структура нашего центра не претерпела существенных изменений, работа ведется по двум основным направлениям: это диагностика слуха и педагогическая реабилитация, также мы осуществляем сервисное обслуживание слуховых аппаратов.
- Заявленная в 90-х цель актуальна и сегодня?
-Да, актуальность проблемы нарушения слуха не утратила своего значения и сегодня. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия, поскольку именно наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе. Прогресс науки и техники, которым ознаменовались последние десятилетия, создал предпосылки для бурного развития отиатрии. Наряду с успехами в хирургическом и консервативном лечении заболеваний, ведущих к нарушениям слуха, расширились возможности слухового протезирования слабослышащих. Одновременно возросли и социальные требования к слуху на производстве, в общественной жизни, в быту. Особое значение имеют лечение и компенсация слуховыми аппаратами расстройств слуха в детском возрасте. Исследования, проводимые в разных странах, показывают, что, по крайней мере, у 1%, а вероятнее у 2-3% населения, нарушения слуха вызывают затруднения в социальном общении. В возникновении тугоухости известную роль играют послевоспалительные изменения в среднем ухе, в части случаев эти изменения являются следствием нерационального применения антибиотиков и сульфаниламидных препаратов.
Путевка в жизнь без ограничений
- В чем заключаются основные трудности такой адаптации?
- В целом ситуация с ранним выявлением тугоухости у детей, направлением их на операцию по установке кохлеарных имплантов и проведение самой операции не вызывает опасений. Но отмечу, что зачастую дискредитируется сама методика – дорогостоящий имплант вживляют, и дети возвращаются в родное село, продолжают обучаться в специализированных детских учреждениях для тугоухих, где они никак дальше не развиваются и не социализируются. Ребенок не знает, как слышимые им звуки распознать, трансформировать в понятные узнаваемые слова и адекватно на них ответить. Получается, деньги тратятся впустую, время потеряно, а сформировать у него правильные речевые навыки в зрелом возрасте – уже задача безнадежная. Здесь очень важно выстроить диалог с родителями, с семьей слабослышащего ребенка. Наши сурдопедагоги активно ведут такую разъяснительную работу, убеждают родителей, что с детьми, которые находятся на диспансерном наблюдении и проходят реабилитацию, нужно не менее 10 часов заниматься дома. По хорошему, они вообще не должны учиться языку жестов, им необходимо сразу прививать навыки нормального вербального общения. Причем делать это в обычных детсадах и школах, а не специализированных. Только тогда они развиваются и даже учат иностранные языки, поступают в вузы – одним словом получают путевку в жизнь без каких – либо ограничений.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о кохлеарной имплантации – в чем суть метода, каков порядок направления?
- Кохлеарный имплант – это устройство, которое заменяет обычную функцию уха, и его следует рассматривать как «электронное» или «бионическое» ухо, так как после имплантации восстанавливается слуховая функция. В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, кохлеарный имплант передает электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. При тяжелых степенях потери слуха ребенку не поможет даже самый мощный аппарат – здесь требуется вживить в улитку внутреннего уха специальный прибор, который при помощи электрических импульсов стимулирует сохранные структуры слухового нерва. При этом миниатюрный цифровой речевой процессор выводится наружу. Но сама имплантация – полдела. Самое главное – начать своевременно заниматься с ребенком, развить у него речевые навыки, в этом случае мы получаем великолепные результаты. Иначе кохлеарная имплантация потеряет смысл.
- Сколько на Приморский край выделяется ежегодно квот на кохлеарную имплантацию?
- Имплант – дорогое удовольствие, он стоит порядка миллиона рублей, раньше нам выделяли порядка 25 квот ежегодно, сегодня меньше, но и потребность в этом высокотехнологичном вмешательстве сократилась в связи с общим снижением числа родов.
Уникальная команда штучных специалистов
- Давайте конкретизируем - какие непосредственно услуги оказываются в вашем центре?
- Мы проводим медицинскую и функциональную диагностику всем обратившимся с подозрением на снижение слуха, включая раннее выявление тугоухости и постановку на диспансерный учет, занимаемся слухопротезированием, подбираем и настраиваем индивидуальные слуховые аппараты, обучаем пациентов правильно ими пользоваться. Отдельный и очень внушительный пласт деятельности – педагогическая реабилитация людей с патологией слуха и речи, в том числе после кохлеарной имплантации. Проводим настройку речевых процессоров. Также занимаемся психодиагностикой и психокоррекционной работой с пациентами, имеющими нарушения слуха, обеспечиваем сервисное обслуживание слуховых аппаратов.
- Представьте свой коллектив, ваших уникальных штучных специалистов.
- У нас работает детский сурдолог – Ольга Бушуева. Также в команде этих высокопрофессиональных специалистов – сурдологи-оториноларингологи Оксана Скутельник, Любовь Кислухина и Ирина Пикалова. Это мой фундамент и опора. Отдельное спасибо старшему педагогу дополнительного образования и психологу Ольге Просянниковой, это единственный в Приморье специалист, работающий с тугоухими детьми, она творит с ними настоящие чудеса. В штате педагогических работников, занимающихся важнейшей психокррекционной работой, – Ольга Ковальчук, Александра Гельбах и Екатерина Гущина. Это отличные специалисты с многолетним опытом работы, наш золотой фонд, таких больше нигде не найти.
Оснащение современным оборудованием
- Какое оборудование используете в своей работе по каждому профилю?
- Аппаратура очень достойная. В настоящее время благодаря главному врачу «ККЦ СВМП» Надежде Горелик мы обновили диагностическое оборудование, и сейчас в нашем распоряжении есть современные аудиометры и импедансометры для дифференциальной диагностики состояния среднего уха, отличная звукоусиливающая аппаратура. Правда, японская шумозащитная аудиокабина уже нуждается в замене – ряд исследований должны проводиться в абсолютной звукоизоляции. Мы выполняем тональную, речевую и игровую аудиометрию, импедансометрию, рефлексометрию, обследования в свободном слуховом поле, выявляем функциональные проблемы слуховосприятия.
- А кто может рассчитывать на бесплатное слухопротезирование?
- Раз в четыре года человек, имеющий группу инвалидности, причем необязательно по слуху, имеет право на бесплатное получение слухового аппарата, согласно индивидуальной программе реабилитации.
- Владимир Владимирович, как можно записаться и попасть на прием в центр реабилитации слуха?
- Мы оказываем бесплатную сурдологическую помощь всем нуждающимся в ней жителям Приморского края по направлению лор-врача. Записаться можно по телефону регистратуры 8 (423) 225-18-20, через интернет и посредством личного обращения. Хочу сказать, что наши администраторы – люди высочайшей культуры и безграничного терпения. Ведь звонят, как правило, очень плохо слышащие пациенты, которых нужно не только правильно понять, но и доходчиво объяснить, что им необходимо делать.