Экстренным больным кислород не перекроют
Приморский край продолжает всеми силами сдерживать натиск коронавирусной инфекции на всех уровнях. Конечно, передовая линия фронта проходит в недавно организованных инфекционных госпиталях, но сегодня под серьезной эпидемиологической угрозой оказались все городские и районные ЛПУ. Соответственно, и находящийся там персонал, и контингент пациентов. Поэтому региональный минздрав по согласованию с Роспотребнадзором принял ряд жестких ограничительных мер по предотвращению распространения COVID-19. Что уже изменилось в порядках оказания медицинской помощи жителям региона, хватит ли аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) всем нуждающимся больным вне стен инфекционных госпиталей, и насколько адекватны принятые решения текущей ситуации с заболеваемостью коронавирусом, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала заместитель председателя правительства Приморского края – министр здравоохранения Анастасия Худченко.
Без плановой госпитализации
- Анастасия Геннадьевна, какие ограничения ввели в приморских медучреждениях по оказанию медицинской помощи населению?
- С 17 апреля временно приостановлена плановая госпитализация во все стационары Приморского края, за исключением тех, кто оказывает медицинскую помощь больным с вирусными гепатитами, а также по онкологическому, гематологическому, сердечно-сосудистому, психиатрическому, наркологическому и фтизиатрическому профилям. Были выбраны именно эти лечебные направления, т.к. прекращение терапии при данных заболеваниях нанесет больший вред пациентам, чем ограничение плановых госпитализаций. Принятие такого непростого решения связано с тем, что эпидемиологическая ситуация на территории региона не самая благополучная, происходят заносы инфекции в медицинские организации. То в одном, то в другом ЛПУ появляются люди без отягощенного анамнеза и характерной клинической картины, но через какое-то время у них подтверждается наличие коронавируса.
- Насколько опасна такая тенденция?
- Распространение COVID-19 через лечебные учреждения является одним из самых неблагоприятных эпидемиологических путей, т.к. с коронавирусом будут сразу встречаться жители, которые уже страдают либо хроническими заболеваниями, либо какими-то острыми состояниями. Поэтому наша основная задача на сегодняшний день – не допустить формирования внутрибольничных очагов. Принимая это решение, мы постарались объективно оценить риски для людей, которые будут ложиться в стационар решать свои проблемы со здоровьем в плановом порядке и могут заразиться коронавирусной инфекцией.
- А что касается экстренной помощи?
- Она сохранится в полном объеме, все больные, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, будут получать ее по профилю заболевания в тех лечебных учреждениях, где она оказывалась ранее.
ИВЛ – по экстренным показаниям
- Многие не до конца понимают, в каких случаях помощь подпадает под категорию плановой или экстренной - можете пояснить на примерах?
- Например, госпитализация при остром коронарном синдроме - с инфарктом или нестабильной стенокардией является экстренной, и отказа в данном случае быть не может. А если человека беспокоят боли в сердце, и он ложится в стационар для профильного обследования и выяснения их причин, чтобы подобрать тактику лечения, то такая госпитализация будет считаться плановой.
- Жители Приморья переживают, что сегодня созданы инфекционные госпитали во Владивостоке, Уссурийске и Находке, и все аппараты ИВЛ, находящиеся в распоряжении региональных ЛПУ, переданы туда – насколько эти опасения обоснованны? Как будет проводиться вентиляция легких нуждающимся в ней пациентам из других районов края?
- Мы перераспределяли аппараты ИВЛ из медицинских организаций края в инфекционные госпитали уже с учетом принятия решения о временном прекращении плановой госпитализации. И забрали исключительно те аппараты, которые были задействованы на плановых операциях. Ни одного лечебного учреждения, где бы совсем не осталось ИВЛ, сегодня нет. Мы оценили их запас, провели скрупулезный анализ, сколько используется при оказании экстренной и плановой помощи, в итоге в инфекционные госпитали направили только аппараты, к которым при необходимости подключают плановых больных.
- Все-таки восполнять их запас планируется?
- Конечно, мы понимаем обеспокоенность и жителей, и анестезиологов-реаниматологов на местах. Прежде всего такая обеспокоенность связана с тем, что резерва этой жизненно важной аппаратуры сейчас действительно нет. Условно говоря, из четырех ИВЛ два были постоянно в строю, два находились в режиме ожидания. О сложившейся ситуации прекрасно осведомлены и в правительстве Приморья, и в минздраве, и в стационарах края. Для восполнения запаса мы ожидаем федеральных поставок аппаратов искусственной вентиляции легких.
Купировать очаги инфицирования
- Вы можете прокомментировать ситуацию со сбежавшим из карантина пациентом – какие меры предусмотрены в лечебных учреждениях для предотвращения подобных инцидентов?
- Это довольно казуистический случай – мужчина лежал в отделении для больных пневмонией «первой» краевой больницы, тоже изолированном, но оно не являлось инфекционным стационаром. Всех пациентов с пневмонией мы в обязательном порядке обследуем на коронавирус, у него и еще нескольких больных результат пришел положительный. Мы подготовили их к переводу из ПККБ №1 в инфекционный госпиталь Больницы рыбаков. И как раз на этапе транспортировки, когда людей вывели из ЛПУ и собирались погрузить в карету скорой помощи, пациент нас покинул. Поэтому для медиков этот стремительный побег стал полной неожиданностью. У нас в должной мере обеспечена охрана тех подразделений, где находятся такие больные – туда закрыт доступ для посторонних лиц, также невозможно беспрепятственно выйти наружу. Есть договоры с охранными предприятиями, заключены соглашения с полицейскими участками. Через несколько часов мужчина вернулся сам и сразу был госпитализирован в инфекционный госпиталь. Но теперь у нас уже есть печальный опыт, и мы будем более тщательно контролировать процесс транспортировки. В частности, на уровне оперативного регионального штаба по борьбе с коронавирусом обсудили возможность вызывать в таких случаях наряд полиции и обеспечивать усиленный конвой.
- Вы можете в общих чертах представить картину заболеваемости COVID-19 в Приморском крае – по степени тяжести протекания, возрастным категориям, полу?
- Скорее всего о тех, кто переносят заболевание бессимптомно, мы просто ничего не знаем, т.к. обследование на коронавирус не охватывает все слои населения и о таких людях мы узнаем случайно. Среди выявленных пациентов преобладают возрастные с легкими и среднетяжелыми формами. Конечно, есть и больные с серьезной дыхательной недостаточностью, при этом в нашем регионе, как и во всем мире, среди COVID-положительных пальму первенства держат мужчины, у них же чаще всего наблюдаются и фатальные осложнения.
- Скажите, пожалуйста, где и когда будут открыты дополнительные койки для больных коронавирусом? И, как вы считаете, насколько принимаемые меры адекватны реальной угрозе?
- Мы два дня активно укомплектовывали дополнительный коечный фонд во Владивостокской клинической больнице №4, сейчас проходим контрольную точку, проверяем готовность, и 24 апреля откроем 400 новых и полностью оборудованных стационарных мест. На самом деле я тоже читаю отзывы в соцсетях, вижу, что пишут и как реагируют на ситуацию люди. С одной стороны, их претензии и сомнения по поводу целесообразности бросать все силы на борьбу с COVID-19 можно понять, - действительно, порядка 80% жителей переносят инфекцию в легкой форме, они могут быть успешно вылечены в амбулаторных условиях или вовсе обойтись без медицинской помощи. Но давайте не будем забывать о людях, которые находятся в зоне риска, и если в начале пандемии мы были убеждены, что туда попадают только граждане старших возрастных групп и пациенты с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, то сейчас обоснованность этой позиции рассыпается под грузом новых фактов. Мы видим, что у работоспособных мужчин от 40 до 60 лет, не отягощенных серьезным анамнезом, пневмония протекает в очень тяжелых агрессивных формах.
Я считаю, что если есть возможность не заразить этих людей, своевременно купировать медицинские очаги инфицирования, не допустить контактов уже заболевших жителей с пациентами, ослабленными сопутствующими патологиями, мы должны это сделать. Это наша главная задача, и слова о том, что дети не болеют, молодежь переносит коронавирус легко, а пожилым болеть положено, мне кажутся с точки зрения морали и этики недопустимыми. Нужно думать не только о себе, но и о родных и близких, в любом случае будем ли мы распространять инфекцию дальше, зависит только от нас самих.