Замаскированный недуг
Депрессия - не просто плохое настроение, а психическое нарушение, требующее профессионального подхода и комплексной терапии. Об этом в последнее время медики говорят открыто. Недооценивают тот факт, что депрессивными расстройствами страдают не только взрослые, но и дети, причем с раннего возраста, и зачастую это проявляется через психосоматические расстройства. Ребёнок начинает жаловаться на боль, недомогание, часто болеет. Обследования не приводят к положительному эффекту, ведь к процессу не подключены клинические психологи, психиатры и психотерапевты. Родители ходят по кругу, состояние ребёнка усугубляется.
Как проявляется депрессия в зависимости от возраста? Почему беречь нервы ребенка нужно задолго до его рождения, и кому необходимо пройти тест на депрессию, корр. портала VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия Горохова.
С первых лет жизни
- Анастасия Витальевна, для начала проясните читателям, что такое психосоматика, о которой так много говорят в последнее время?
- Впервые термин «психосоматика» предложил немецкий врач Иоганн Хайнрот в 1818 году. Под психосоматическими заболеваниями он понимал болезни, физические или органические причины которых не может обнаружить ни одно медицинское обследование. Такие заболевания могут быть результатом неких эмоциональных состояний, таких как гнев, тревога, депрессия или чувство вины. Теория Хайнрота была жестоко осмеяна его коллегами-врачами, но еще 2 400 лет назад Сократ утверждал, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной, а его знаменитый ученик Платон говорил: «Большая ошибка совершается там, где телесные и душевные болезни лечат разные врачи. Ведь тело неотделимо от души».
- И как это связано с детскими депрессиями?
- У взрослых основными проявлениями депрессии можно назвать печаль, апатию, тревогу, беспокойство, нервозность, то есть признаки понятные и видимые, они их сами чувствуют и иногда могут объяснить. А дети находятся на ином витке развития, до семи лет - это психомоторный уровень, до 14-ти - эмоциональный. Симптомы депрессии не настолько интенсивны, и они почти всегда прячутся под соматические жалобы. Боли в животе, часто повторяющиеся ангины, приступы бронхиальной астмы, нейродермиты. С этими маркерами сталкиваются педиатры, неврологи, врачи других специальностей, но никак не соотносят их с расстройствами психического или психиатрического спектра. Встречаются у детей нарушения поведения - от заторможенности и безразличия до агрессии. Иногда родители, да и врачи объясняют это капризностью или усталостью, мы придумываем себе множество отговорок, анализируя симптомы, оправдывая их, но проскакиваем самое главное - что же мы чувствуем? Такая несознательная эмоциональная анестезия работает недолго, и в какой-то момент наш организм начинает сыпаться, переставая справляться с этим обесчувствованием.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже признала, что есть семь диагнозов, которые могут иметь как физиологические, так и психологические причины. То есть эти диагнозы психосоматические.
- Насколько серьёзна проблема депрессий у детей в 21 веке?
- В детской психиатрической практике депрессии занимают весомую долю. Так, в кризисно-адаптационный центр «Мир ребёнка», который четвертый год работает при нашем медучреждении, обращается около тысячи человек - родители с детьми или сами дети. Две трети диагнозов - это депрессивные расстройства.
- С какого возраста может быть выявлено у ребёнка депрессивное расстройство?
- С первого года жизни. Большое влияние оказывает перинатальный период. Работающая мама, стрессы и переживание, развод, переезд, потеря работы - всё это ставит под угрозу взаимодействие диады «мать-дитя». Нервная система у эмбриона закладывается в первую очередь, и ребенок остро чувствует малейшую реакцию матери. Признаками депрессивного спектра у грудничка может быть крик, отказ от питания, нарушение стула. К внешним факторам относится нахождение в больничном стационаре, раннее инвазивное вмешательство, подвержены расстройству и дети, от которых отказались или хотели отказаться.
- У вас были примеры выявления ранних депрессивных расстройств?
- Это был шестимесячный ребёнок, которого госпитализировали в стационар, и он отказывался от питания. Я разговаривала с малышом как с взрослым, говорила, что мне понятны его переживания, хотела бы, чтобы он реагировал другим способом. Малыш фиксировал взгляд, и мы с коллегами понимали - контакт устанавливается. В течение первой недели дело пошло на поправку. Отмечу, что в этом большую роль сыграла настроенность на работу всего персонала.
Качество эмоционального общения
- Ребенок растёт, а как в дальнейшем может проявиться заболевание?
- К примеру, от трех до пяти лет - задержкой роста или развития без особой причины, гипертрофированным чувством вины, фобиями, жалобами на боли. С годами может появиться агрессия на другие лица, жалобы на ухудшение физического состояния без причин, подъемы температуры. В крайних случаях ребёнок может уйти в патологическое фантазирование. Мы сталкиваемся с различными вариантами психосоматики - атопический дерматит, бронхиальная астма, ангины, гастриты, мигрени. Бывает и так - ребенок постоянно сидит в одной позе, и врачи тут же подозревают аутизм. Но и это может быть симптомом депрессивного расстройства.
Все это связано с нестабильностью детской психики, с незрелостью волевых функций, малым жизненным опытом и трудностью осознания новизны состояний, с которыми они сталкиваются. Тем временем родители перегружены работой, бытом, и они закрывают лишь основные первичные потребности ребёнка - еда, одежда, образование. Дети это чувствуют, идёт подмена потребностей. Им не так принципиально, сколько времени с ним проведет взрослый, важно качество этого общения. Когда между родителями и детьми формируется здоровая эмоциональная связь, она им словно щит от негативных проявлений и поддержка в дальнейшей жизни.
- Часто такие признаки, как лень, заторможенность, отсутствие интереса приписывают к свойствам характера. Мол, таким уродился, и ничего не поделаешь. Это правильно?
- Поймите, лень не может возникнуть сама по себе. Это сигнал психического, эндокринного или другого нарушения. То же самое, если ребёнок потерял интерес к учёбе, его невозможно разбудить утром. Депрессия может быть и проявлением большого психического расстройства. На первый взгляд - обычный подросток меланхолического темперамента с заниженной самооценкой. Но начинаешь копать - а там шизотипическое расстройство, у него бурный внутренний мир, который может раскрутиться в опасный процесс.
На чаше весов
- Чем опасна депрессия в подростковом возрасте?
- Так, апатичные формы расстройства могут привести к крайним ситуациям, когда у ребёнка теряется ценность жизни, и он резко принимает решение уйти. Психиатры, проанализировавшие подростковые суициды, приходили к выводу - признаки депрессии были задолго до опрометчивого шага. Получается, что депрессия - это хроническое заболевание, и оно должно лечиться комплексно. 60% эмоционального нарушения у детей - депрессивные состояния, которые нуждаются в лечении специалистов.
- Как понять родителям, что надо бить тревогу?
- Еще раз подчеркну - уважение к ребёнку должно формироваться с момента зачатия. Этому нужно учить на курсах подготовки к родам, а можно и памятки будущим родителям на эту тему в загсе выдавать. Необходимо помнить - ребёнок дает эмоциональный ответ только на том уровне, на котором способен дать. Он рождается со всеми мышцами, но мы же не требуем от него - сразу встать и пойти. Но если физиологические особенности более-менее понимают, то почему не задумываются о развитии психики? О нарушениях депрессивного характера сигнализирует триада - снижение настроения, подвижности, и мышления.
- Какие внешние факторы могут повлиять на ребёнка?
- Допустим, дети, которые попадают в конфликт между родителями. В моей практике был случай - годовалая девочка неожиданно облысела, прошла широкое обследование у трихологов - безрезультатно. Вначале не связали это с семейной обстановкой, а именно - с родительской изменой, пока не обратились к нашим специалистам.
Бывает так, что усыновленные дети на первом этапе начинают «мстить» приёмным родителям, и в зависимости от возраста симптомы могут быть разные - от остановки в росте, отказе в питании до открытого противостояния, когда ребёнок будто пробует взрослого на «зуб». Степень глубины проблемы психиатры выявляют при более близком контакте с маленьким пациентом.
- Какие сегодня применяются методы лечения депрессии у детей?
- Комплексная терапия назначается в зависимости от выявленной степени депрессии - легкой, средней и тяжелой. Она лечится с применением медикаментозной, фито-физио- и психотерапии, с применением профессиональных методик БОС-терапии (биологически обратной связи). К сожалению, в реальности мы сталкиваемся с тем, что наших пациентов долго лечат от симптомов врачи других специальностей, в итоге получаем нечеткую, осложнённую картину.
- Как правильно привести ребенка к специалисту для проведения тестирования?
- Обычно сложности начинаются со школьного возраста. К ребёнку можно обратиться со словами о том, что это вам нужна его помощь. Дальше в работу включается профессиональный клинический психолог, любое тестирование сопровождается живой беседой. Мы убеждаем родителей, что ни юридически, ни социально нет никаких последствий после посещения психотерапевта и проведения тестирование ребенка. Это стандартизированные тесты, апробированные на мировом уровне. Не бойтесь обращаться к специалистам! Клинические психологи выявляют наличие депрессии, её степень, глубину вовлечения ребёнка, помогают родителям определить алгоритмы выхода. У подростка часто депрессия идет рядом с желанием прервать жизнь. Нет никакого сравнения, когда на одной чаше весов - потеря ребёнка, на другой – страх лишиться социального благополучия.
Мы можем вам помочь :ул. Днепровская 45, телефон: 236-05-27 (клинические психологи, психотерапевты); ул. Жигура, 50 а - кризисно-адаптационный центр, тел.: 207-70-75 круглосуточно, анонимно (клинические психологи, психотерапевт), амбулаторное медико-реабилитационное отделение ул. Жигура, 46 ( дети раннего возраста), тел.: 220-82-28.
Инстаграм psihiatr_i_deti