Процесс реабилитации – это высокие технологии в наркологии
5782
В разных регионах России нет-нет, да и промелькнет сообщение о смерти пациента в частном реабилитационном центре. Вот и нынешним летом приморские СМИ сообщили о гибели двух человек в подобном заведении, филиалы которого находятся во Владивостоке и Находке. Родственников, определяющих близких «на лечение», понять можно: их жизнь полна страданий. Но справедливости ради заметим: далеко не все из них, выбирая для больного человека коммерческий реабилитационный центр, отдают себе отчет о методах, которые там применяют к пациентам. Более того, многие по сей день считают, что крутые меры для алкоголиков и наркоманов – лучший путь к выздоровлению.
В чем опасность такого заблуждения, корр. портала VladMedicina.ru рассказал главный врач ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Аркадий Юхименко.
В чем опасность такого заблуждения, корр. портала VladMedicina.ru рассказал главный врач ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Аркадий Юхименко.
«Человек должен вернуться в социум подготовленным»
- Аркадий Валерьевич, объясните: в чем суть реабилитационного процесса для человека, страдающего алкогольной или наркологической зависимостью?
- Я бы сказал, реабилитация – своего рода высокие технологии в наркологии. Это трудоемкий, затяжной процесс, требующий большой самоотдачи и профессионального мастерства от специалистов. Наиболее эффективным лечением на сегодняшний день признано комплексное, когда пациента одновременно курируют психологи, наркологи, социальные врачи и социальные работники. Иными словами, модель основана на обращении к телу, душе, социальной и духовной стороне личности пациента. Для каждого подопечного бригада Краевого наркологического диспансера (КНД) составляет индивидуальную программу на конкретный период времени и ведет наблюдение за тем, как она выполняется в течение всего периода реабилитации.
- Какие «рычаги» задействованы при воздействии на тело, душу, социальную составляющую и духовность пациентов, находящихся на реабилитации в КНД?
- Для восстановления тела проводятся интенсивные лечебные мероприятия, в частности, детоксикация организма. Но не она играет первую скрипку. Основной упор делается на духовную и социальную грани «пирамиды» - поэтому наиболее важным является психотерапевтический процесс. Например, для наших пациентов создана особая психотерапевтическая среда, которую вполне можно называть семейной – со своими правилами, уставом, идеологией. Если человек их не придерживается, он не сможет пройти полностью реабилитационный процесс. Основные правила - не употреблять психоактивные вещества, не проявлять насилие по отношение к своим собратьям по реабилитации, не покидать территорию без разрешения, хотя двери и открыты. Несмотря на то, что реабилитация проходит на добровольных началах, соблюдение всех оговоренных правил носит обязательный характер.
- Какой опыт накоплен в этой области?
- Реабилитационная программа Краевого наркологического диспансера Приморья была отмечена на федеральном уровне – она заняла второе место по России в конкурсе, который проводила наркологическая лига. Более того, на протяжении нескольких лет во Владивосток приезжают коллеги из других регионов, для того чтобы освоить комплексный подход и применить его в своих учреждениях. Наше учреждение имеет также хорошее оснащение для такой работы: из 320 наркологических коек в Приморском крае 110 – реабилитационных, то есть каждая третья. КНД имеет одни из самых лучших показателей в отношении качества и эффективности лечения алкогольной и наркологической зависимости не только по Дальнему Востоку, но и по России.
- Но даже после самой лучшей реабилитации человек вновь возвращается в прежнюю жизнь…
- Преимущество нашего подхода в том и заключается, что даже после основного процесса включается так называемая постпрограмма. Пациент наблюдается в течение трех лет, с ним занимаются наши специалисты. Если врач заподозрит угрозу срыва, он может рекомендовать пройти человеку профилактическую терапию - как в условиях амбулатории, так и стационара. Активно подключаются специалисты по социальной работе: мы стараемся не выписывать подопечного, пока не найдем ему жилье и работу в случае их отсутствия. Если до поступления в диспансер были утрачены документы, социальные работники их восстанавливают. Человек должен выйти в социум подготовленным, иначе вся работа теряет смысл.
Терра инкогнита
- Аркадий Валерьевич, если все обстоит так профессионально и качественно, почему многие родственники зависимых предпочитают отправлять их на реабилитацию в частные реабилитационные центры?
- Одна из причин – элементарное непонимание сути заболевания. Даже сегодня многие считают, что алкоголизм или наркомания – это дурь, которую можно выбить радикальными методами. И мы видим по событиям, имевшим место в одном из реабилитационных центров Приморья, что именно так здесь и поступают. Пациенты удерживаются силой и проходят самое настоящее чистилище, а порой и погибают. Такой подход к решению проблемы не только жесток и бесчеловечен, но и крайне непрофессионален.
- Тем не менее на каждой транспортной остановке, жилых домах и фонарях можно увидеть объявления о лечении наркологической и алкогольной зависимости. Лично я, набрав в поисковике тему нашего интервью, через секунду имела на руках более 40 адресов по Приморскому краю…
- Точное количество частных реабилитационных центров в крае не знает никто, это настоящая терра инкогнита. Дело в том, что реестра подобных учреждений просто нет. Для их открытия не требуется наличие лицензии, поэтому узнать, что происходит за закрытыми дверями, не представляется возможным. Порядка, который бы определил правила, программу, порядок реабилитации и штат сотрудников, не существует. Открыть вход на территорию может только жалоба или постановление суда, связанное с каким-либо криминальным деянием. Неизвестно, есть в этих центрах медицинские работники, действуют ли реабилитационные программы, сохраняются ли права человека. Но родственники зачастую находятся в таком психологическом состоянии, что готовы пойти на все и платить немалые деньги так называемым мотиваторам, агитирующим госпитализировать больного в тот или иной реабилитационный центр.
- Выходит, это выгодно?
- Об этом говорит сам факт большого количества частных реабилитационных центров в крае, да и в целом по стране. Ни для кого не секрет, что эта сфера превратилась в мощный теневой рынок.
- Почему же зависимого человека не положить в официальный наркологический диспансер?
- Согласно российскому законодательству, для лечения необходимо добровольное согласие больного. Вот тут-то и возникают лазейки для коммерческих реабилитационных центров. На сегодняшний день я не могу сказать, сколько в них находится алко- и наркозависимых, есть ли здесь реабилитация и какового ее качество. Увы, в большинстве случаев оно оставляет желать лучшего. Конечно, есть и положительные примеры. В частности, существует соглашение между Краевым наркологическим диспансером и Душепопечительским центром реабилитации граждан в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского Приморского края. Мы активно сотрудничаем с отцом Александром Талько, который здесь работает долгие годы и уже открыл несколько филиалов в крае. Более того, он получил сертификат нарколога и ведет прием в детской психиатрической больнице как психиатр. Деятельность этого центра абсолютно прозрачна, и мы можем обмениваться информацией, давать консультации, продолжать реабилитационный процесс уже в стенах этого учреждения. Если бы по такому пути пошли и другие центры, ситуация кардинально изменилась бы. Пока же пример единичный…
«Будьте осторожны в выборе»
- Насколько мне известно, какое-то время назад реестр реабилитационных центров в субъектах РФ все же существовал.
- Действительно, всвое время государственным антинаркотическим комитетом инициировалась создание в субъектах РФ региональных реестров коммерческих организаций, прошедших квалификационный отбор. Были разработаны позиции, по которым группа специалистов оценивала работу центров. На основании их оценки был создан российский реестр, и ряд этих организаций даже принимали участие в конкурсах на получение грантов из федерального бюджета. Но так как в настоящее время работа коммерческих реабилитационных центров не подлежит лицензированию, нет и нормативной регламентации их деятельности.
- А есть ли подвижки в этом вопросе?
- На сегодняшний день в Министерстве здравоохранения РФ рассматривается законопроект, способствующий тому, чтобы государственные службы взаимодействовали с коммерческими реабилитационными центрами, активно обменивалась информацией – какие здесь находятся пациенты, на каком этапе реабилитации, чем необходимо помочь. Важно, чтобы там обязательно находился врач и мониторил физическое состояние каждого человека, проходящего реабилитацию, санэпидемслужбы контролировали бы ситуацию эпидблагополучия, а правоохранительные органы – отсутствие криминала. Необходима прозрачность и открытость деятельности таких центров. Но пока ее нет, я бы рекомендовал родственникам людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, быть очень острожными в выборе учреждения. К сожалению, события этого лета говорят о том, что последствия могут быть трагическими…