В зоне особого комфорта
3186
Появление на свет новой жизни - чудо и таинство, которое очень сложно подвести под какие-то рамки, форматы и стандарты, пусть и установленные с самыми высокими и благородными целями. Но то, что к ведению беременности необходимо подходить предельно ответственно, обеспечивая будущим мамам самые лучшие и благоприятные условия для рождения здорового малыша - очевидный и неоспоримый факт. При этом важно создать не только материальный и физический комфорт, но и спокойную непринужденную обстановку и доброжелательную психологическую атмосферу.
Это в полной мере удалось руководству КГБУЗ «Владивостокский клинический родильный дом №3», которое с осени прошлого года планомерно и целенаправленно внедряет в работу женской консультации элементы бережливого производства. По большому счету процесс завершен, медучреждение преобразилось до неузнаваемости, являясь сегодня образцом качественной и доступной дородовой помощи во всех смыслах. Но предела совершенству нет, поэтому на достигнутых вершинах администрация ЛПУ задерживаться не намерена, и точку в реализации проекта ставить в любом случае еще рано.
Это в полной мере удалось руководству КГБУЗ «Владивостокский клинический родильный дом №3», которое с осени прошлого года планомерно и целенаправленно внедряет в работу женской консультации элементы бережливого производства. По большому счету процесс завершен, медучреждение преобразилось до неузнаваемости, являясь сегодня образцом качественной и доступной дородовой помощи во всех смыслах. Но предела совершенству нет, поэтому на достигнутых вершинах администрация ЛПУ задерживаться не намерена, и точку в реализации проекта ставить в любом случае еще рано.
Курс на бережливое производство
Как подчеркивает главный врач «третьего» роддома Владивостока Светлана Сагайдачная, женская консультация одной из первых в дальневосточной столице взяла курс на бережливое производство по примеру ведущих поликлиник города.
- Изначально проект «Бережливая поликлиника» был рассчитан на учреждения первичного звена, но мы сразу поняли, насколько он важен и актуален также и для женских консультаций, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru Светлана Викторовна. - Таким образом, на фоне реализации проекта в поликлиниках Владивостока стали его активными участниками и мы. Элементы бережливого производства начали внедрять в сентябре прошлого года, на первом этапе провели тщательный аудит работы женской консультации с целью выявления каких-либо слабых мест и вопросов, которые заслуживают решения в первую очередь. В частности, на некоторых участках было довольно длительное ожидание приема. Кроме того, в отдельных кабинетах было необходимо усовершенствовать бытовые условия, чтобы они соответствовали наиболее актуальным и высоким требованиям, - тем самым нам бы удалось не только создать комфорт для медперсонала и пациентов, но и улучшить качество и доступность профильной помощи. И мы с энтузиазмом и воодушевлением взялись за это большое и нужное дело.
Прежде всего изменились условия пребывания прекрасных дам в женской консультации - на них и раньше жалоб не поступало, но сегодня по уровню комфорта они выше всяких похвал. Так, произошла внутренняя структурная перестройка - регистратуру перенесли с первого на второй этаж, поближе к пациентам, организовав ее работу по открытому типу, сделали удобную и понятную навигацию.
- Мы полностью поменяли нумерацию кабинетов, разместили информационные стенды, щиты и указатели, - уточняет руководитель КГБУЗ «Владивостокский клинический родильный дом №3». - Регистратуру переформатировали в открытые стойки по типу ресепшн, без каких-либо перегородок, мешающих непосредственному живому контакту администраторов и пациентов. Женщины общаются сидя, по аналогии с офисами Сбербанка.
На первом этаже выделили отдельное картохранилище, перенесли гардероб, и в результате внутренняя маршрутизация стала максимально удобной, простой и логичной - женщина с порога видит и сразу понимает, куда ей нужно идти. И если она записалась заранее, обращаться в регистратуру уже нет необходимости - в кабинете врача ее ждут к назначенному времени с подготовленной картой. Кстати, высокая доступность записи у нас успешно обеспечивалась и до начала внедрения проекта «Бережливая поликлиника» - через портал госуслуг, по телефону, при непосредственном обращении в регистратуру и посредством инфомата.
На первом этаже выделили отдельное картохранилище, перенесли гардероб, и в результате внутренняя маршрутизация стала максимально удобной, простой и логичной - женщина с порога видит и сразу понимает, куда ей нужно идти. И если она записалась заранее, обращаться в регистратуру уже нет необходимости - в кабинете врача ее ждут к назначенному времени с подготовленной картой. Кстати, высокая доступность записи у нас успешно обеспечивалась и до начала внедрения проекта «Бережливая поликлиника» - через портал госуслуг, по телефону, при непосредственном обращении в регистратуру и посредством инфомата.
Мы перенесли в более удобное место процедурный кабинет, выделили две медсестры на прием в утренние часы, когда традиционно наблюдается наибольшее скопление людей, и теперь там практически нет очередей. Также работает оператор, который вносит все данные пациента в лабораторную информационную систему (ЛИС), функционирующую уже три года. Очень интересное решение нашли для кабинета УЗИ - его оборудовали большим 55-дюймовым монитором, который транслирует изображение, получаемое в ходе ультразвукового скрининга.
Новые технические возможности
Благодаря этому будущие мамы теперь могут видеть своих малышей, лежа на кушетке напротив экрана и находясь в комфортной для них позе, а не поворачиваясь к монитору, которым пользуется врач, как это было прежде. В свою очередь специалист, выполняющий диагностику, может спокойно следить за картинкой на собственном экране и не отвлекаться на демонстрацию изображения пациенткам. Исследования проводятся на УЗИ-аппарате премиум-класса в отремонтированном кабинете, и вкупе с установленным монитором повышается не только качество скрининга, но и настроение женщин, которые на протяжении всего срока беременности могут любоваться своим будущим малышом, представленным во всей красе и в разных проекциях. Часто наносят визиты и папы, и такая картинка придает им внутреннюю уверенность и способствует единению и гармонии внутри семьи.
Вообще в рамках проекта «Бережливая поликлиника» в женской консультации роддома №3 современным технологиям уделяют особое внимание. Одно из последних дорогостоящих приобретений - мультимедийная информационная стойка, установленная в холле женской консультации. Легким касанием пальцев каждый желающий может за секунды найти любые интересующие его актуальные сведения о работе медучреждения - программу госгарантий, прейскурант цен на услуги, права пациентов, порядок записи, расписание приема специалистов и многие другие.
Конечно, при реализации проекта «Бережливая поликлиника» администрация лечебного учреждения не оставила без внимания и такие бытовые «мелочи», как удобные мягкие диваны приятных тонов вместо жестких металлических стульев, появившиеся в холле и коридорах, улучшенное освещение, новые вывески на кабинетах и стильные жалюзи на окнах.
По словам Светланы Сагайдачной, полностью отремонтирован холл женской консультации, оборудована игровая зона для малышей, где установили детскую мебель, разложили мягкие игрушки и развивающие игры. Пока мама ожидает приема и решает свои насущные проблемы, дети весело и с удовольствием проводят свое время, не отвлекая ее внимание на себя и не мешая плодотворному лечебному процессу. Обновленный интерьер холла включает и два дополнительных экрана, установленных в разных его концах.
- По ним транслируются различные социально-образовательные ролики о правильном ведении беременности, внутриутробном развитии малыша, здоровом образе жизни, - поясняет Светлана Викторовна. - И еще один большой экран размещен возле регистратуры. Первоначально предполагалось, что там будет демонстрироваться расписание врачей, но затем пришли к выводу, что такой серьезный технический ресурс для этих целей использовать не вполне оправданно - экран большой, а само расписание занимает мало места.
Поэтому решили транслировать основную тезисную информацию об актуальных аспектах деятельности «третьего» роддома, включая анонсы проводимых мероприятий и акций. Также мы по примеру поликлинического звена разделили потоки пациентов. Но если там организованы отдельные входы для здоровых и больных граждан, то для нас реорганизация прошла в другом формате. Мы разделили наших будущих мам на три потока - плановых пациенток, которые записаны заранее, экстренных, требующих оказания срочной помощи, и женщин, которые пришли в целях получения платных услуг. Эти потоки не пересекаются и не перемешиваются, каждый проходит по своему выделенному «коридору», и женщины обращаются в совершенно разные кабинеты.
Поэтому решили транслировать основную тезисную информацию об актуальных аспектах деятельности «третьего» роддома, включая анонсы проводимых мероприятий и акций. Также мы по примеру поликлинического звена разделили потоки пациентов. Но если там организованы отдельные входы для здоровых и больных граждан, то для нас реорганизация прошла в другом формате. Мы разделили наших будущих мам на три потока - плановых пациенток, которые записаны заранее, экстренных, требующих оказания срочной помощи, и женщин, которые пришли в целях получения платных услуг. Эти потоки не пересекаются и не перемешиваются, каждый проходит по своему выделенному «коридору», и женщины обращаются в совершенно разные кабинеты.
Хирургия одного дня
А еще на базе женской консультации организована современная и уютная манипуляционная с передовым эндоскопическим оборудованием. Здесь с большим искусством, мастерством и умением выполняют малые формы оперативных хирургических вмешательств. Они безболезненны, не оставляют рубцов и шрамов и не требуют длительного реабилитационного периода.
- Под малую операционную выделено специальное помещение, где женщинам амбулаторно и в комфортных условиях проводят щадящие малоинвазивные манипуляции, - обращает внимание Светлана Сагайдачная. - Такой формат очень популярен на Западе и в странах Юго-Восточной Азии, все более широкую популярность приобретает он и в России. Выполнение малых операций позволяет не занимать дорогостоящую стационарную койку, и что особенно важно для современных активных женщин - после вмешательства они могут в этот же день вернуться к исполнению своих трудовых и семейных обязанностей. Здесь проводятся различные манипуляции на шейке матки, в частности, канонизация и коагуляция, а также гистероскопия, полипэктомия, берутся аспираты из полости матки, и пр. Кроме того, в малой операционной выполняется искусственное прерывание беременности.
Мы прекрасно осознаем актуальность моральной подоплеки данного вопроса, его этическую сторону, но пока проблема абортов обсуждается на разных уровнях, мы не можем препятствовать праву женщин на этот непростой и мучительный выбор. Зато она может быть полностью уверена в высоком качестве проводимой процедуры. Мы находимся в выигрышном положении по сравнению с другими женскими консультациями, т.к. располагаемся в составе стационара с полноценными реанимационной и анестезиологической службами и способны обеспечить адекватное обезболивание. У нас есть комфортные палаты, в которых будущая мама может отдохнуть и через два-три часа после вмешательства получить профессиональное наблюдение специалиста в условиях дневного стационара. И огромный плюс в том, что если вдруг возникнут какие-то непредвиденные осложнения, пациентка в считанные мгновения окажется в опытных руках врачей отделения реанимации стационара.
Высокая объективная оценка
Возвращаясь к проекту «Бережливая поликлиника», стоит отметить: он интересен и ценен тем, что учитывает все аспекты деятельности медицинской организации. Ее внутреннюю оптимальную логистику, грамотный документооборот, эффективное распределение нагрузок между специалистами, передовое техническое оснащение, широкий спектр оказываемых услуг, а также внешнюю эстетическую сторону - высокую комфортность пребывания пациентов и домашнюю располагающую обстановку, что влияет на общее впечатление от посещения конкретного ЛПУ.
Данный факт полностью и безоговорочно подтвердил эксперт Сбербанка по бережливому производству, который приезжал во Владивосток и нанес визит в «третий» роддом города. Всего он посетил 13 медучреждений дальневосточной столицы и остался очень доволен увиденным в ВКРД №3. В ходе своей рабочей ознакомительной экскурсии специалист неоднократно интересовался, кто помогал в реализации проекта. И был приятно удивлен, узнав, что все технические, организационные и дизайнерские решения принимались самостоятельно и осуществлялись коллективом родильного дома.
Он положительно оценил грамотный подход к зонированию территории, оформлению холла, коридоров и помещений, в частности, крайне удачному и не имеющему аналогов в других ЛПУ расположению кассы рядом с регистратурой. Одним словом - все продумано и просчитано. Отметил эксперт и благоприятную цветовую гамму, и общий дизайн, соответствующий актуальному и модному сейчас экостилю.
Специалист, работающий в дальневосточном макрорегионе, подчеркнул, что женская консультация Владивостокского роддома №3 – первая увиденная им среди подобного рода профильных учреждений, где внедрен проект «Бережливая поликлиника». Причем на самом высоком профессиональном уровне. И об этом во всех смыслах успешном опыте он будет обязательно говорить во время визитов в другие лечебные учреждения региона.
- Основной задачей проекта «Бережливая поликлиника» было совершенствование организации оказываемой медицинской помощи, - резюмирует главный врач Владивостокского клинического роддома №3. - И с данной задачей мы успешно и эффективно справились. Главное, что проведенная реорганизация повысила не только качество и доступность профильных услуг, но и сформировала в коллективе здоровый психологический климат, основанный на взаимной вежливости и уважении пациентов и персонала. «Бережливая поликлиника» - это целый комплекс значимых решений, позволяющих, с одной стороны, улучшить условия труда медработников, а с другой – в полной мере удовлетворить ожидания тех, кто обращается к ним за помощью. Не все еще сделано, не все вершины достигнуты.
В ближайшей перспективе будем переходить на новую медицинскую информационную систему, произойдет ее интеграция с ЛИС в рамках реализации проекта «Цифровой контур». В итоге уровень организации медпомощи станет еще выше, а мы продолжим искать варианты и возможности для нового витка усовершенствования лечебного процесса.
В ближайшей перспективе будем переходить на новую медицинскую информационную систему, произойдет ее интеграция с ЛИС в рамках реализации проекта «Цифровой контур». В итоге уровень организации медпомощи станет еще выше, а мы продолжим искать варианты и возможности для нового витка усовершенствования лечебного процесса.