В единой связке с первичным и стационарным звеном
4892
Никто не будет спорить с утверждением, что работа всех звеньев службы скорой помощи должна быть максимально четкой, профессиональной и слаженной, когда речь идет о спасении человеческой жизни. Вызовы скорой медицинской помощи разделяются на экстренные(с угрозой для жизни) и неотложные. Для таких ситуаций, в частности, в поликлиниках и были созданы службы неотложной помощи. А чтобы не возникало путаницы, недоразумений и нестыковок, все входящие в оперативный отдел КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» вызовы компетентно классифицируются на экстренные и неотложные и выполняются либо бригадами СМП, либо бригадами неотложной помощи поликлиник.
Разумное разделение ответственности
- Передачу вызовов мы осуществляем по территориальному принципу ответственности поликлиники, - рассказал корр. портала VladMedicina.ruи.о. главного врача КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» Олег Сорокин. - Когда звонок поступает в наш оперативный отдел, в зависимости от ситуации принимается решение, к какой категории отнести вызов - неотложной или экстренной, соответственно, на этот адрес направляется или бригада неотложной помощи поликлиники в течение двух часов, или выезжает бригада СМП в 20-минутный промежуток времени, как прописано в программе госгарантий. Фельдшер, принимающий звонок, классифицирует ситуацию, определяет, является она жизнеугрожащей или нет, а окончательный вердикт о статусе вызова и его передаче в амбулаторную службу выносит старший врач оперативного отдела. Мы по автоматической системе регистрации вызовов в СПО«ИСТОК-СМ»передаем неотложный вызов в поликлинику, там его видят и по факту выполняют. При этом делают отметку, что он выполнен и завершен. В любом случае обслуживание экстренных вызовов - в приоритете.
Такая практика уменьшает нагрузку на службу СМП, сокращает время ожидания и улучшает доступность и качество оказания как экстренной, так и неотложной помощи. Еще один плюс заключается в том, что неотложный вызов выполняет поликлиническая служба, у которой больше возможностей в плане выписки рецептов и проведения дополнительных лечебных мероприятий и обследований. Скорая помощь на догоспитальном этапе не назначает лечения. Если такой вызов выполняет бригада «скорой», после оказания помощи она оставляет пациента на месте и информирует первичное звено, чтобы врач поликлиники дальше вел и наблюдал этого больного. Речь идет об активном посещении на следующий день после оказания неотложной помощи. А когда вызов выполняет непосредственно бригада «неотложки», человек сразу попадает в поле зрения поликлинической службы, и такой вариант является наиболее предпочтительным для всех сторон.
Но при любом вызове, если пациент отказался ехать в больницу или его состояние требует дальнейшего динамического наблюдения и сопровождения, мы осуществляем передачу активов в поликлинику на следующие сутки. У доктора в планшете есть соответствующий функционал, он выбирает медучреждение первичного звена, куда необходимо передать больного. Дальше ситуация уже требует совершения определенных действий со стороны поликлиники. Там в этой же программе в специальном разделе появляется вкладка с информацией о передаче пациента с его домашним адресом и другими необходимыми данными.
По словам Олега Васильевича, этот момент выгоден и удобен - но не в целях уменьшения собственной нагрузки, а для повышения качества оказываемой помощи исключительно в интересах пациента. Если вызов передан в поликлинику, но в процессе произошло ухудшение состояния больного, его статус меняют на экстренный с незамедлительным выездом бригады СМП. Также если по каким-то причинам неотложный вызов не выполнен поликлиникой, он выполняется«скорой».
Цена обмана –человеческая жизнь
- Таким образом, совместная работа и эффективное взаимодействие поликлиники и службы скорой помощи - важный шаг в обеспечении социальных гарантий и обязательств, - отмечает главный врач ЛПУ. - Электронная система позволяет нам видеть и отслеживать вызов в последовательности его выполнения поликлиникой, контролировать соблюдение всех регламентов и временных параметров. Хочу обратить внимание жителей, что скорая помощь призвана решать экстренные ситуации, требующие оперативных действий, но некоторые граждане начинают злоупотреблять своими пациентскими правами и вызывают бригаду СМП необоснованно, без серьезных на то оснований. Им просто хочется, чтобы к ним приехал доктор и уделил какое-то внимание, измерил давление, дал таблетку. Между тем в это же время другой человек будет в прямом смысле умирать без оказания экстренной помощи.
Также иногда проскальзывает информация, что в скорой помощи существует негласная градация, и на вызовы к пожилым пациентам бригада выедет в последнюю очередь. Заявляю совершенно ответственно - мы никогда не делили и не будем делить пациентов по возрасту, полу, национальности или социальному положению. Мы дифференцируем их только по тяжести состояния и степени угрозы жизни. Поэтому корректность и объективность сведений, которые вы озвучиваете оперативному дежурному«скорой», крайне важны, они имеют первостепенное и решающее значение при классификации вызова, срочности его выполнения и направления общепрофильной или специализированной бригады СМП,либо службы неотложной помощи поликлиники. Помните, что введение в заблуждение и обман работников «скорой» может стоить человеческой жизни, к кому-то мы можем просто не успеть.
Модель взаимодействия со стационарами
Как подчеркивает Олег Сорокин, в настоящее время также отрабатывается эффективное взаимодействие со стационарами Владивостока:
- В информационную систему СПО «ИСТОК-СМ» вносятся изменения и дополнения, которые позволят специалистам стационара на своих рабочих местах видеть данные о статусе пациента и его маршрутизации, и активно включаться в этот процесс со своей стороны. Технология предусматривает, что как только на своем планшете врач скорой помощи выбирает больницу, куда поступит пациент, данный вызов отображается на рабочем месте дежурного врача ЛПУ. Сегодня запущен пилотный проект, в котором принимают участие Владивостокская клиническая больница №1 и Приморская краевая клиническая больница №1. Там уже установлены соответствующие автоматизированные рабочие места и отлаживается алгоритм передачи информации. Происходит настройка программы, все технические и организационные вопросы должны быть решены до конца апреля. В результате появится возможность полноценно взаимодействовать с краевыми стационарами – мы отлично знаем технологию работы скорой помощи, а вот принципы деятельности приемного покоя многопрофильной больницы известны не настолько хорошо. Со стороны стационаров определенные пожелания уже были озвучены, и разработчики программы сейчас вносят необходимые изменения с их учетом.
Таким образом, доктора клиник заранее информируются о том, что к ним по «скорой» везут пациента и могут заблаговременно подготовиться к его приему. Они видят патологию, с которой придется иметь дело, знают о состоянии больного и примерные сроки его доставки. На интерактивной карте в режиме реального времени отображаются действия бригады «скорой», в том числе прибытие на место вызова и транспортировка больного в профильный стационар по маршрутизации в соответствии с кодом МКБ-10. Это еще один механизм контроля действий врачей.
Таким образом, доктора клиник заранее информируются о том, что к ним по «скорой» везут пациента и могут заблаговременно подготовиться к его приему. Они видят патологию, с которой придется иметь дело, знают о состоянии больного и примерные сроки его доставки. На интерактивной карте в режиме реального времени отображаются действия бригады «скорой», в том числе прибытие на место вызова и транспортировка больного в профильный стационар по маршрутизации в соответствии с кодом МКБ-10. Это еще один механизм контроля действий врачей.
В ближайшей перспективе АРМ подключат в «четвертой» городской больнице и «тысячекоечной». Причем функционал рабочих мест в стационарах будет отличаться от аналогичных в службе СМП – там установлена своя программа, куда должны благополучно интегрироваться ключевые поля соответствующего раздела СПО «ИСТОК-СМ», необходимые докторам больниц.
- После усовершенствования данная система и наработанный опыт будут репродуцированы в медучреждения районов Приморья, - делится руководитель службы скорой помощи. – Это касается и передачи неотложных вызовов и активов в поликлиники, и эффективного взаимодействия со стационарами. В настоящее время на этапе согласования и внедрения находится проект по передаче активных вызовов в детские учреждения первичного звена. Т.е. если сегодня у ребенка побывала педиатрическая бригада СМП, завтра к нему должен прийти врач детской поликлиники. В частности, начинаем установку программного обеспечения на рабочие места в ВДП №5. Суть всех вышеуказанных мероприятий заключается в том, чтобы на всей территории края создать единое информационное пространство в части эффективного взаимодействия службы скорой помощи с поликлиническим и стационарным звеном в интересах пациентов.