Двигатель доступной медпомощи
17102
Недавняя выпускница ТГМУ, участковый врач-терапевт КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №4» Юлия Кочеткова работает в учреждении первичного звена всего полгода, но уже успела побывать в двух командировках автопоезда «Здоровье», пятый год курсирующего по отдаленным муниципальным образованиям Приморского края и ставшего символом доступности медицинской помощи для сельских жителей региона.
В середине декабря прошлого года молодой специалист трудилась в составе врачебной бригады в Черниговском районе, а с 11 по 21 февраля нынешнего ее маршруты здоровья пролегли по населенным пунктам Ханкайского района. Своими впечатлениями от поездок взрослой передвижной поликлиники по территориям приморской глубинки терапевт поделилась с корр. портала VladMedicina.ru.
В середине декабря прошлого года молодой специалист трудилась в составе врачебной бригады в Черниговском районе, а с 11 по 21 февраля нынешнего ее маршруты здоровья пролегли по населенным пунктам Ханкайского района. Своими впечатлениями от поездок взрослой передвижной поликлиники по территориям приморской глубинки терапевт поделилась с корр. портала VladMedicina.ru.
Плотный рабочий график
- Юлия Андреевна, как вас принимали в районах, насколько такие командировки комфортны и обеспечены в организационном плане?
- Встречали везде хорошо – тепло и радушно, а вот бытовые условия были разные. Если в Черниговском районе мы остановились в общежитии, то в Ханкайском нам предоставили комфортную гостиницу «Ханка» в с. Камне-Рыболове, и наши возрастные специалисты даже жили в номерах категории «Люкс». Так что условия обеспечили достойные, да и питание было организовано вполне приличное. Я как врач-терапевт была назначена руководителем группы, и разъяснение каких-то организационных моментов и нюансов лежало на мне, я также отвечала за порядок.
- График работы был плотный?
- Да, очень: один день – один населенный пункт, при графике работы с утра до 18 часов зачастую задерживались - прием всегда велся до последнего пациента. Мы выехали из Владивостока в шесть утра, прибыли на место, позавтракали и сразу приступили к работе в первом селе согласно графику. Жителей принимали либо на базе ФАПа, либо в здании школы с подвозом жителей близлежащих сел. Сами медицинские фургоны устанавливались за день до нашего приезда – их необходимо подключить к электрическим сетям и настроить оборудование заранее.
- Что включал в себя медицинский осмотр, какие виды обследований могли пройти сельские жители?
- Они могли сдать клинический анализ крови, мужчины еще и анализ на простатический специфический антиген (ПСА), причем не только старше 45 лет, но и более молодым при наличии жалоб на частое мочеиспускание. Плюс УЗИ, ЭКГ, флюорография, также прием вели узкие специалисты – офтальмолог, невролог, гинеколог, стоматолог и хирург. Я старалась организовать потоки таким образом, чтобы ко мне жители уже попадали после осмотра у других врачей - с их заключениями и результатами обследования на руках. Понятно, что все хотели пройти УЗИ, причем всех органов, и, конечно, приходилось отбирать тех, кому оно действительно необходимо по показаниям. Иначе мы бы ни в какие графики не уложились.
Лидеры анемичного синдрома
- А вообще вторая командировка чем-то отличалась от первой?
- Конечно, они были разными и по числу населенных пунктов, и по количеству пришедших на консультативных прием жителей, причем за одинаковый период времени – 10 дней. Так, если в Черниговском районе мы осмотрели население 11 сел, то в Ханкайском – уже 18-ти. В первом случае у нас было 699 официально зарегистрированных сельчан, прошедших медосмотр, в последний раз уже больше, в среднем мы принимали 55-60 человек ежедневно, иногда даже больше. Как-то в одном из сел мы поставили настоящий рекорд – 147 пациентов, творилось что-то невероятное! При этом каждый день было несколько жителей без каких-либо конкретных жалоб – они приходили просто за консультацией. Расширилась и специализированная помощь - в этот раз принимал врач-невролог, которому сельчане были искренне рады, а также стоматолог, который диагностировал немало различных проблем в полости рта. В этот раз нам даже пробирок для ПСА не хватило – пришлось звонить в Ханкайскую ЦРБ, чтобы привезли еще.
- А в плане выявленных патологий территории различались?
- Да, и это самое интересное – в «ханкайской» командировке мы наблюдали очень много анемий и жалоб на работу желудочно-кишечного тракта. В результате обследования у более 30 жителей обнаружилось существенное снижение показателей гематокрита и гемоглобина, между тем как в прошлую поездку я зафиксировала только пару случаев анемического синдрома. Я стала спрашивать у местных жителей, где они берут воду, где покупают мясо. Выяснилось, что наибольшее число анемий выявилось у людей, которые пользуются водой из скважин. У одной женщин гемоглобин был 69, а гематокрит 12,2, что является крайне тяжелым состоянием. А вот сердечно-сосудистых проблем было меньше, чем в Черниговском районе.
- Какие-то острые и неотложные случаи были?
- Одна жительница потеряла сознание прямо во время приема, мы вызвали машину скорой помощи. У нее была не очень хорошая электрокардиограмма, но она почему-то перестала принимать прописанные сердечные препараты. И та же анемия налицо – резкое снижение уровня гемоглобина. Мы сразу позвонили, предупредили врача Ханкайской ЦРБ, и она была полностью готова к приему пациентки.
Самое важное призвание
- Каким образом обеспечивается преемственность оказываемой врачами автопоезда «Здоровье» помощи, эти пациенты как-то отслеживаются в дальнейшем?
- Конечно, по итогам командировки я составляю общий список зарегистрированных пациентов с их жалобами, обращениями к конкретным специалистам и выставленными диагнозами, передаю его куратору проекта – в «первую» поликлинику Владивостока. Там уже составляется сводный отчет, который поступает в департамент здравоохранения. Отдельно в крайздрав подаются списки по впервые выявленным патологиям как раз с целью дальнейшего углубленного обследования этих пациентов. К примеру, у нас есть табличка по злокачественным новообразованиям, и там необходимо обосновать выставленный предварительный диагноз онкопатологии. Иногда сразу направляем человека в больницу с подозрением на ЗНО, в этом случае заполняем сопроводительный лист и оставляем на руках результаты всех обследований.
- Онкологические заболевания диагностировались?
- Да, мы зафиксировали несколько случаев подозрения на ЗНО, в частности, на опухоль почки, шейки матки, молочной железы. Когда были в Черниговском районе, у одного мужчины обнаружили новообразование почки размером 20 на 22 см.! К счастью, опухоль оказалась доброкачественная – просто громадная киста.
- Какие еще заболевания выявлялись?
- Так как в этот раз с нами отправилась невролог, было немало пациентов с остеохондрозами, на этого специалиста вообще легла серьезная нагрузка. Она принимала жителей допоздна, даже когда другие доктора уже освобождались. И у нее был один случай выявления болезни Паркинсона, эту женщину сразу направили в районную больницу. Часто обращались с гипертонией, особенно пожилые люди. И, как я уже говорила, наблюдалось аномально высокое число анемий.
- Юлия Андреевна, что для вас лично эти командировки в приморскую глубинку?
- В первую очередь, конечно, это возможность набраться «полевого» опыта, активизировать полученные в университете знания и применить их на практике. Приходилось даже вспоминать более дешевые аналоги назначенным лекарственным препаратам – люди на селе считают каждую копейку, и для них стоимость лекарства имеет очень большое значение. А еще это непередаваемые ощущения, когда к тебе каждый день подходят и говорят: спасибо, что приехали, что не забыли про нас, обязательно приезжайте еще! Испытываешь чувство огромной ответной благодарности и понимаешь – ты на верном пути, не зря выбрал свою профессию, и нет в жизни ничего более важного и ценного, чем помогать другим людям.