Не всё то травма, что болит

3165
У современных жителей сложились довольно странные и нестандартные представления о помощи, которая должна оказываться в городских травматологических пунктах. Сюда приходят по поводу любых болей, заставляя врачей тратить драгоценное время на собственные персоны, тем самым уводя их фокус внимания от пациентов, которые обратились действительно по адресу. В результате в травмпункте Владивостокской поликлиники №1 образуются неоправданно большие очереди, ограничивающие право граждан на доступную и качественную медицинскую помощь. Это происходит вследствие низкой осведомленности жителей о том, с какими проблемами можно и нужно обращаться в это круглосуточное подразделение поликлиники. 

Владивостокская поликлиника №1, Сергей Дородных
 
Обращения не по профилю
 
Травматологический пункт КГБУЗ «Владивостокская поликлиника №1» обслуживает население всего Фрунзенского района, 2/3 Ленинского района и 1/3 Первореченского, всего 202 тыс. человек. 
 
- В программе госгарантий прописано, что мы должны оказывать неотложную медицинскую помощь при травмах, переломах, ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru заведующий травматологическим пунктом №1 «первой» поликлиники Владивостока Сергей Дородных. – Однако реальная ситуация такова, что лишь 30, максимум 40% ежесуточных обращений подпадает под эту категорию. К примеру, заболела нога, рука – люди бегут в травмпункт, хотя должны обращаться в терапевтическую службу поликлиники. В прошлом месяце случился день, правда, единственный за мою 12-летнюю практику здесь, когда не были ни одного (!) перелома. В ночное время идут вообще с любыми проблемами. Еле добралась 80-летняя бабушка: «Посмотрите, что-то у меня коленки стали болеть». Буквально перед встречей с вами мне позвонили: «Ребенок проглотил бусинку - что делать?». Все это было бы действительно смешно, если бы не было так грустно. При этом мы обязаны осмотреть каждого, но назначать лечение не имеем права, т.к. это не наша патология.
 
Всего во Владивостоке работает пять круглосуточных травматологических пунктов, включая глазной на базе Больницы рыбаков и лор-травмпункт в «первой» городской больнице.
 
Травматологическая прописка
 
- Несмотря на это, жители все равно обращаются к нам – попала ли в глаз соринка, или воспалилось ухо, - констатирует Сергей Олегович. – Люди в принципе не осведомлены о пунктах оказания профильной неотложной помощи. Такое ощущение, что и таксисты знают только о травмпункте №1, везут сюда из любой точки города. Да, согласно всем приказам, люди, получившие травмы на территории того или иного травмпункта,  соответственно, туда и доставляются вне зависимости от места их проживания. Но если травма случилась на Второй речке или на Чуркина, а их везут к нам, то это уже логике не поддается. А вот жители о. Русского территориально относятся к нам. Также далеко не все врачи знают, что в соответствии  с новым приказом № 527 о маршрутизации травматологических пациентов, к каждой поликлинике приписан травматолог, даже если его нет в штате ЛПУ.
 
Например, к «седьмой» поликлинике приписан травматолог железнодорожной больницы, пациентов ВП №3 должен обслуживать травматолог «шестой». Решение об оказании высокотехнологичной медицинской помощи принимают специалисты Приморской краевой клинической больницы №1, на нее завязаны все поликлиники Владивостока. Что касается ран, то по закону мы обязаны осмотреть всех детей и затем направить в профильный стационар – или в «тысячекоечную» больницу, или, если это раневые поражения лица, в Больницу рыбаков. Далее они должны наблюдаться в поликлинике по месту жительства. Но мы не вправе зашивать детей в травмпункте. Здесь вообще много нюансов.
 
Путешествуй с полисом
 
По словам заведующего травмпунктом, вся Россия работает по одному приказу Минздрава №901, но в разных регионах страны организационные подходы к оказанию профильной помощи существенно отличаются:
 
- Я побывал в травмпунках Хабаровска, Санкт-Петербурга,  и у меня сложилось ощущение, что мы работаем в разных странах. По приказу в городе с населением от 600 тысяч человек должен функционировать отдельный детский травмпункт при стационаре, в нашем случае – при Владивостокской клинической больнице №2. В Хабаровске такой есть, у нас нет. Принимает только детский специалист в травмпункте №3. Также в приказе прописано, что мы оказываем неотложную медицинскую помощь по полису ОМС, но к нам поступают пациенты из многих краев и областей страны, которые по тем или иным причинам оказываются во Владивостоке. И мало кто из них думает о том, что в поездку, да в любое путешествие с собой нужно брать страховой медицинский полис. В результате мы принимаем этих людей, оказываем им неотложную помощь, подчеркну, не экстренную, но территориальный фонд ОМС нам эти случаи не оплачивает.
 
Я уже не говорю о лицах без определенного места жительства. К экстренной помощи относятся состояния, непосредственно угрожающие жизни – черепно-мозговые травмы, открытые переломы, кровотечения, переломы костей таза, трубчатых костей, позвоночника со смещением. Такая помощь должна оказываться любому гражданину бесплатно и в экстренном порядке, вне зависимости от наличия документов. Для этого во Владивостоке  есть «тысячекоечная» больница, куда «скорая» обязана доставить этих пациентов. Хотя и к нам везут с огнестрелами, колото-резаными ранами. Как-то привезли в мое дежурство дайвера с о. Русского, который решил погладить ядовитого ската-хвостокола, невесть как заплывшего в Японское море. Это крайне опасный морской хищник, яд которого вызывает мышечный паралич вплоть до летального исхода. Скат насквозь пробил предплечье незадачливому и излишне любознательному ныряльщику, и никто не знал, что с ним делать. Довезли его в «тысячекоечную» больницу, и, насколько мне известно, все закончилось благополучно.
 
Рекорды «первого» травмпункта
 
Как подчеркивает Сергей Дородных, при входе в травмпункт в открытом доступе размещена подробная информация, с какими травмами можно обратиться в медучреждение. К сожалению, в большинстве случаев люди ее игнорируют. Нередки ситуации, когда человек несколько часов ждет своей очереди, допустим, с переломом носовой перегородки, а потом выясняется, что ему необходимо ехать в лор-отделение. В итоге напрасно теряют время и пациент, и врач.
 
- Стандартное время приема – 19 минут на человека, грубо говоря, три пациента в час, - поясняет врач-травматолог. – При этом менталитет наших жителей таков, что будет сидеть человек с топором в голове, а рядом – человек с ушибом пальца. И второй ни за что не пропустит без очереди первого. А наши регистраторы не имеют права проводить сортировку и распределять потоки пациентов – это прерогатива доктора, человека с медицинским образованием. Травмпункт работает в круглосуточном режиме, пересменка происходит утром и в общей сложности занимает два часа. Врачу необходимо покушать, хоть немного отдохнуть. 66 человек в стуки – при таком потоке специалист вообще не встает из-за стола. Хотя бывает 80 и более. На моей памяти был поставлен своеобразный рекорд обращений – 125 в сутки.
 
Основной наплыв - с 17 до 22 часов, за это время проходит в среднем 50 пациентов.  Причем многие приходят спустя несколько суток после травмы, когда можно уже спокойно обратиться в поликлинику. Сейчас начинается зимний сезон, и вопреки распространенному мнению, это не время поступления самого большого числа пострадавших жителей. Летом пациентов не меньше, просто характер травм другой. Сезон у нас бывает днями – если сейчас относительно тепло, а завтра выпадет снег и ударят морозы, тогда множество переломов лучевых костей и ушибов копчика нам обеспечено. До сих пор хорошо помню 17 ноября прошлого года, когда город накрыл снежный буран, и транспортное сообщение было полностью парализовано  - к нам на одеяле несли с Нерчинской женщину с открытым переломом ноги.
 
Сергей Олегович отмечает, что в настоящее время в травмпункте благополучно решен кадровый вопрос – по договору целевого обучения работает молодой врач-ординатор, и все 12 ставок штатных единиц закрыты полностью. Также нет недостатка в лекарственных средствах и современных перевязочных материалах.
 
- Недостаток один – недостаточная медицинская грамотность населения, - улыбается заведующий травмпунктом. – Отсюда и недопонимание, и необоснованные жалобы от пациентов. Поэтому хочу обратиться ко всем жителям Владивостока и Приморья – внимательно читайте информацию на стендах, проявляйте осторожность, избегайте травм, и будьте здоровы!
 
 


  Рейтинг: 3.31, Голосов: 26



Поделиться
3165
Личный кабинет