Суметь противостоять гинекологическому раку
5815
Во Владивостоке 28-31 мая на базе ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» состоялась научно-практическая конференция, посвященная вопросам хирургического лечения гинекологического рака. В рамках мероприятия прошли мастер-классы с участием д.м.н., профессора кафедры онкологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главного научного сотрудника отделения гинекологии ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России Валентины Нечушкиной и к.м.н., старшего научного сотрудника отделения гинекологии ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России Константина Морхова.
Системный подход к оказанию помощи
- Валентина Михайловна, какова тема вашего выступления, о чем вы рассказали приморским врачам?
- Мой доклад был посвящен хирургическому лечению рака яичников на ранних стадиях и особенностям обследования больных с гинекологическим раком на дооперационном этапе. Рак яичников - проблема очень актуальная не только для России, но и для всего мирового сообщества. Процент пациентов с таким диагнозом в РФ не повышается, в этом плане у нас стабильная статистика. Но беда в том, что в силу ряда обстоятельств эта болезнь в основном выявляется на поздних стадиях. Нередко женщины обращаются к врачу только на III-IV стадии онкологии яичника… И, увы, повторюсь, в наши дни так происходит во всем мире. Рак яичника - это диагностически сложная ситуация - зачастую болезнь исподволь течет, никак не проявляя себя, и хуже того – в ряде случаев она маскируется под другую патологию.
В США и Западной Европе медики бьются в поисках высокоточных методов скрининга заболевания. И если для рака шейки матки у нас есть скрининг – цитологическое исследование, то в отношении рака яичника – с точностью до 100% ни один метод пока себя не зарекомендовал. Опухолевые маркеры – за крайне редким исключением, при злокачественной патологии не специфичны. Поэтому для выявления заболевания мы применяем расширенный комплексный подход, но, безусловно, внимание врачей всего мира сосредоточено на поиске максимально эффективных и в то же время простых методик для определения болезни еще на стадии зарождения опухоли.
В США и Западной Европе медики бьются в поисках высокоточных методов скрининга заболевания. И если для рака шейки матки у нас есть скрининг – цитологическое исследование, то в отношении рака яичника – с точностью до 100% ни один метод пока себя не зарекомендовал. Опухолевые маркеры – за крайне редким исключением, при злокачественной патологии не специфичны. Поэтому для выявления заболевания мы применяем расширенный комплексный подход, но, безусловно, внимание врачей всего мира сосредоточено на поиске максимально эффективных и в то же время простых методик для определения болезни еще на стадии зарождения опухоли.
- Какие существуют тенденции хирургического лечения гинекологического рака в настоящее время?
- Как ни странно, несмотря на развитие малоинвазивных всевозможных методик, сегодня повышается тенденция агрессивной хирургии. При диагнозе «рак яичников» пациенту в ходе операции может быть выполнена лимфодиссекция - удаление лимфоузлов близлежащих тканей, для того чтобы снизить риск метастазов в другие органы. При патологии эндометрия также во многих ситуациях требуется выполнение тазовых и поясничных диссекций для ограничения показаний к последующему профилактическому лучевому лечению и снижения частоты ненужных облучений больных. Эти манипуляции зачастую являются необходимой частью терапии, направленной на улучшение качества жизни онкологического больного. В частности, при раке яичников показаны достаточно объемные операции, подразумевающие тщательную систематическую ревизию органов брюшной полости, биопсию всех выявленных образований и спаек, удаление матки с придатками (если невозможно органосохраняющее лечение), удаление большого сальника и ревизия сальниковой сумки, и др. Замечу, что здесь многое зависит от того, где конкретно располагается опухоль. При раке яичников ранних стадий целесообразно сначала выполнить оперативное вмешательство, и только потом проводить химиотерапию. Применение данной тактики на первом этапе улучшает прогноз выживаемости больных.
- Возможно ли органосохраняющее лечение у пациенток с ранним раком яичника? И каким способом выполняется хирургическое вмешательство по этому поводу?
- Органосохраняющие операции возможны только у молодых больных, у которых исключено носительство генетических мутаций или, иными словами, нет наследственного характера рака яичников. Сохранить орган также возможно в случае поражения только одного яичника и у пациенток с диагностированным высокодифференцированным несветлоклеточным раком. Однако обязательным в этом случае, помимо своевременного оперативного вмешательства, является дальнейшее диспансерное наблюдение. Но в большинстве своем матку сохранить не удается. Связано это с тем, что во время операции нередко выявляются отсевы за пределами поражения второго яичника и отсевы на брюшине. Единственное, что могу отметить, данная патология все-таки чаще встречается у женщин в постменопаузе, у молодых женщин рак яичников встречается редко.
При раке яичников в основном используется открытое вмешательство. При дифференциальной диагностике раннего рака и при тотальном соблюдении всех условий оперативного лечения, лапароскопия, конечно же, может быть подключена. Но в основном хирургия рака яичника – особенно если мы говорим о диссеминированных формах онкологии – это хирургия открытого типа.
- Какие оперативные вмешательства вы провели в рамках мастер-класса?
- На базе ГБУЗ «ПКОД» мы совместно с Константином Морховым и хирургами из онкодиспансера выполнили три операции. Две из них по поводу рака шейки матки: молодым женщинам была проведена расширенная экстирпация матки с транспозицией яичников. Это вмешательство третьего типа по онкогинекологической классификации. И одну операцию - полную первичную циторедукцию- мы выполнили по поводу диссеминированного рака яичника III стадии пациентке старше 50 лет. Полная циторедуктивная операция подразумевает максимальное удаление массы опухоли (включая экстирпацию матки с придатками) на первом этапе лечения рака яичников. Иными словами, это хирургическое иссечение всех визуально (макроскопически) определяемых остаточных образований. Непосредственно сами опухолевые клетки в дальнейшем устраняются при помощи химиотерапии. Проведенные операции по праву можно назвать ювелирными, поскольку они требуют предельной концентрации и исключительной техники исполнения. И надо отметить, что наши приморские коллеги отлично владеют многими сложнейшими хирургическими методиками и на высоком профессиональном уровне делают свою работу. Все операции были проведены успешно, и мы желаем пациенткам скорейшего восстановления.
Новые аспекты лечения в онкогинекологии
- Константин Юрьевич, расскажите о теме вашего доклада. На чем был сделан основной акцент?
- В своем выступлении я рассказал об эффективности лучевой и химиолучевой терапии при лечении рака шейки матки II-III стадии. Последние 10-15 лет активно внедряется химиолучевой метод. И если ранее при лечении местно-распространенного РШМ применялась исключительно лучевая терапии, то теперь доказано, что в борьбе с этой патологии более эффективна комбинация - одномоментное проведение химиотерапии и лучевой терапии. По данным зарубежных рандомизированных клинических исследований (к сожалению, российских по этой теме нет), на современно этапе при лечении местно-распространенного рака шейки матки рационально применять именно сочетанную химиолучевую терапию.
РШМ связан с инфицированием вируса папилломы человека. Это не значит, что у всех инфицированных разовьется рак, но основной причиной считается именно ВПЧ высокоонкогенных типов. И РШМ действительно молодеет. Среди женщин в возрастной группе от 15 до 35 лет он стоит на первом месте по заболеваемости, в старшей группе выходит на 1 место рак молочной железы. Если мы говорим о химиотерапии вообще, то, безусловно, появляются новые препараты, которые значительно улучшают лечение распространенного и рецидивного рака. При грамотном хирургическом и медикаментозном лечении вероятность пятилетнего излечения пациенток с раком шейки матки без признаков прогрессирования болезни составляет порядка 94-95%.
- Понравился ли вам Владивосток? И, как вы считаете, насколько нужны такие мероприятия?
- Во Владивостоке мы первый раз, и город нам понравился – очень красивый, живописный, приятно радует глаз. Первый день мы смотрели, как оперируют доктора КБУЗ «ПКОД» – и могу отметить, что все специалисты отлично подготовлены. Такие мероприятия, без сомнения, необходимы: они открывают широкие возможности для профессионального общения, обмена уникальным опытом и укрепления сотрудничества между врачами из регионов.
Мы посетили столицу Приморья в рамках программы всероссийского проекта «Живи без страха. Живи искусством», реализуемого биотехнологической компанией BIOCAD при поддержке Министерства здравоохранения и Министерства культуры Российской Федерации.
Целью программы является несколько направлений: ранняя диагностика рака, повышение онкологической настороженности населения и углубление знаний практикующих врачей-онкологов путем проведения открытых мастер-классов в операционной. Инициатива проведения совместной встречи исходила от приморских коллег, что для нас было особенно приятно. Это говорит о том, что врачи хотят узнать что-то новое, стремятся к применению самых передовых методик в своей практике. Прошедшая научно-практическая конференция была чрезвычайно интересна и познавательна для обеих сторон, и мы с удовольствием приедем во Владивосток еще раз, если представится такая возможность. В свою очередь, мы желаем приморской онкологической службе дальнейшего процветания и укрепления достигнутых позиций!
Спасибо за теплый прием!
Целью программы является несколько направлений: ранняя диагностика рака, повышение онкологической настороженности населения и углубление знаний практикующих врачей-онкологов путем проведения открытых мастер-классов в операционной. Инициатива проведения совместной встречи исходила от приморских коллег, что для нас было особенно приятно. Это говорит о том, что врачи хотят узнать что-то новое, стремятся к применению самых передовых методик в своей практике. Прошедшая научно-практическая конференция была чрезвычайно интересна и познавательна для обеих сторон, и мы с удовольствием приедем во Владивосток еще раз, если представится такая возможность. В свою очередь, мы желаем приморской онкологической службе дальнейшего процветания и укрепления достигнутых позиций!
Спасибо за теплый прием!