Детский доктор с удивительной судьбой
5430
Женщины в медицине – явление, давно ставшее рядовым, привычным и обыденным, однако мало кто задумывается, какую ношу взваливают они на свои хрупкие плечи, с какой самоотверженностью, гордостью и любовью посвящает свои знания и умения на практике. Главный врач Владивостокской детской поликлиники №3 Светлана Нагибко – женщина безграничного обаяния, подлинной красоты, гибкого живого ума, непростой, полной неожиданных поворотов и причудливых зигзагов судьбы и высочайшего профессионализма. Представитель самой настоящей врачебной династии, она не сомневаясь пошла по стопам своей мамы Тамары Павленко, более 45 лет возглавлявшей больницу Пожарского района, в то время еще очень малонаселенного и неосвоенного. Во многом повторив путь медицинского подвижника, пройденный Тамарой Филипповной, сегодня Светлана Николаевна руководит крупнейшим и ведущим детским медучреждением Приморского края.
Корни родового древа
- Никакого Лучегорска тогда на карте Приморья еще не было, стояло с. Пожарское, - вспоминает Светлана Нагибко. – После окончания Владивостокского государственного медицинского института в середине прошлого века, моя мама по распределению направилась в район, где работала единственным врачом. Она была многопрофильным специалистом и замечательным чутким доктором, пользующимся огромным уважением и имевшим непререкаемый авторитет среди сельчан.Я впитала этот дух буквально с раннего детства – больница была рядом со школой, и я туда постоянно бегала.
После образования Лучегорска Тамара Филипповна до 1983-го года была главным врачом Пожарского района, позже – Лучегорской ЦРБ. Кстати, мой дедушка окончил Ленинградский медицинский институт и работал акушером-гинекологом в Белорусской ССР.
Вся родовая ветка Светланы Нагибко по линии мамы уходит корнями в Белоруссию, с. Речица Гомельской области, и ее история достойна отдельного драматического рассказа. Когда в республику пришла война, принявшей ее первые и самые страшные кровавые удары, на то, чтобы собрать и отправить семью в эвакуацию, у деда оставались считанные часы. Он это сделал, но сам пропал – ни от него, ни о нем долгие годы не поступало ни единой весточки. Но дядя Светланы Николаевны после многочисленных запросов сумел выяснить, что дедушка похоронен в Германии, в 1943-м году, причем в номерной могиле.
Понятно, что простых пленных на обычном кладбище не погребали, но и о предательстве родственника в семье и мысли не допускали. Скорее всего, просто до конца своих дней он следовал клятве Гиппократа, исполняя врачебный долг и не разделяя пациентов на своих и чужих. Так что судьба его до сих пор покрыта плотной завесой тайны…После эвакуации Тамара Филипповна оказалась в Омске, где с отличием окончила медицинский институт, вышла замуж. Супруга в составе т.н. 25-тысячников отправили в Приморский край, где он стал директором крупнейшего советского совхоза.
Учителя в профессии
Сама Светлана Николаевна поступилана педиатрический факультет во владивостокский медвуз в 1977 году.
- Я поступаю, и мне хорошо запомнились, как сейчас бы сказали, рекламные плакаты, висевшие на кафедре истории медицины и позиционирующие только что построенную Лучегорскую больницу, как лучшее и передовое лечебное учреждение того времени, - смеется Светлана Нагибко. –А учеба мне по-настоящему нравилась, давалась относительно легко и свободно, я за два года до поступления профильные предметы выучила так, что могла во сне на любой вопрос ответить. Была лучшей на курсе, и, конечно, до сих пор помню нашего замечательного декана Надежду Воропаеву, которая стала для нас настоящей мамой – доброй, заботливой и при этом строгой и требовательной. Опекала, следила, оберегала, приложила очень много сил и энергии к нашему воспитанию и обучению. Только с годами понимаешь истинную ценность подобного отношения. Куратором была Валентина Лучанинова, до недавнего времени профессор кафедры педиатрии ТГМУ. Дай бог ей здоровья, долголетия и процветания! Валентина Николаевна блестяще преподавала все клинические дисциплины, была педагогом от Бога.
После защиты диплома в 1983 году Светлану Николаевну распределяют по месту жительства в родной поселок, где требовались молодые перспективные врачи. Она проходит интернатуру по педиатрии в Лучегорской ЦРБ, но не трудом единым живет женщина. Пришло время давать этому миру новую жизнь– сначала один декретный отпуск, затем другой. Точкой отсчета ее профессионального пути можно считать 1988-й год, когда врач-педиатр получила полноценный участок и с головой окунулась в бурлящий водоворот рабочих будней. Но не серых, скучных и унылых, а всегда ярких, неожиданных и увлекательных.
Все время в пути
- Я все делала с энтузиазмом и воодушевлением – заполняла карты, бегала по вызовам, на активы, - признается детский доктор. – У меня всегда при себе была книжечка с прекрасными рецептами всевозможных мазей и настоек, которую храню до сих пор. Каждый ребенок – это удивительное чудо, отдельная неисследованная планета, и войти в ее орбиту бывает очень непросто. Но для людей, искренне любящих свое дело, не существует стен и препятствий. Я не работала – летала. Это волшебное ощущение трудно передать словами, оно исходит из глубин души. Скажу только, что все мне удавалось, и я была по-настоящему счастлива. А в 1989 году ввели выборную должность, и совершенно неожиданно для меня коллектив решил, что заведующей педиатрическим отделением должна стать я. На первых порах сильно переживала, не принимала это решение – так хотела быть участковым врачом. С тяжелым сердцем переехала в положенный по статусу отдельный кабинет. Но втянулась, почувствовала вкус и к этой работе, а потом меня назначили районным педиатром. Ездила для проведения медосмотров, оказания консультативной помощи по самым дальним селам Пожарского района. Постоянно в дороге, дни мелькали как сумасшедшие.
В 1996 году Светлану Нагибко назначают заместителем главного врача по детству и родовспоможению, и зона ее внимания и ответственности значительно расширяется. На границе веков, в декабре 2000-го она становится руководителем Лучегорской ЦРБ. Этот очередной виток судьбы ознаменовал для молодого доктора начало самого тяжелого периода серьезных испытаний и сильных потрясений:
- До этого я особо не вникала в административный пласт деятельности лечебного учреждения, меня не касались хозяйственные вопросы. И когда я окунулась во все это, пришла в неподдельный ужас и смятение. Особенно «убивала» кухня, где все и всё воровали, и автопарк «скорых», где все пили. Машины развалены, запчастей нет, водители на вызовы не ездят, сидят и активно общаются с зеленым змием. Пришлось принимать жесткие меры - часть персонала уволить, познакомиться с директором Приморской ГРЭС и договориться насчет деталей для машин. Были и конфликты с врачами, которые в штыки восприняли меня в качестве своего руководителя – еще молодая, причем педиатр и вдруг главный врач! Постоянно писали жалобы в горздрав, и я принимала одну проверяющую комиссию за другой, едва успевала отбиваться.
Кстати, сегодняшний губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко - мой земляк, мы учились в одной школе - в то время был председателем совета директоров Преображенского тралового флота. И он мне сильно помог – привез целый грузовик одеял, кружек и ложек (ничего этого в больнице и в помине не было), и мы сумели в прямом смысле укрыть терапевтическое отделение. Отсутствовало оборудование, на лекарства выделялись мизерные средства, финансирования фактически не было. Приходилось задействовать все свои личные связи и возможности, чтобы хоть как-то выжить, остаться на плаву.
На волне нацпроекта «Здоровье»
Но все постепенно наладилось и утряслось, подобралась адекватная и профессиональная команда, больница вошла в колею, начала работать нормально. А с запуском национального проекта «Здоровье» жить стало действительно лучше и веселей – в ЛПУ появилось современное диагностическое и лечебное оборудование, обновился парк автомобилей скорой помощи. Хотя с ними у Светланы Николаевны связаны не самые приятные и теплые воспоминания. Очередные шедевры отечественного автопрома - ГАЗ-32214 или ГАЗели – с маленькими колесами и массивным тяжелым корпусом просто физически не могли проехать по разбитым сельским дорогам. Но механики автопарка проявляли чудеса смекалки, собирая из старых и новых машин уникальные гибриды, способные доставлять больных из отдаленных сел в центральную районную больницу.
- Мне еще тогда мама сказала: сотрудники и пациенты тебя не забудут, если сможешь выбить новый рентген-аппарат, выпущенный, наверно, еще при царе Горохе, - улыбается главный врач. – К счастью, в рамках нацпроекта нам выделили современные рентген-установку и цифровой флюорограф. Но жизнь продолжалась и шла своим чередом - дети поступили в институты, и моя семья переехала во Владивосток. А я была вынуждена задержаться в Лучегорске. В 2007-м году мне предложили стать главным врачом Владивостокской детской поликлиники №9, и я, конечно, согласилась, уехала в приморскую столицу. Признаюсь честно – было искренне жаль оставлять плоды своих трудов. Дело в том, что тогда началась реорганизация ведущих градообразующих предприятий, а угольному разрезу «Лучегорский» принадлежал огромный санаторий-курорт «Атлант», от которого предприятие отказалось. Власти долго думали, что делать с этим объектом, а у меня и взрослая и детская поликлиники находились в приспособленных зданиях общежитий. И я приложила неимоверные усилия, чтобы «Атлант» отдали в ведение больницы.
Денег никто не выделял, и сотрудники ЛПУ собственными силами сделали отдельные входы для взрослых и детей, организовали гинекологическое отделение, отделение восстановительного лечения. А ванные и душевые комнаты, сауна, бассейн – все уже было и работало. Получилось не отделение – сказка. С грязе- и водолечением, гидромассажем, душем Шарко, реабилитацией, и т.д. Структура начала зарабатывать неплохие деньга на путевках, больница активно развивалась и процветала.
- Я все это замечательное хозяйство скрепя сердце оставила, отдирала буквально с кровью и отправилась во Владивосток, - продолжает Светлана Нагибко. – И когда главный педиатр города привезла меня в «девятую» поликлинику, я просто расплакалась, испытала буквально панический ужас, что мне придется работать в таких условиях. Особенно в сравнении с потерянным санаторным раем. Грязно, тесно, темно, сыро – и так во всех пяти филиалах. А еще и срок лицензии заканчивается. Но деваться было некуда, я впряглась в этот воз – получила лицензию, начала делать ремонты в филиалах, смогла получить какое-то оборудование. У поликлиники накопилась огромная кредиторская задолженность, я была вынуждена отменить все доплаты, чтобы выбраться из долговой ямы. Но постепенно и здесь стали выправляться, выходить на нормальные рабочие мощности.
Мечты сбываются!
А потом Светлане Николаевне в горздраве сообщили, что в районе Снеговой пади строится новая детская поликлиника, хотя она прекрасно об этом знала. Правду говорят, что сила желания пробивает любые стены, и если человек чего-то хочет всей силой своих мыслей, а желание это идет от сердца, то оно обязательно сбудется. Так получилось и с Владивостокской детской поликлиникой №3 – она стала ее мечтой, причем исполненной. Конечно, непростой ценой – за кресло главного врача велись настоящие баталии, вокруг него плелись хитроумные интриги и строились тайные планы. Опустим подробности кулуарных перипетий, о которых прекрасно знают участники этих относительно недавних бурных событий.
Факт остается фактом – «третью» поликлинику присоединили к «девятой», и в 2012 году Светлана Нагибко обрела свое профессиональное счастье, став главным врачом объединенного детского учреждения с множеством филиалов, разбросанных по всему городу. И как раз с ними у руководителя ЛПУ возникло больше всего проблем.
- Особенно я намучалась с филиалами, придумывала буквально шахматные многоходовки, чтобы облегчит жизнь и жителям, и своим сотрудникам, - делится Светлана Нагибко. - Основные административные службы переехали в Снеговую падь весной 2012 года, ранее головной центр находился на Камском переулке, 1/3. Узкие специалисты переселились в сентябре-октябре. Не буду долго рассказывать, какими путями, но сначала я закрыла филиал на Днепровской, 45, благополучно передав это здание детскому психиатрическому ведомству. Затем пришла очередь филиала на Корнилова, 9. Это было приспособленное помещение в общежитии, которое находилось в довольно плачевном состоянии. На втором этаже жило человек сорок гастарбайтеров и можете себе представить, в каких условиях приходилось работать персоналу.
Данное подразделение с тремя педиатрическими участками я перевела на Камский переулок, а само помещение получил Владивостокский базовый медицинский колледж. Затем встал вопрос с филиалом на Карбышева, 42. Законодательство к этому времени изменилось – требовались согласования с различными инстанциями, разрешение уполномоченного по правам ребенка.
Решая квартирный вопрос
Но в итоге эти запущенные помещения стали в своем роде судьбоносными - там было создано общежитие для медицинских работников поликлиники. Этому предшествовала огромная работа, включающая борьбу с бюрократическими «ветряными мельницами». За счет платных услуг сделали ремонт и сейчас там шесть уютных отделанных комнат.
В последнее время много говорится о невозможности для врачей и медсестер получить служебное жилье, которое является основным стимулом привлечения медицинских кадров и остается главным аргументом для молодого специалиста, выбирающего место работы после окончания вуза. А Светлана Нагибко филиалом на Карбышева не ограничилась. Когда в 2014 году к Владивостокской детской поликлинике №3 присоединили «первую» с основным офисом на Багратиона, 6 и педиатрическим филиалом на проспекте 100-летия, 143, она решила добиться для своего персонала еще нескольких сотен квадратных метров служебного жилья.
Все помещения здания были переведены из нежилых в жилые, и люди получили реальные квартиры, в которых проживают благополучно и счастливо.
Взгляд в перспективу
- Но это все дела житейские, хочу поделиться перспективами развития самой поликлиники, - переходит на деловой тон Светлана Нагибко. - В ближайшее время обязательно сделаем капитальный ремонт в филиале на Магнитогорской, сметы готовы, скоро объявим аукцион. Продолжим реализацию проекта «Бережливая поликлиника», который организацией call-центра и отдельного картохранилища не ограничится. Для удобства пациентов мы перенесем регистратуру с первого этажа в цокольный, при этом переформатируем ее работу. Теперь это будут открытые стойки администраторов по типу ресепшн. Центральный вход сделаем свободным только для здоровых детей, а больные ребятишки будут заходить в поликлинику через специальный бокс с дежурным врачом.
Таким образом мы исключим пересечение и контакты этих двух потоков. Кроме того, в этом году проведем текущий ремонт внутренних помещений, на который мы потратим 4 млн руб. - заделаем трещины, покрасим стены в холлах и коридорах. Еще одно внедряемое ноу-хау – обеспечение комфортной внутренней маршрутизации наподобие корейских аэропортов. Так, совсем скоро приходящие в поликлинику жители района не будут тратить время на поиски нужного кабинета, отделения или лаборатории – быстро сориентироваться им помогут специальные указатели и стрелки на полу.
Как отмечает главный врач, до недавнего времени все хорошо обстояло дело и с кадрами, но недавно уволилась хирург – уехала за супругом в Москву. Второй специалист также грозится уволиться, и если это произойдет, профильная служба останется незакрытой. Проблема в том, что хирургов выпускается мало – и те идут в основном в больничные отделения, чтобы наработать необходимые практические навыки. Также катастрофически не хватает фельдшеров ДШО, а это отдельный и очень серьезный пласт работы детского учреждения первичного звена.
О наболевшем и счастливом личном
- Все наши сотрудники получают очень достойную заработную плату и ежеквартальные премиальные, - акцентирует Светлана Николаевна. – Кто работает – тот зарабатывает, кто везет – тому и везет. Плюс возможность служебного жилья, о которой я говорила выше. Так что добро пожаловать, не упускайте свой шанс! И есть у меня еще одно сильное желание – закрыть филиал на Гамарника, 17. Помещения там не соответствуют никаким санитарным нормам, работа ведется в каких-то нечеловеческих условиях. Процедурный кабинет – шесть кв. метров, а должно быть минимум десять. И два кабинета для приема врача. Чтобы увеличить площадь процедурного, необходимо сломать стену и сделать одно помещение, которое «потянет» на 14 кв. метров. Но тогда для приема останется один кабинет, врач которого ведет четыре участка, в этом случае часы его работы продлятся до позднего вечера. Никому это неудобно и невыгодно. Я написала письмо в департамент здравоохранения с просьбой о закрытии филиала. Мне ответили отказом – он находится в густонаселенном районе, жители которого лишатся доступной медпомощи.
Но у меня есть решение – на Камском переулке стоит старое, но крепкое и надежное здание, и я предлагаю три участка перевести туда. Причем транспортная доступность будет намного выше – автобусы ходят каждые пять минут, а от остановки до поликлиники рукой подать. Я эту идею не оставляю, продолжаю надеяться на благополучное решение вопроса.
Светлана Нагибко не только прекрасный врач и талантливый руководитель – она любящая и любимая жена, мама двоих замечательных детей. Дочь выбрала стезю мамы и бабушки, окончила ТГМУ, прошла интернатуру по терапии. Уехала в Лучегорск, там вышла замуж, работала в родной для семьи теперь уже Пожарской ЦРБ. Но низкая зарплата вынудила ее получить специализацию по дерматовенерологии и косметологии и устроиться по новому профилю в частную клинику. Она невероятно довольна переменой в профессиональной судьбе и счастлива на новой работе. Сын окончил горно-инженерный факультет ДВПИ, трудится в ООО «Приморскуголь».
Главный человек в природе
Глядя на Светлану Николаевну, никогда не скажешь, что у нее трое внуков - старшей Вике уже тринадцать, Даниле пять и младшенькой Майе исполнилось два годика. Она никогда не искала каких-то особых рецептов личного счастья – просто жила, работала, любила, одерживала победы и терпела поражения, смеялась и плакала, радовалась и печалилась. Вроде как все и у всех, но все же свой особый и тайный женский секрет у нее есть. Иначе не сохранить эту сразу бросающуюся в глаза внешнюю и внутреннюю красоту, которая с первых мгновений притягивает всех вовлеченных в ее орбиту людей.
Светлана Нагибко просто говорит, что все у нее хорошо – и в семье, и на работе, подчеркивая, что можно стать грамотным профессионалом, но без таких качеств, как доброта, милосердие, терпение, сострадание, искренней любви к пациентам настоящим врачом, а тем более педиатром, не станешь никогда. И пользуясь случаем, от души поздравляет коллег и всех приморских женщин с прошедшим 8 Марта:
- Женщина – главный человек в природе, от которой зависит буквально все в этом мире. Радости вам, оптимизма, светлых солнечных дней, старайтесь в каждой прожитой минуте видеть только хорошее и доброе. Не допускайте к себе негатив, не будьте черствыми и равнодушными, вы – венец творения, и сами являетесь творцами новой жизни. Счастья, любви и процветания!