Сохраняя драгоценный подарок природы
3877
Благодаря открытию уникального малоинвазивного оперативного метода этот доктор стал известен не только в Приморье, но и широко за пределами родного края. Пластический хирург, онколог-маммолог ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Андрей Свиньин в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал о самых востребованных методах реконструкции женской груди, достижениях современной маммологии и личном вкладе в медицину.
Ювелирная точность
- Андрей Валерьевич, вы первый онколог-маммолог не только на Дальнем Востоке, но и в России, который провел интрадуктальную биопсию внутрипротоковой папилломы молочной железы. Расскажите об этой эксклюзивной операции. Кто сподвиг вас применить данную методику?
- Мысль о проведении такого оперативного вмешательства, которое, по правде говоря, правильнее называть процедурой в силу его малой травматичности, зародилась в моем сознании очень давно. Дело в том, что этот метод на протяжении многих лет успешно применяется на Западе, он довольно популярен у японцев, чуть менее часто его используют в Корее. Однако в России интрадуктальная биопсия действительно не имеет аналогов. В этом плане я стал своего рода первооткрывателем. Перед тем как внедрить эту методику, читал много специализированной литературы, общался с иностранными коллегами. Так как эта операция сродни ювелирной, она требует от врача не только глубоких познаний и высочайшего мастерства, но и непревзойденного уровня точности в технике ее исполнения. Полученным результатом я остался полностью доволен, ведь удалось сохранить здоровье, функцию, а также эстетику женской груди.
Преимущество этой малоинвазивной манипуляции заключается в том, что она является альтернативой объемному хирургическому вмешательству и позволяет, не нарушая целостности кожных покровов, войти в просвет протока молочной железы, «осмотреться» и предельно аккуратно и тщательно произвести удаление новообразования. Через открывающееся на поверхности соска отверстие, в просвет протока вводится миниатюрная оптика (весь ход операции транслируется на мониторе с многократным увеличением) и специальным миниатюрным, как и сама камера, хирургическим инструментом осуществляется биопсия образования. В прошлом пациенток с диагнозом «внутрипротоковая папиллома молочной железы» ждали радикальные операции – центральные секторальные резекции с удалением всех выводных протоков груди с целью последующего изучения образования под микроскопом.
- Какие существуют показания для проведения этой манипуляции?
- Внутрипротоковая папиллома молочной железы – это интрадуктальная папиллярная опухоль, развивающаяся в млечном протоке и сопровождающаяся разного рода выделениями (кровянистого, серозного, молочного, желтовато-зеленоватого, коричневатого цветов) из соска. Опасность этого новообразования в том, что оно легко может перерасти в злокачественное. И здесь я хочу остановиться и предостеречь наших дорогих женщин: если вы заметили у себя эти признаки в любой форме – ждать нельзя, срочно нужно обращаться к врачу! При патологических выделениях из соска запускается следующий алгоритм обследования: цитологическое (под микроскопом) исследование отделяемого из соска, далее - при подтверждении изменений в клеточном составе мазка - проводится дуктография (рентгенологическое исследование млечных протоков с введением в них контрастного вещества), и заключительным этапом (при обнаружении во время дуктографии папиллом) идет дуктоскопия – осмотр ультратонкой фиброволоконной оптикой протоков молочной железы с дальнейшим при необходимости забором биологического материала (интрадуктальной биопсией). Раньше при выявлении на дуктографии папиллом пациентка, как я уже сказал, в обязательном порядке шла на операцию. Сейчас с внедрением новой технологии в этом нет никакой необходимости. Более того, подчеркну, что зачастую того, что я вижу на дуктографическом обследовании, нет на дуктоскопии. Таким образом, оптический осмотр протоков (дуктоскопия) позволяет снизить количество ложноположительных результатов и избавить пациенток от ненужного оперативного вмешательства. К примеру, из 30 обследованных по этому алгоритму женщин лишь у трех мной было выявлено новообразование в протоках молочной железы.
Сама процедура биопсии внутрипротоковых папиллом занимает от 15-20 минут до часа, проводится в рамках амбулаторной хирургии под местной анестезией, после чего пациентка может спокойно идти домой и вести привычный образ жизни. Отмечу, что лично мне бы очень хотелось, чтобы этот метод получил более широкое распространение, чтобы им стало заниматься как можно больше врачей онкологов-маммологов, и мы имели шансы сравнивать полученные нами результаты, по возможности улучшая и дополняя методику. На сегодняшний день, насколько мне известно, только дуктоскопию проводят некоторые врачи из Санкт-Петербурга и Украины, непосредственно интрадуктальной биопсией, кроме меня, в нашей стране пока никто не занимается. Но, повторюсь, я открыт для общения и с радостью готов делиться с коллегами из других стран и регионов своими наработками.
Помощь каждой женщине
- Что еще входит в ваши компетенции? По каким вопросам к вам обращаются пациенты?
- Я занимаюсь полным спектром оказания медицинской помощи по профилю «маммология» - начиная от проведения стандартных диагностических мероприятий (клинический осмотр, пункции молочной железы, core-биопсии, мазки-отпечатки, ультразвуковое исследование, дуктоскопия) и заканчивая всеми видами оперативного лечения (секторальные резекции с минимальным повреждением тканей, радикальные операции при злокачественных опухолях, реконструкция (восстановление) молочной железы после ее удаления, двух- и одномоментная пластика молочной железы при удалении злокачественных опухолей). Отдельный блок в моей практике занимает направление эстетической хирургии: я веду прием пациенток по поводу увеличения/уменьшения молочных желез, исправления птоза и различного рода асимметрий, также провожу коррекцию или реконструкцию сосково-ареолярного комплекса. Все вышеперечисленные операции вот уже на протяжении долгих лет успешно выполняю на базе ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи».
- Появились ли за последнее время какие-либо новые тенденции в маммопластике?
- Если говорить о коррекции формы груди, то сегодня большинство дам делает выбор в пользу липофилинга - увеличения молочных желез с помощью подкожно-жировой клетчатки. Используя собственный жир пациентки, мы аккуратно наполняем им молочную железу, и, как результат, грудь становится более привлекательной и эстетичной. После забора и в процессе предварительной очистки жировых клеток (адипоцитов) применяется центрифугирование или отстаивание жировой эмульсии. Затем через специальные фильтры, в результате механического отделения твердой формы от жидкой, получается очищенный жир, который только потом вводится как филлер. При таком способе введения жир не мигрирует и хорошо приживается. Именно благодаря этой методике удается воссоздать красивую женскую грудь без применения имплантатов. Увеличение молочных желез при этом происходит через микропроколы, что полностью исключает рубцы. После процедуры грудь выглядит естественно, натурально и объемно, что особенно важно для женщин. Поэтому стремление к естественности, нежелание носить в своем организме инородные предметы, отсутствие реабилитационного периода и исключение риска отторжения жировых клеток - вполне заслуженно ставят липофилинг груди на пьедестал женского выбора. Однако он подходит не всем. У чрезмерно худых женщин жир будет попросту неоткуда откачать, в некоторых случаях липофилинг будет являться частью операционного комплекса по установке имплантов с целью контурирования груди. Кроме того, к великому сожалению, жир имеет склонность рассасываться… Так что все строго индивидуально. И конечно, имплантаты не сдают своих позиций. Идеальный вариант улучшения внешнего вида груди всегда обсуждается с пациенткой на предварительной консультации.
Что касается эндопротезирования молочных желез, то в XXI веке используется новое поколение имплантатов из высококачественных биосовместимых материалов, форма которых максимально приближена к естественной. А вот техника их установки в пластической хирургии остается неизменной: разрезы проводятся субмаммарным (по ходу складки под молочной железой), параареолярным (по нижнему краю ареолы) и подмышечным (через подмышечную впадину) доступами. Наиболее популярный у женщин, но самый технически непростой в исполнении - это подмышечный доступ, но при этом не всегда рационально к нему прибегать. Самый же безопасный, удобный для хирурга и косметически выгодный для пациента - это разрез под грудью. Так или иначе, я владею всеми этими методиками, а современные технологии позволяют снизить риск травматизации, сократить послеоперационный период и сделать все возможное для того, чтобы рубцы были минимально заметны, и женщина как можно скорее вернулась в социум.
- В случае произведения реконструкции груди, что необходимо учитывать хирургу?
- Реконструкция груди – это кропотливая и трудоемкая работа. И это всегда особый подход к ведению таких пациенток. Для женщин молодого и среднего возраста утрата органа ассоциируется с потерей природной привлекательности и женственности, для многих это серьезный психологический стресс, поэтому взаимодействие с хирургом и понимание женщиной сути предстоящих операционных мероприятий очень важно. Иногда ко мне приходят пациенты уже после проведенной мастэктомии, но зачастую я сам провожу первичную диагностику, удаление опухоли и восстановление формы молочной железы. Чаще применяется двухэтапная методика с использованием экспандера, который имплантируется сразу после радикальной мастэктомии. Соответственно, следующим этапом уже устанавливается постоянный имплантат. То есть сначала пациентке под кожу вводится устройство (силиконовый баллон, снабженный встроенным портом и внешне похожий на имплантат), объем которого начинает увеличиваться путем введения через определенные промежутки времени физиологического солевого раствора. Когда экспандер достигает нужного объема, женщина переводится на второй этап операции, во время которого происходит замена экспандера на имплантат.
Временами я провожу одномоментную реконструкцию – удаляю молочную железу и сразу ставлю имплантат. Многое зависит от того, сколько ткани было удалено в процессе иссечения молочной железы, от вида опухоли, индивидуальных показателей здоровья пациентки, ее возраста и т.п. Но чем раньше проблема выявлена, тем проще с ней бороться. В наши дни мы научились добиваться высокой эффективности в выявлении ранних доклинических стадий РМЖ и использовать щадящие органосохраняющие операции.
- Какая категория женщин чаще обращается к хирургу с просьбой восстановить форму груди? И помолодел рак молочной железы?
- Очевидно, что стремление вернуть утраченные формы – это по большей части прерогатива социально активных дам до 60-65 лет. Те женщины, которые перешагнули 70-летний порог, относятся к этим вещам по-философски. Даже в тех сложных ситуациях, когда мы говорим об удалении груди в связи с заболеванием. В этом возрастном диапазоне пациентов больше беспокоит здоровье как таковое, а не эстетика. И поэтому они отдают предпочтение спокойной жизни и не хотят лишний раз подвергать себя операционным вмешательствам. Все-таки любая операция – это риск, и чем старше человек, тем более у него сопутствующих заболеваний.
А вот помолодел ли РМЖ – вопрос достаточно дискутабельный. Ты можешь прооперировать 10 женщин элегантного возраста, а 11-ой к тебе придет молодая 18-летняя девушка. И из всех ты запомнишь именно ее. И в голове отложится, что да, заболевание «помолодело». Но в статистическом плане я бы не был так категоричен. Но однозначно считаю, что тему профилактики онкопатологий нужно поднимать в СМИ.
Ежегодное посещение врача-гинеколога, регулярное самообследование груди, УЗИ молочных желез и, после 35 лет, маммография 1 раз в год – для каждой представительницы прекрасного пола должны стать незыблемым правилом, обязательным к исполнению.
Верность избранному пути
- Андрей Валерьевич, а как часто вы повышаете уровень своей квалификации?
- Жизненное кредо – «всегда». В зоне ответственности медика находится самое главное – жизнь и здоровье пациента. И мы не имеем права рисковать доверенными нам ценностями. Посещаю российские конгрессы, семинары, мастер-классы, активно обучаюсь, используя вебинарную платформу. Учеба в жизни врача априори не должна прекращаться ни минуту, иначе в этой профессии нельзя.
…Я вообще очень люблю свою работу, люблю наше отделение общей хирургии. У нас сильная и слаженная операционная бригада, что во многом определяет успех оперативного вмешательства. Хирург – это лишь часть процесса, необходимый винтик в огромном механизме. Многое зависит и от сестринского ухода, работы анестезиолога-реаниматолога, ассистента. ГАУЗ «ККЦ СВМП» - это медицинский центр с многолетней историей, где постоянно осваиваются и внедряются самые передовые технологии в области хирургического лечения. Все это дает мне как врачу уверенность в том, что я делаю, и силы подниматься на новую ступень профессионального развития.