Прогресс на службе скорой помощи

5356
Обычные планшетные компьютеры помогают спасать жизни. Удивительно, правда? Врачи СМП Владивостока берут на вооружение простые сегодня технологии, и делают помощь действительно скорой. О процессе информатизации и диспетчеризации в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» порталу VladMedicina.ru рассказал заместитель главного врача Олег Сорокин.

Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
Технологии будущего уже здесь

- Олег Васильевич, в чем заключается процесс информатизации и диспетчеризации в учреждении?

- Это система «Исток», а в ее рамках уже работают ГЛОНАСС, планшетные компьютеры у бригад и пр.«Истоку» уже 10 лет. Началось все с нашего желания, чтобы талоны, написанные на одном столе, появлялись на другом – вот такая простая идея. Есть разные программы, но нам они не подошли. Мы нашли специалистов, которые помогли с разработкой. Технология работы с программой полностью наша, поэтому мы, можно сказать, соавторы. Для нас удобство в том, что компания-разработчик находится рядом и может изменять и дополнять программу по нашим пожеланиям. Все функции делаются под нас.

Работа с планшетами началась в маленькой больнице в Яковлевке. Они первые решили попробовать, мы предоставили им такую возможность. Понравилось, доработали и внедрили. На скорой помощи«Исток» работает также в Хабаровском крае, в разных субъектах РФ он совмещается с другими проектами. Соседний регион находится пока на ранней стадии, тогда как мы этот путь уже прошли.

- Расскажите подробнее об «Истоке». Какова схема работы?

- Смысл в том, что все вызовы, поступающие на базу скорой помощи, фиксируются в электронной системе «Исток». Система позволяет нам принять вызов и полностью проконтролировать его динамику - от обращения на «скорую» до возвращения бригады на подстанцию. Временные параметры проставляются в автоматическом режиме за счет того, что все машины СМП находятся в системе ГЛОНАСС. Она срабатывает сразу, как машина начнет движение. И так на каждом этапе вызова: бригада выдвинулась по адресу или уже доставила пациента в стационар – отметка о времени. Задержка небольшая – 30-40 секунд. В режиме реального времени мы можем увидеть карту города, где обозначен адрес вызова и местонахождение машины СМП, отследить маршрут.

Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

Каждый диспетчер видит список вызовов. Их можно сортировать по разным параметрам.Срочность заявки отслеживается по цвету в программе. Он меняется в зависимости от времени, прошедшего с момента поступления вызова диспетчеру. Розовый, например, означает, что бригада завершила вызов и освободилась. Цвет вызова меняется, и если бригада находится у пациента слишком долго. Это повод позвонить и узнать, все ли в порядке.

Внести или скорректировать данные вручную может только диспетчер. Бывают ошибки персонала, их сразу видно. Например, из-за смены суток путаются с вводом времени. Наши специалисты могут это дело привести в соответствие с реальностью. Все их действия фиксируются. Бесследно ничего изменить нельзя.

Сейчас мы настраиваем процесс телефонии, чтоб обращение от пациента поступало непосредственно на компьютер. То есть когда человек звонит, окошко вызова автоматически будет открываться. На данный момент это делает диспетчер. Чтоб открыть карточку вызова, нужно нажать на кнопку. А будет так: звонок приходит, диспетчер поднимает трубку, и карта вызова открывается. Затем диспетчер принимает решение: либо заводит новую карту, либо дополняет уже открытый вызов. Не касающиеся работы СМП обращения, например, если человек звонит узнать время, закрываются. Этот процесс уже запущен, идет смена оборудования.

- Какую еще информацию, кроме адреса вызова и местонахождения бригады, можно увидеть в программе?

- Есть более подробная информация о вызове: данные пациента, какая помощь оказывалась, если проводилось какое-то обследование, это тоже указывается. Есть состав бригады, служебные отметки: жалобы, анамнез, данные, полученные в процессе осмотра. Выставляется диагноз в двух вариантах: зашифрованном для отчета и подробном для дальнейшего лечения. Указывается, куда был доставлен пациент. И в итоге формируется карточка для Фонда медицинского страхования. Она подтверждает, что мы выполнили вызов.

Мы сделали так, чтобы карта велась в электронном варианте. От руки только подпись доктора и листок с согласием пациента на оказание медицинской помощи или отказ от нее. Этот документ подтверждает, что человек лично согласился с тем, чтоб ему оказывали помощь. По сути, мы можем полностью уйти от бумажного варианта карты вызова, и останется только листочек с личной подписью человека.

Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

В зависимости от ситуации в сутки выходят до 28 бригад, каждая из которых оснащена планшетом, где существует возможность прикрепить к карте вызова фото-, видео- или аудиофайл. Доктор может, например, сфотографировать бумажную кардиограмму, и буквально через несколько секунд мы уже видим этот снимок на главном компьютере. Это удобно, когда нужно прикрепить какой-то документ или фото места аварии, или при возникновении спорных ситуаций.

Уходим от бумажной волокиты

- В чем заключается удобство системы для диспетчеров и руководителей?

- Раньше доктор отзванивался о каждом шаге. Это слишком суетно, иногда ситуация не позволяет тратить время на звонки. Мы максимально ушли от человеческого фактора, все осуществляет автоматика. Доктору мы оставляем право записать параметры пациента в процессе осмотра, которые машина заполнить не может. Технология внесения информации в планшет тоже совершенствуется. Так мы экономим время.

У нас всегда есть объективная информация, кто и где находится. Диспетчер видит в режиме реального времени, какие бригады еще на вызове, а какие можно уже отправлять по следующему адресу. Если поступает срочный вызов, а все бригады заняты, мы можем проверить, на какой стадии, у кого находится вызов. Отозвать бригаду с менее срочного на приоритетный.

Система сама подсказывает, какую машину, на какой вызов лучше отправить. Вот здесь мы видим, что ближайшая машина свободна, и можно ее направить (показывает на экран компьютера доктор). Но это машина реанимации. Она находится в резерве на случай экстренной ситуации, ее мы не отправим. Также видим причину обращения. Указано, что у пациента температура – это классифицируется как неотложная помощь, передаем вызов в поликлинику.

Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

Для руководителя это удобное средство контроля. Не присутствуя лично, прямо отсюда, не владея ситуацией, я могу дать всю информацию о пациенте – смысл информатизации в этом. Я могу открыть протокол и увидеть пошагово, какие действия производились,насколько эффективно сработал каждый на своем уровне. Это служебная информация для осуществления контроля.

- Польза «Истока» для сотрудников СМП очевидна, а какая выгода обычному пациенту?

- Мы идем к тому, чтобы создать единое информационное пространство о пациенте. Ведь он может обратиться и на скорую помощь, и в стационар или поликлинику. Система будет работать следующим образом: при выборе доктором стационара, куда будет доставлен больной, информация о пациенте тут же отправится туда. Мы еще не доехали до них, а у них уже есть все данные. Сейчас для того чтобы передать пациента, я должен заполнить бумаги. С работой системы это станет ненужным: вся информация уже будет в стационаре. У нас также есть функция возможности идентификации пациента. Если есть номер полиса, чтоб не тратить время на заполнение других данных, она может выдать все данные, которые привязаны к этому номеру полиса. Это нужно для оптимизации оказания помощи. Бывает, полис сразу найти не могут. Это позволяет экономить часто драгоценное для пациента время.

- Почему синхронизация со стационарами пока только в проекте? Что мешает осуществлению?

- Вопрос заключается в оборудовании. Электронная система уже способна работать в таком формате. Требуется лишь установить обычный персональный компьютер с выходом в Интернет на рабочем месте. Сейчас решается вопрос реализации данного проекта со стационарами. С поликлиниками данная система уже работает. Мы часть своих вызовов передаем туда.Эти заявки – неотложная помощь - выделяются черным в программе в списке вызовов. У врачей в поликлинике планшетов нет, поэтому о своих передвижениях все еще приходится отзваниваться диспетчеру. «Скорая» больше в этом заинтересована, поэтому мы развиваем практику с планшетами. Опыт показал, что более дешевые модели нам не очень подходят. Они плохо держат заряд батареи при постоянной работе в программе, быстро выходят из строя. Мы работаем в этом направлении.

В развитии заинтересованы

- Как вы планируете развивать систему «Исток»?

- Мы создаем единое пространство поликлиника-СМП-стационар. Если повезли пациента в больницу, мы можем показать им, как быстро его туда довезем. Есть ситуации, когда можно подождать и когда времени ждать нет – дорога каждая секунда. Сейчас иногда происходит так: доктор звонит старшему врачу, и в этот момент помощь больному уже не оказывается, потому что медик говорит по телефону. Затем начинаем названивать в больницу, куда планируется доставить обратившегося. А так дежурный персонал будет сразу видеть, какого пациента мы везем.

Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

Это удобно и для определения личных данных больного. Человеку стало плохо, привезли в медучреждение без каких-либо данных. Затем он пришел в себя, информация появилась, но только в больнице – не у нас. Стационар запрашивает уже персонализированные данные по пациенту, а у нас он так и остался неизвестным. А если мы сможем в какой-то момент обмениваться информацией в обе стороны, это облегчит задачу. Не нужно поднимать бумаги, просто зайти в программу и найти фамилию пациента.

Все упирается в техническое обеспечение поликлиник и с пациентами, подлежащими активному посещению врачом. Мы со своей стороны отмечаем эту информацию в электронной карте вызова, но до поликлиник она не доходит. Приходится звонить.

Идет разработка проекта совместного функционирования «Истока» и системы «112». В итоге вызов, полученный этой службой, будет появляться и у нас, в общей строчке обращений. Затем мы сможем отправлять обратный отчет о состоянии вызова. А когда все это заработает вместе с системой «Безопасный город», мы сможем подключаться к камерам на месте происшествия. Это позволит отслеживать реальную картину происходящего.

- Как вы оцениваете успешность реализации проекта «Исток»?

- Изначально многие сотрудники были против, расценивая систему как чрезмерный контроль. Сейчас поняли: это удобно, прежде всего, им самим. С учетом того, что гаджеты есть у всех, трудностей с использованием планшетов не возникало. А по работе именно с программой, с вводом данных проводятся занятия с докторами. Если появляются какие-то нюансы, мы обращаемся к программистам.

По состоянию на 25 сентября, из 8586 принятых в сентябре вызовов 7701 обработаны на планшетных компьютерах. В целом это почти 90%. Конечно, мы стремимся к 100% показателям. Но где-то планшеты ломаются, где-то вызов снимается за ненадобностью, поэтому цифры пока такие. Система работает безупречно в том смысле, что ни один вызов у нас не пропадает, все имеют логическое завершение.




  Рейтинг: 4.45, Голосов: 20



Поделиться
5356
Личный кабинет