Мотивация как первый шаг на пути к выздоровлению
5950
Возвращение к полноценной жизни без наркотиков и алкоголя начинается с искреннего желания человека кардинально изменить свою судьбу, уверен специалист с 15-летним стажем, клинический психолог кабинета профилактики наркологических расстройств ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Приморья Вячеслав Варушичев. Как рассказал корр. VladMedicina.ru доктор, дать возможность пациенту увидеть реальную картину происходящего и оценить свои перспективы при употреблении наркотиков/алкоголя – главное, на что направлена работа сотрудников подразделения.
- Вячеслав Леонидович, насколько важна мотивация и почему без нее не имеет смысла говорить о дальнейшем лечении?
- Без личной мотивации человека помочь ему реально избавиться от зависимости невозможно! Никто и никогда еще не достигал успеха, действуя по принципу «догнать и причинить добро». Осчастливить кого-либо насильственным способом – идея, честно сказать, достаточно странная и рисковая. Принудительное лечение малоэффективно, более того – оно даже может навсегда отвратить человека от мысли что-либо изменить. Истинной мотивацией является желание человека кардинально улучшить качество жизни. И первоочередная задача родственников и врачей – правильная ориентация больного. Только тогда он сможет нормально пройти все ступени долгого лечения и восстановления. Но опять же – в самом факте употребления скрыто очень много вторичных выгод, и, кроме того, у страдающих этим недугом, как правило, нет критики к своему состоянию.
- То, что не все зависимые от наркотиков/алкоголя готовы добровольно обратиться к специалисту, этим и обусловлено?
- Мотивация к отказу от приема наркотиков/алкоголя может отсутствовать по разным причинам. Самые распространенные из них: человек не осознает масштаба трагедии и считает, что может бросить в любое время – как говорится, стоит только захотеть; он не видит последствий своего употребления в силу того, что его близкие решают его проблемы - кормят, поят, предоставляют жилплощадь, решают его финансовые вопросы, ограждают от конфликтов с начальством, знакомыми; и, наконец, зависимый боится официального признания себя наркоманом/алкоголиком и избегает любого намека близких на то, что пора обратиться за медпомощью. Хотя последнее не имеет под собой никаких оснований – помощь сегодня можно получить анонимно.
- Как формируется отказ человека от приема психоактивных веществ (ПАВ)?
- За один раз сделать человека трезвенников нельзя, - это очень трудоемкая и долговременная задача, которой должны заниматься специалисты в этой области. «Болевая точка» для зависимого - это проблемы, которые он создает своими руками. И для врача важно – не мешать ему их ощутить, восстановить в мышлении пациента причинно-следственную связь, открыть глаза на происходящее. Зависимый может быть уверен, что он принимает ПАВ, потому у него требовательный начальник, сварливая жена, сложности на работе, временный упадок сил и настроения. А вот когда все наладится, то, по его словам, алкоголь/наркотики ему будут уже не нужны. Что, конечно, является большим заблуждением.
Иногда человек может сам обратиться к врачу и согласиться на лечение под давлением внешних обстоятельств: боязнь потерять работу, обострение заболеваний (когда он понимает, что допился «до ручки»), проблемы в личной/семейной жизни (развод, конфликты, ссоры). Но гораздо чаще больной не видит «ничего такого» в своем поведении и считает прием различных стимулирующих психику средств – нормой. Поэтому обращаются к врачам такие люди с целью «быстренько закодироваться/откапаться» и пойти дальше. Но даже с этим можно работать. Например, пациент хочет пройти краткосрочный курс реабилитации. Мы оцениваем его потенциал и направляем в реабилитационное отделение. Если краткосрочного курса не хватит, то можно будет получить помощь в полном объеме
.
Иногда человек может сам обратиться к врачу и согласиться на лечение под давлением внешних обстоятельств: боязнь потерять работу, обострение заболеваний (когда он понимает, что допился «до ручки»), проблемы в личной/семейной жизни (развод, конфликты, ссоры). Но гораздо чаще больной не видит «ничего такого» в своем поведении и считает прием различных стимулирующих психику средств – нормой. Поэтому обращаются к врачам такие люди с целью «быстренько закодироваться/откапаться» и пойти дальше. Но даже с этим можно работать. Например, пациент хочет пройти краткосрочный курс реабилитации. Мы оцениваем его потенциал и направляем в реабилитационное отделение. Если краткосрочного курса не хватит, то можно будет получить помощь в полном объеме
.
- Что является обязательным элементом мотивации?
- Качественная мотивация включает в себя понятие интервенции - психологического вторжения в личностное пространство человека для стимулирования последующих позитивных изменений. Благодаря методике интервьюирования специалист исследует все сферы жизни пациента, составляет его психологический портрет, знакомится с обстоятельствами, подтолкнувшими человека на употребление наркотиков или алкоголя. Чем больше врач или психолог, проводящий интервенцию, сможет узнать о нарко- алкозависимом, о его привычках, увлечениях, особенностях характера, тем лучше. Очень многое зависит и от воспитания - все-таки человека со сформированной системой ценностей в некотором плане легче побудить к отказу от приема ПАВ и добровольному излечению. Однако, как мы понимаем, редко кто из пристрастившихся к опасным веществам обращается за помощью самостоятельно. Как правило, в большинстве случаев на прием к наркологу/психиатру приходят родственники зависимого, которые просят оказать им содействие в попытках сподвигнуть больного наркоманией/алкоголизмом на лечение.
Если главный виновник визита пока еще далек от мысли посетить врача, мы работаем с его близкими. Специалист собирает эмоционально значимых для зависимого людей – членов семьи, родственников, друзей, коллег, работодателей и проводит с ними определенную психотерапевтическую работу, направленную на освоение ключевых навыков общения с зависимым. Предварительно врач опрашивает всех членов группы о попавшем в беду человеке, интересуется, как изменилась жизнь «заболевшего» и их собственная, после того как близкий/подчиненный/коллега стал употреблять, оценивает готовность этих людей действовать согласно новым установленным правилам. Затем специалист объясняет членам группы, в какой последовательности и как они должны себя вести с зависимым, учит их правильно реагировать на его выпады и истерики, помогает им выстроить четкую позицию в отношении больного. Все это делается с целью, чтобы у пациента не осталось лазейки, через которую он мог бы продолжать употреблять губительную химию. Допустим, жена выгонит пьяного мужа, а мама его примет, пожалеет, обогреет, даст денег на выпивку. И таких примеров масса. Поэтому скоординированность действий всех участников цепочки очень важна. Адекватное и правильное поведение каждого из них в разы повышает вероятность того, что больной согласится прийти на прием к врачу.
- Как строится мотивационная беседа с зависимым? И кто принимает в ней участие?
- Диалог может начинаться с родными и близкими человека в его присутствии, поскольку сам пациент, обычно резко негативно настроенный к врачу, тяжело идет на контакт. Невзирая на его реакцию, доктор спокойно может обсуждать с родными зависимого его проблему, задавать им вопросы. Изначально главный герой является как бы невольным наблюдателем, но, как показывает практика, спустя некоторое время, он проявляет интерес и постепенно включается в разговор. Все общение происходит под контролем специалиста и имеет своей конечной целью - осознание зависимым существующей проблемы. Часто такие люди видят мир в радужном цвете – так срабатывают защитные механизмы сознания, а откровенное и беспристрастное мнение нескольких значимых для него людей способно совершить в психике больного переворот, так необходимый для мотивации к лечению.
В ходе беседы непосредственно с нарко/алкозависимым используются: открытые вопросы (побуждающие зависимого к рассуждению и осмысливанию ситуации), активное слушание (также с элементами размышления), обобщение сказанного пациентом. Во время мотивационного интервью мы ненавязчиво стремимся к тому, чтобы возвратить человеку ответственность за его собственную жизнь, рассматривая вместе с ним все стороны положения, в котором он оказался. Но, хочу отметить, что подобного рода работа с клиентом ни в коем случае не является попыткой заставить его жить так, как хотят окружающие, мы не применяем никакие техники для обмана и принуждения людей, попавших в зависимость от алкоголя или наркотиков. Основа любого мотивационного консультирования - доброе отношение к пациенту, сопереживание, эмпатия, стремление повысить его духовный уровень. Мы стараемся «разбудить» внутренние резервы человека, помочь ему поверить в себя и поставить во главу угла те ценности и принципы жизни, которые будут его развивать и поддерживать. Это очень долгая, кропотливая профессиональная работа, и порой нужна не одна встреча и не одна консультация, чтобы пациент сам пришел к решению отказа от пагубных привычек. Но когда мы видим реальный результат – человека, поддерживающего трезвость долгие годы, – поверьте, это того стоит.
- Но ведь многие родственники часто пытаются самостоятельно мотивировать наркомана/алкоголика на излечение… Неужели все эти попытки заранее обречены на провал?
- В клинической психологии семья зависимого рассматривается как система, которая в той или иной степени влияет на формирование у него желания потреблять наркотические/алкогольные средства.
Увы, но самим родственникам реально исправить что-либо очень сложно и практически невозможно. Близкие человека могут даже провоцировать срывы: обвиняя зависимого, читая ему нравоучения, снимая его в пьяном виде и показывая ему неприглядные кадры его поведения, стыдя и упрекая. Так они добиваются только негативной реакции больного и полностью теряют с ним связь. Гнев, вина, отчаяние, страх, ярость, разочарование, паника – чувства, которые сопровождают не только зависимого человека, но и тех, кто его окружает. Близкий зависимого, психологически вовлеченный в его употребление, не способен ни выбраться, ни понять свою роль в треугольнике «преследователь - спасатель - жертва». Часто родные такого человека, несмотря на многократный неудачный опыт, так и не понимают тщетности своих поступков.
Увы, но самим родственникам реально исправить что-либо очень сложно и практически невозможно. Близкие человека могут даже провоцировать срывы: обвиняя зависимого, читая ему нравоучения, снимая его в пьяном виде и показывая ему неприглядные кадры его поведения, стыдя и упрекая. Так они добиваются только негативной реакции больного и полностью теряют с ним связь. Гнев, вина, отчаяние, страх, ярость, разочарование, паника – чувства, которые сопровождают не только зависимого человека, но и тех, кто его окружает. Близкий зависимого, психологически вовлеченный в его употребление, не способен ни выбраться, ни понять свою роль в треугольнике «преследователь - спасатель - жертва». Часто родные такого человека, несмотря на многократный неудачный опыт, так и не понимают тщетности своих поступков.
Хотите пример? Пожалуйста. Мама несколько раз выгоняла сына из дома, говоря, что это последний раз и больше в состоянии опьянения он не переступит порог дома. Проходит пара дней, сын возвращается грязный, побитый со словами: «Прости, я все осознал, я больше так не буду». Материнское сердце, конечно, дрогнуло, женщина его впустила, а через какое-то время все началось заново - запои, долги, и мама снова вынуждена решать его проблемы… И это отнюдь не история какой-то отдельной взятой семьи, а типичная ситуация из жизни всех, чьи близкие находятся в плену наркотика/алкоголя. Люди, попавшие в наркотическую/алкогольную зависимость, - очень мощные манипуляторы и прекрасно считывают состояние своих близких. И если родители на самом деле не готовы проявлять «жесткую любовь» («я тебе люблю, но наркотизироваться тебе не позволю»), то, как бы они не вели себя внешне, на внутреннем уровне их ребенок отлично понимает, чтобы мама/папа не сказали, в итоге будет так, как надо ему. Такое хождение родственников по кругу может длиться годами, а ведь все могло сложиться иначе, вовремя обратись они к специалистам.
- То есть необходимо настроиться на длительную работу?
- Выздоровление - это не событие. Правильнее сказать, это процесс, который длиться всю оставшуюся жизнь человека, поскольку вероятность срыва существует всегда. Вот почему мы рекомендуем всем нашим успешно пролечившимся пациентам не терять связь с наркологией, периодически посещать психотерапевтические группы, общаться с консультантами. И потом…я категорически против слов «алкоголик» и «наркоман». Если вы заметили, я ни разу не произнес этих терминов. Это люди, сбившиеся с пути, которым нужна квалифицированная медицинская помощь. Что касается алкоголизма, то ВОЗ давно признала это заболеванием, требующим грамотного лечения. И мы с этим солидарны.
В рамках нашего кабинета мы проводим мотивационное консультирование пациентов, уже имеющих наркологические расстройства, а также лиц с высоким риском развития таких расстройств. Мы хотим, чтобы люди обладали полнотой сведений, знали, каким образом можно бороться с нарко- алкопатологией, и понимали, как помочь своим близким встать на правильный путь. В любом случае пациенты, мотивированно прошедшие курс лечения от и до, возвращаются в социум и живут нормальной человеческой жизнью.
Консультирование в кабинете профилактики наркологических расстройств ГБУЗ «КНД» ведут врач психиатр-нарколог и клинический психолог.
Помощь для населения оказывается бесплатно.
Прием осуществляется по адресу: г. Владивосток, ул. 40 лет ВЛКСМ, 19
Тел.: 8(423) 273-48-20