Аккредитация: мифы и реальность
18043
Система непрерывного медицинского образования в России находится в процессе больших перемен. На смену термину «сертификация» пришло иное понятие – «аккредитация». Теперь каждый специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, а один раз в пять лет обязан будет подтверждать свою квалификацию, уровень профессиональных навыков и знаний перед аккредитационной комиссией. Его допуском к ведению практической деятельности станет свидетельство об аккредитации. Нововведения вызывают немало споров в медицинской среде, поэтому корр. портала VladMedicina.ru обратился за разъяснением принципиальных моментов к проректору по дополнительному образованию и аккредитации ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Сергею Лебедеву.
Требование времени
- Сергей Васильевич, еще недавно вы возглавляли Владивостокскую клиническую больницу № 1. Из практиков перешли в теоретики?
- Действительно, я долгое время отдал практическому здравоохранению, но с апреля 2017 года занимаю должность проректора по дополнительному образованию и аккредитации ТГМУ. Пришел в университет с четким пониманием того, что качество оказания медицинской помощи зависит от уровня подготовки кадров, в данном случае, врачебных. Да, оборудование, состояние помещений, механизмы финансирования важны, но все это - инструменты для того, чтобы доктор мог приложить свои знания к спасению и лечению пациентов. Если уровень подготовки медработников не соответствует требованиям сегодняшнего дня, то не поможет никакое ультрасовременное медицинское изделие или аппарат. Так что мое возвращение в альма-матер вполне логично, и та зона работы, которая мне сегодня поручена – дополнительное образование и аккредитация - позволит успешно применить большой багаж опыта практической организации здравоохранения. Раньше итогом последипломного образования, под которым подразумевался полный набор учебных программ, и которые врач должен был пройти уже после допуска к медицинской деятельности, являлась выдача сертификата. Сегодня речь идет об аккредитации.
- То есть сменилось название?
- Поменялся сам базовый принцип допуска к практической деятельности. Как было раньше? Раз в пять лет врач проходил обучение и получал сертификат по определенной специальности, что давало ему право оказывать практическую лечебную деятельность в следующую пятилетку. Сегодня в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, в которых четко прописано: право допуска к практической деятельности теперь осуществляется через процесс аккредитации специалистов.
В чем разница? Сертификат – это свидетельство уровня специалиста. А аккредитация – подтверждение непрерывного роста его профессиональных знаний и соответствие новым задачам, которые стоят в определенный момент. Напомню, еще в 2015 году в Указе Президента России N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» помимо прочих была поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования (НМО). Это стратегия, вектор развития современного здравоохранения. Добавлю, что понятие аккредитации теперь относится ко всем этапам становления врача. Выпускники медицинских вузов проходят первичную аккредитацию, ординаторы – специализированную, а врачи – периодическую.
- Чем вызвана необходимость говорить о НМО на столь высоком уровне?
- Сегодня речь идет о тесной интеграции Российской Федерации в международное сообщество, значит, и врачи должны говорить с зарубежными коллегами на одном языке - как медицинском, так и образовательном. Мы видим, как стремительно меняются подходы в лечении, появляются новые технологии, медикаменты. Конечно, в медицине имеются незыблемые нормы и правила, не меняющиеся десятилетиями и даже столетиями. Однако, согласитесь, нельзя говорить о современном лечении в XXI веке, не используя новейшие подходы! И пять лет по нынешним меркам – длительный период, который концентрирует в себе огромное количество нововведений и открытий в медицинском мире. Как за ними успеть? Принятая стратегия дает четкий ответ: необходимо сокращать время вступления в образовательную программу после получения очередного допуска к профессиональной деятельности, переходить на непрерывные принципы. Да, многие врачи занимаются постоянным самообразованием по собственной инициативе. Но государство подталкивает к тому, чтобы сделать систему НМО обязательной для каждого.
- Что на выходе?
- Гарантия современных знаний и качественного оказания медицинской помощи, высокого уровня навыков и, соответственно, спасение и адекватное лечение больных. Призыв немедленно отметать все сомнения и быстрее входить в систему непрерывного медицинского образования мы услышали и на недавнем I Дальневосточном съезде терапевтов в докладе академика РАН, президента Российского научного медицинского общества терапевтов Анатолия Мартынова. Вопрос начинать НМО или нет - уже не стоит! Сегодня мы работаем над тем, чтобы сделать эту систему простой, понятной и доступной как для медицинских работников, так и для их работодателей – главных врачей ЛПУ, специалистов кадровых служб.
В электронном формате
- Сергей Васильевич, давайте сравним: в чем конкретные отличия сертификации от аккредитации?
- Все прекрасно помнят, как выглядела система дополнительного образования врачей после начала их практической деятельности ранее. Один раз в пять лет они проходили цикл усовершенствования: в разные годы 144 или более учебных часов. Специалист должен был прослушать курс лекций, пройти семинарские занятия, и в целом это занимало месяц или чуть больше. Человек покидал рабочее место, порой дом, семью. Однако с 2016 года в жизнь начала воплощаться новая система, и вот главное изменение: сертификационных циклов раз в пять лет больше не будет. Вместо этого врача-специалиста ждет встреча с аккредитационной комиссией, которая подтвердит высокий уровень знаний и предоставит право практиковать следующие пять лет. Образовательную программу разбили на пять ежегодных коротких циклов или модулей НМО - по 50 часов каждая. При этом 36 часов из них нужно прослушать по достаточно стандартной системе образования, а 14 – составляют всевозможные научные конференции и иные образовательные мероприятия, утвержденные (аккредитованные) с участием экспертов Минздрава. Таким образом, не потребуется «выбывать» из жизни и работы на месяц.
- И все же: не прошел врач аккредитацию…
- Вопрос стоит так: специалист, получивший сертификат после 1 января 2016 года должен войти в систему НМО. Что будет, если он не войдет? Он лишится права деятельности? Нет, конечно. Он пять лет доработает до завершения сертификата, но по истечению этого срока, не пройдя программы пятилетнего непрерывного образования, не будет допущен к аккредитации и, соответственно, практической деятельности. Поэтому ненужные и даже опасные колебания – входить или не входить в систему НМО – через пять лет могут привести к потере профессии. В течение пяти лет все медицинское врачебное сообщество перейдет с сертификации на аккредитацию специалиста.
Чуть более спокойно могут себя чувствовать те врачи, которые получили сертификат до 1 января 2016 года. По истечении пятилетнего срока государство предоставит им возможность пройти классический сертификационный цикл, а потом неизбежно – НМО. Хотя уже сегодня такие специалисты могут по своему желанию зарегистрироваться на официальном образовательном сайте Минздрава РФ и начинать учиться непрерывно.
- О каких конкретных шагах по внедрению системы аккредитации можно говорить уже сейчас?
- Сегодня врачам, особенно тем, кто получил и получает сертификат после 1 января 2016 года, необходимо отчетливо осознать: «что я предоставлю в аккредитационную комиссию «завтра»? Есть ли у меня уверенность, что те модули системы НМО, которые я прослушаю, позволят мне успешно аккредитоваться?» .
Поэтому именно сейчас, сразу после получения сертификата важно сформировать индивидуальную траекторию НМО, которая обеспечит оптимальный профессиональный рост. В этой области проделана огромная работа. Учеными и преподавателями институтов и кафедр Тихоокеанского государственного университета разработаны программы с пятилетним сроком освоения для формирования индивидуальной траектории НМО практически для всех специальностей, которые представлены в медицине Приморья – а это более 60 наименований. Рассчитанные для пятилетнего освоения, от момента получения последнего сертификата до аккредитации, они становятся научно обоснованным навигатором для выбора врачом образовательных модулей непосредственно для его специальности. Для того, чтобы выбрать «свой путь», достаточно зайти на официальный сайт ТГМУ и кликнуть одну из первых иконок в виде красного креста – «Дополнительное образование». Большинство программ уже загружены на сайт, тем не менее список продолжает пополняться, а их подача и содержание - совершенствоваться.
В каждой программе сжато и очень понятно расписан пятилетний план образовательной деятельности. Легко увидеть имена разработчиков и рецензентов, оценить их авторитет в научной и практической среде. Большим плюсом разработок является также сформированный набор модулей системы НМО, призванных усовершенствовать каждую из компетенций, которыми должен обладать специалист согласно федеральному государственному образовательному или профессиональному стандарту. В каком порядке их осваивать, чему уделить первостепенное значение, в какой момент «пятилетки» – решает сам врач, это его индивидуально и добровольный выбор. ТГМУ готов помочь врачам войти в новый этап профессиональной жизни достаточно комфортно.
- Думаю, все же практических вопросов будет немало…
- Государство дает предельно понятный инструмент. Есть сайт Министерства здравоохранения РФ - edu.rosminzdrav.ru, где даны разъяснения и ответы на самые актуальные вопросы. Институт дополнительного образования и аккредитации ТГМУ также открыт для диалога.
Обратной дороги нет
- Ни для кого не секрет, что многие врачи имеют не один сертификат, а два и даже больше. Как же тут быть?
- Совершенно верно. У многих два и более сертификата, например, врача анестезиолога-реаниматолога и организатора здравоохранения. Раньше было необходимо пройти сертификационные циклы по обеим специальностям. Как будет в новой реальности? Мало что изменилось. Просто теперь необходимо сформировать две траектории непрерывного медицинского образования и следовать им. Мы считаем, что теперь станет даже проще: специалист, главный врач ЛПУ и руководитель кадровой службы принимают решение вместе: по каким специальностям врач необходим конкретно этому учреждению. Нужен по двум? Тогда главный врач согласовывает личный график учебы специалиста по нужным направлениям и специальностям. Есть у врача желание пройти другие модули? Тогда он может делать в свое личное время. Возможности выбора чрезвычайно широки.
Этот вопрос позволяет заострить внимание еще на одной важной проблеме - источники финансирования программ непрерывного медицинского образования. Существует три механизма оплаты. Пройти обучение в рамках модуля НМО можно за счет государственных средств (бюджетное финансирование), средств системы обязательного медицинского страхования и на договорной основе (за счет внебюджетных средств ЛПУ или личных средств гражданина).
Вот почему предельно важно, чтобы индивидуальные пятилетние программы обучения обсуждались и согласовывались врачом, работодателем и кадровой службой ЛПУ вместе. Именно это позволит избежать сложностей и трений при ежегодных учебных периодах, а также поможет правильно выбрать источники финансирования.
- Сергей Васильевич, поскольку еще совсем недавно вы выступали со стороны руководителя больницы, то можете оценить, насколько эта система учитывает интересы и возможности врачей, как сделать ее простой и удобной?
- В этом смысле мне повезло, начало внедрения системы НМО я застал, еще будучи главным врачом больницы, отчетливо представляю себе, какие вопросы могут возникнуть у врачей. С этим понимаем и пытаюсь работать на ниве непрерывного медицинского образования.
- Видите ли вы перспективы дальнейшего развития системы НМО?
- Безусловно. И главная перспектива – это современные технологии электронного дистанционного образования. Классические лекции и семинарские занятия, необходимость приехать в аудиторию и слушать преподавателя необратимо уходят в прошлое. Современные технологии дистанционного образования позволяют эффективно получать знания в условиях, удобных слушателю. Конечно, речь идет не просто о видеолекциях. Сегодня ТГМУ активно разрабатывает специализированную платформу дистанционного образования, позволяющую оценить все элементы прохождения модуля с контролем времени, эффективности, уровня знаний и т.п.
За таким образованием будущее! Мы живем в эпоху цифровых технологий, сегодня весь мир так учится.
- Что важно понять каждому врачу в эту непростую эпоху перемен?
- Непрерывное медицинское образование – не сиюминутное желание чиновников разных уровней или профильных вузов, а жизненная необходимость. Сегодня врачебное сообщество начинает все более четко понимать, что система НМО уже начала действовать, и ее никто не отменит. И, конечно, не стоит забывать, что новые требования к повышению профессиональных знаний и навыков направлены, прежде всего, на рост качества оказания медицинской помощи, спасение пациентов!