Нина Горбатюк: будущее медицины - за клеточными технологиями!

6129
Современная медицина, несмотря на огромный технологический рывок, пока не способна победить старость и избавить человечество от ряда социально-значимых заболеваний, которые ежегодно приводят не только к инвалидизации, но и к летальному исходу тысяч заболевших во всем мире. Однако многочисленные успешные исследования в области клеточных технологий как в России, так и за рубежом, позволяют надеяться на решение ранее считавшихся тупиковыми проблем уже в ближайшем будущем. Ежегодно в мире проводятся свыше шести тысяч трансплантаций стволовых клеток пуповинной крови. На сегодняшний день доказана эффективность лечения ими более 80-ти заболеваний.

Применение клеточных образцов донорской пуповинной крови имеет ряд существенных преимуществ в лечении перед аналогичными образцами, полученными из костного мозга и периферической крови доноров. В частности, в том, что они значительно реже приводят к возникновению состояния «отторжения» у реципиента, также нельзя не отметить простоту и безопасность их получения для самого донора.
 
Открывшийся в августе 2014 года, единственный на Дальнем Востоке банк по заготовке и хранению клеток пуповинной крови дал импульс к развитию регенеративной медицины, а значит, и новые возможности для приморского здравоохранения. Как происходит забор, выделение и криоконсервация клеток, сколько это стоит, для чего нужно, и какие перспективы открывает регенеративная медицина для жителей региона, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала заведующая отделением клеточных технологий ГАУЗ «Краевой клинический центр современных видов медицинской помощи»» Нина Горбатюк.

ККЦ СВМП, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Нина Горбатюк
 
Умное оборудование
 
- Нина Георгиевна, Приморский банк стволовых клеток отвечает всем необходимым требованиям к подобным учреждениям?
 
- В полной мере. Мы получили лицензию на данный вид медицинской деятельности в 2014 году, что позволило открыть персональный банк по заготовке, выделению и сохранению клеток пуповинной крови – единственный на Дальнем Востоке. Он оснащен и функционирует в соответствии с международными требованиями к данному виду медицинской деятельности. Наше оборудование и технологический процесс идентичен работающим в этой сфере банкам Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, а также США и стран Юго-восточной Азии и соответствует международному стандарту NetCord (международная организация банков пуповинной крови).
 
Когда принималось решение о его создании, изначальный концепт был создать полноценную систему, позволяющую решать задачи не только по закладке и хранению образцов пуповинной крови и развивать регенеративное направление через трансплантацию клеток в терапевтических целях, но и заниматься исследовательской деятельностью с целью нахождения новых методов лечения.
 
- Сколько инвестировали, и какое задействовано оборудование?
 
- Инвестиции были масштабными - общая стоимость всего оборудования превышает 100 млн рублей. Клетки выделяются не ручным способом, а методом автоматической сепарации на современном оборудовании последнего поколения швейцарского производства «Sepax S 100». Программное замораживание клеточного образца и его размещение в хранилище полностью автоматизировано. Роботизированная система «BioArchive» считывает индивидуальный штрих-код, и «размещает» образец в системе автоматически. Человек только задает параметры программы и помещает образец в специальный контейнер, а замораживает его машина сама по утвержденному протоколу, поэтому какие-либо ошибки исключены.

ККЦ СВМП, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Нина Горбатюк
 
Основным преимуществом данной системы является закрытость процедуры помещения и извлечения образцов из криохранилища, что полностью исключает поступление внешнего тепла к уже находящимся в жидком азоте образцам, так как известно, что даже незначительное повышение температуры приводит к снижению жизнеспособности клеток. А основная цель криозамораживания - максимальное сохранение всех собранных стволовых клеток. При размораживании образца клетки должны быть живыми, ведь именно количество ядросодержащих клеток в приготовленном клеточном образце гарантирует успех последующей терапии. На этом, кстати, и строятся наши взаимные отношения и гарантии с российскими партнерами - банками Самары, Санкт-Петербурга и Москвы.
 
- Как происходит процесс сбора и обработки образцов?
 
- После принятия решения о сохранении клеток пуповинной крови беременная женщина обращается к нам после заполнения всех необходимых документов и вынесения решения врачом акушером-гинекологом об отсутствии противопоказаний для забора пуповинной крови (обычно это происходит после 22 недели беременности). Затем она дожидается периода начала родов, сообщения о наступлении которых поступают нам на круглосуточно работающий номер телефона. Так как мы заранее информированы о том, в каком родильном доме будут происходить роды, наш курьер передает контейнер с необходимым набором для забора в учреждение родовспоможения. Забор пуповинной крови производится квалифицированными специалистами родильных домов, по специально утвержденному протоколу.
 
Собранная кровь будет доставлена к нам в отделение с соблюдением температурного режима в специальном термоконтейнере, температура в котором регистрируется термодатчиком. Его показания распечатываются и хранятся в личном деле донора. Каждый этап заготовки клеточного образца контролируется действующей системой контроля качества, которая соблюдается неукоснительно. После регистрации образцу присваивается индивидуальный штрих-код, по которому он будет заложен в биоархив и заморожен. Хранить образец мы можем столько, сколько это будет необходимо. А главное, гарантируем, что после размораживания клетки сохранят свою жизнеспособность.
 
От частного к публичному
 
- Для кого предназначены услуги криобанка, кто ваши потенциальные клиенты?
 
- Мы лечебное учреждение, а я врач, поэтому предпочитаю говорить пациенты. Для всех жителей Приморского края, Сибири, Камчатки, Сахалина есть уникальная возможность не транспортировать стволовые клетки далеко, в центральные районы России или специально выезжать за рубеж, а сохранить их в банке международного стандарта, во Владивостоке. Экономия собственных средств налицо. Также фактор близости будет важен, когда образец понадобится для лечения, и пациенту не придется ехать за ним в другой конец страны. А помощь можно будет получить на месте, в лечебных учреждениях Приморского края, но при необходимости образец по письменному заявлению владельца будет незамедлительно передан в медицинское учреждение для трансплантации. Поэтому, считаю, что наш банк  – лучшее решение для жителей Дальневосточного региона.
 
- Каков сегодня статус криобанка, и будет ли он меняться?
 
- Пока банк носит статус персонального (частного) учреждения, в котором образец пуповинной крови является собственностью одного человека, но с очень широкими перспективами и возможностями. Сохраняя клетки пуповинной крови, родители обеспечивают своему ребенку долговременную биологическую страховку. На данном этапе пока речь идет о процессе накопления биоматериала, его сборе и хранении. Но мы готовимся к тому, чтобы стать  публичным банком (донорским, общественным) - когда клеточный образец после иммунологического подбора может быть применен другим людям. В данном случае риски осложнений и отторжений в разы ниже, чем при использовании клеток костного мозга или периферической крови.

ККЦ СВМП, Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи, Нина Горбатюк
 
В настоящее время мы работаем над накоплением базы клеточных линий. После накопления определенного количества образцов мы сможем заявить о себе как о публичном банке. Таким образом, каждая беременная женщина имеет право или передать пуповинную кровь своего ребенка для публичного использования, при этом она хранится анонимно и будет передана в лечебный центр для лечения другого человека, либо сохранить ее только для своего ребенка и членов своей семьи. Выбор есть всегда.
 
- А сколько стоит сдать кровь к вам на хранение?
 
- Услуга по забору пуповинной крови и длительному криохранению на сегодняшний день не входит в программу государственных гарантий и оплачивается пациентами из собственных средств. Стоимость услуги определяется многоступенчатым процессом, в который входит не только сам забор пуповинной крови в родильном доме, доставка, выделение и криозаморозка клеточного образца, но и типирование последнего по антигенам гистосовместимости, подсчет количества ядросодержащих клеток, серологические исследования на наличие гемотрансмиссивных заболеваний и бактериологические посевы крови на стерильность. Криохранению подлежат лишь те образцы, которые пройдут все этапы скрининга. Стоимость услуг нашего банка не превышает, а в некоторых случаях и несколько ниже стоимости на аналогичные услуги российских, а тем более зарубежных банков. Я хочу отметить, что принимая решение по сохранению пуповинной крови, вы инвестируете средства в свое здоровье, а значит, и в будущее.
 
- При каких заболеваниях могут применяться клеточные технологии?
 
- Область применения широкая – трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток успешно применяют уже в течение 30-ти лет. Для лечения больных с гематологическими и негематологическими заболеваниями. Это, конечно же, острые и хронические лейкозы, другие онкологические болезни, коррекция состояний после ишемических инсультов, для улучшения состояния больных ДЦП, при сахарном диабете, травмах, ожогах, рубцах, генетических нарушениях, болезнях Паркинсона и Альцгеймера. Здесь, как при лечении любого заболевания, главное – сроки, в которых оно начато. Чем раньше, тем выраженнее будет результат. Клеточные технологии теоретически могут применяться при лечении (коррекции) любых заболеваний (состояний), требующих запуска процесса регенерации. Т.е. там, где происходит сбой, и какие-то клетки гибнут, перестают формироваться или правильно функционировать под воздействием разных факторов и причин.
 
Ближайшее завтра медицины
 
- А как насчет выращивания искусственных органов?
 
- Наука шагнула очень далеко, в частности, в создании с помощью клеточных технологий искусственных органов. Конечно, это не в чистом виде, к примеру, трахея, а определенный матрикс, на основу которого интегрируются стволовые клетки. Они, вследствие такого свойства, как дифференцировка, самовоспроизводятся и образуют необходимую ткань. Специалистам известны механизмы регуляции и остановки их роста, стволовые клетки запускаются и тормозятся определенными белками. Люди нуждаются и в искусственной коже, и в искусственных органах – к сожалению, многие пациенты не дожидаются трансплантации. И здесь регенеративная медицина действительно может стать настоящей панацеей, и я верю, что это наше ближайшее завтра.
 
Мы оснащены оборудованием, в том числе и для исследований в области создания искусственных органов. Много лабораторий занимается проектами по созданию искусственной кожи и лечению с помощью клеточных технологий тяжелых ожоговых состояний. И мы планируем принять участие в данных проектах. Не нужно забывать и о красоте - клеточные технологии открывают широкие возможности для их применения в косметологии. Кожа является самым быстрым и наглядным показателем старения, а сегодня все ведущие мировые научные центры работают на то, чтобы остановить процессы старения и даже обратить их вспять. Клеточные образцы пуповинной крови уже очень хорошо зарекомендовали себя в эксперименте, а значит - не за горами и создание практических протоколов, которые мы сможем внедрять, используя наши образцы.
 
- Нина Георгиевна, поделитесь, пожалуйста, планами на ближайшую перспективу.
 
- Мы готовимся к реализации крупного совместного проекта с Самарским центром клеточных технологий и московским «КриоЦентром» по применению стволовых клеток пуповинной крови для лечения пациентов с детским церебральным параличом. В настоящее время идет изучение  соответствующих методик, которые были разработаны нашими коллегами и разрешены к применению на территории РФ. Хочется отметить, что и в России, и в мире уже получены потрясающие результаты по лечению и коррекции детей больных ДЦП.
 
- Как вы оцениваете потенциал клеточных технологий?
 
- Медицина давно озаботилась ключевыми и пока неразрешимыми вопросами – как продлить жизнь человека и снизить рост (смертность) от таких заболеваний, как рак, сахарный диабет, инсульты. Но вот чудо – таблеток  не существует, а реальные результаты по их лечению с помощью клеточных технологий уже есть. Пока многие из них носят экспериментальный характер, но совсем скоро войдут и в практическую сферу медицины. В Приморском крае данными научными исследованиями занимаются ДВФУ и ТГМУ, с которыми мы имеем совместные планы по сотрудничеству.

За клеточными технологиями – будущее. Они основаны на доказанных биологических законах. Относиться к ним можно по-разному, но это не отменяет факт их существования, а значит, результаты обязательно будут. Я в это верю!


 


  Рейтинг: 4.93, Голосов: 14



Поделиться
6129
Личный кабинет