Врач и педагог
5121
Больше 25 лет в практической медицине и почти 15 лет в педагогической деятельности. Полученный огромный опыт преподаватель педиатрии Уссурийского медицинского колледжа Приморского края, обладатель почетной грамоты Министерства здравоохранения РФ Наталья Лисица передает студентам. Она любит дело, которым занимается, гордится своими коллегами и учениками и считает, что ей в жизни очень везет на хороших людей.
Мечта детства
Наталья Андреевна только со временем стала преподавателем клинических дисциплин, но то, что будет медицинским работником, она знала, как говорят, с младых ногтей.
- У меня с раннего детства не стоял вопрос, кем я буду, - рассказывает Наталья Лисица. - Хотела быть врачом. Может быть, мечта родилась после того, как в три года я героически переболела пневмонией и перенесла все инъекции, а через некоторое время познакомилась в детской консультации города Артема с замечательным врачом Тамарой Ефремовной Суровой - заведующей этого учреждения. Она потом оказалась мамой моей одноклассницы.
Небольшие колебания в выборе будущей профессии возникли в 9-м классе. Я думала, может быть, мне стать учителем. А еще хотела быть геологом, прыгать с парашютом, ездить на лошадях. И все-таки детские мечты перевесили. И еще на мое решение повлияли книги. С детства в моей памяти запечатлелась одна из них, там было изображение ослика и девочки со светлыми косами. Девочку звали Светлана, и она была фельдшером. А потом был талантливый хирург Володя Устименко из трилогии писателя Юрия Германа. Все девушки тогда зачитывались этими книгами. Также мне очень нравилось произведение Викентия Вересаева о холерных бунтах в Поволжье.
И еще я почему-то представляла себе свою будущую семью: поздний вечер, все спят, а я сижу под ночником и что-то пишу. Почти так и вышло.
В тесноте, да не в обиде
У меня не было сомнений, куда поступать - только на педиатрический факультет Владивостокского медицинского института. Я очень стремилась, занималась, и на вступительных экзаменах в 1973 году набрала 18 из 20 возможных баллов. Со мной вместе из моей школы №1 города Артема в медицинском институте учились еще несколько девочек. Практически со всеми поддерживаю отношения до сих пор.
Вскоре после поступления нас послали в колхоз села Новопокровка Красноармейского района. Там мы очень сплотились. Жили в бараке, спали на нарах. Нам порекомендовали взять с собой наматрасники, которые мы набивали сеном. Лежать было мягко, но очень тесно, поэтому спали на одном боку, а потом дружно по команде переворачивались на другой.
И еще после первого курса в составе девичьего стройотряда «Ассоль» ездили работать в село Сиваковка Хорольского района. Выполняли штукатурные работы в строящихся двухэтажных коттеджах. После чего мне присвоили квалификацию «штукатур-маляр второго разряда».
Между работой и учебой
- Я всегда любила учиться, хотя это и было нелегко. У нас была высшая математика, проходили более глубокий курс физики, биологии, пять видов химии. Несмотря на сложности, мыслей уйти из института никогда не возникало. Наверное, потому что слишком хотела стать врачом. Домой с подружками уезжали в субботу после занятий, везя с собой тяжеленные сумки с учебниками. На выходных нужно было продолжать изучать анатомические атласы, переводить тексты на английском языке в пять тысяч знаков, конспектировать исторические источники классиков марксизма и современных политических деятелей того времени.
Во Владивостоке первые полтора года с двумя девочками из моей школы снимали квартиру в цокольном этаже небольшого жилого дома на улице Гоголя. Она представляла собой помещение в девять квадратных метров с печкой и дверью, выходящей сразу на улицу.
Потом жили вчетвером в комнате на улице Хабаровской. Ее сдавала медсестра, и она многое о себе рассказывала. 16-летней участвовала в войне, была техником, заправляла самолеты в Симферополе.
С середины третьего курса из 14 девушек организовали женскую группу строителей-отделочников. Мы учились только с утра у лучших преподавателей, а во второй половине дня выполняли отделочные работы в новом общежитии педиатрического корпуса, где нам и дали комнату.
Хорошие люди – по судьбе
- Практику проходили во Владивостоке и в поселке Тихоокеанском (сейчас - город Фокино, авт.), где работали в госпитале. Принимали роды. Некоторые рассказывают, что это страшно, неприятно. А для меня это было как сказка, как чудо - удивительно и радостно.
Во Владивостокской детской поликлинике, куда нас направили на практику после пятого курса, на моем участке не было доктора. Многому научила медсестра. На вызовы, чтобы поддержать друг друга, первые дни ходили с подругой: сначала на ее участок, потом - на мой.
Во время распределения в медицинском институте находился представитель администрации железнодорожной больницы Уссурийска Александра Яковлевна Лазарева. И она нас с мужем пригласила работать к себе в больницу.
В больнице проработала 23 года, преимущественно в инфекционном отделении, там же проходила интернатуру. И еще работала врачом-инфекционистом в детской поликлинике железнодорожной больницы и немного - в соматическом отделении. Моими учителями были Александр Брониславович Квачинский и Лариса Сергеевна Ковтун. Вообще, мне в жизни везло на хороших людей. В нашем инфекционном отделении работали замечательные медицинские сестры, на которых всегда можно было положиться и у которых мы, молодые врачи, тоже учились. Я благодарна всем тем людям, с которыми меня свела судьба. Я знаю, что они всегда поддержат в трудную минуту.
Прежний руководитель железнодорожной больницы Любовь Городилова предложила создать в детской поликлинике комсомольско-молодежный коллектив. И хотя прошло уже много лет, основной его костяк так там до сих пор и работает. Сама Любовь Анисимовна была строгим главным врачом. Когда сдавали отчеты после дежурств, всегда волновались. Она очень скрупулезно проверяла истории болезней и тоже многому нас научила.
Преподавание и практика
- В 2002 году прежний руководитель Уссурийского медицинского колледжа Валентина Викторовна Алатарцева предложила мне перейти работать преподавателем в этом учреждении. Какое-то время я совмещала преподавание с работой в частных клиниках. А в последние годы сконцентрировалась исключительно на обучении студентов.
Я, как только перешла в колледж, сразу поняла - если преподаешь клиническую дисциплину, важно иметь постоянную практику. Да, совмещать трудно, не так просто перестраиваться, но это необходимо. И хотя сейчас не занимаюсь практикой, все равно связана с теми, кто непосредственно работает в медицине. Регулярно посещаю конференции, общаюсь с врачами и узнаю много нового.
Кто-то может сказать, что докторам приходится говорить меньше, чем педагогам. Я не согласна с этим утверждением. Ведь нужно и мамочке все объяснить, и с ребеночком контакт установить. Когда я работала в поликлинике, на моем участке был детский сад, который тоже курировала. А там регулярные беседы с родителями и воспитателями. А еще конференции в больнице. Даже если сначала и боялась аудитории, то потом ее полюбила. И сейчас мне хочется рассказывать молодежи все, что я знаю.
Работа в радость
Мне нравится работать с ребятами. Со многими выпускниками до сих пор поддерживаю отношения. Бывает, идешь в больницу по необходимости и видишь там знакомые лица бывших учеников. Это очень приятно. Наши бывшие студенты звонят, рассказывают о себе, обращаются за советами. И с детками приходят в гости, чтобы показать малышек, если вдруг они заболели.
Нередко дети поступают в колледж, а потом боятся трудностей. Мне кажется, что многие ребята, особенно которые пришли после 9-го класса, не настроены учиться. Даже сопротивляются обучению. Но, конечно, больше тех, которые стремятся к знаниям, внимательно слушают и впитывают информацию.
Раньше у нас каждое практическое занятие проходило в детской больнице, находившейся в центре города. Проводили опрос, разбор темы, а потом шли к пациентам. Сейчас больницу перенесли на окраину Уссурийска, и ездить туда каждый день стало сложно. Тем не менее, мы регулярно ее посещаем. Считаю, что клинические дисциплины нельзя постигать в кабинете, и на куклах медицине не научишься. Все равно надо видеть больных, разговаривать, слушать.
- Все наши преподаватели - и молодые, и опытные - увлечены своим делом. У нас замечательная цикловая методическая комиссия клинических дисциплин. Здесь и хирурги, и терапевты, и педиатры. Я люблю всех наших докторов, и рада, что мы вместе.