Пациент и гражданин
Нередко с нами — простыми смертными — случается так: приболел, затемпературил, отлежался пару дней, вышел на работу и (такое тоже часто случается) только затем уже озаботился получением полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). Ситуация неправильная как с точки зрения отношения к своему здоровью, так и с юридической точки зрения. Но, помимо права на получение первичной медико-санитарной помощи, у гражданина есть еще и обязанности. Их российский закон прописывает подробно и доступно специально для тех, кто привык лишь требовать от регистратора, медсестры, врача… государства.
Эгоистичный подход пациента к системе здравоохранения необходимо менять, уверены в КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 1». Менять, как меняется сама поликлиника, следуя веяниям времени. Позитивные изменения в этом городском лечебном учреждении налицо, и происходят они в первую очередь на благо простого человека. Ответная реакция гражданина - в данном случае в виде простого изучения своих обязанностей — стала бы, наверное, лучшей благодарностью для работников здравоохранения. А просят ведь доктора совсем о малом — грамотно прикрепиться к своей поликлинике. От этого напрямую зависит и качество получаемой помощи, и благосостояние ЛПУ, которое эту помощь оказывает.
Порядок и оказание
По словам заместителя главного врача Владивостокской поликлиники № 1 Ирины Горбуновой, у определенной части населения сложилось неверное представление о том, что, имея на руках полис ОМС, можно ходить к врачу в любой части города, в любое время, в общем, делать это, как тебе заблагорассудится. Некоторые бабушки готовы ездить на прием во Фрунзенский район Владивостока с железнодорожной станции «Садгород» или даже (внимание!) с автобусной остановки «Подгороденка» — лишь бы по проторенной дорожке.
- В 2012 году закон «Об обязательном медицинском страховании» претерпел изменения, - пояснила корр. портала VladMedicina.ru Ирина Георгиевна, - и право выбора лечебного учреждения полностью перешло гражданину. Сегодня нужно просто оформить полис ОМС, понять, какую поликлинику удобнее посещать, исходя из координат «дом-работа», и следующий обязательный шаг - уведомить о своем намерении наблюдаться в выбранном ЛПУ его администрацию.
Другими словами нужно выделить драгоценных полчаса-час-полтора своего времени, чтобы прийти в регистратуру и написать заявление на прикрепление для оказания первичной медико-санитарной помощи. Такой правильно прикрепленный пациент в будущем избавит себя от лишней суеты и нервотрепки в попытках доказать, что он полноправный гражданин своего государства. Полноправный в данном случае — хорошо знающий права и понимающий свои обязанности.
Еще одна важная деталь, которую настойчиво просят учитывать врачи. В процессе оформления человеку необходимо понимать, что прикрепляется он не к эндокринологу, лору или хирургу, а к участковому врачу-терапевту, в общем, к терапевтической службе. И только этот специалист как своеобразный арбитр решает судьбу пациента: куда его направлять далее, кто займется обследованием и лечением.
- Поймите, для нас это жизненно важно, - аргументирует Ирина Горбунова. - Пациенты почему-то этого не понимают и не читают строчку в законе. Очень удивляются, когда им объясняют, что они не прикреплены на медицинское обслуживание. А мы без проблем можем проверить его полис, выяснить, куда «прикреплен» гражданин. Ведь когда лечебное учреждение получает заявление от пациента, вся информация о нем направляется в страховые компании и территориальное управление Фонда обязательного медицинского страхования. Основываясь на полученных данных, специалисты ТФОМСа, рассчитывают финансирование на этих людей. А в случае, когда неграмотные и, скажем так, равнодушные к подобным нормам горожане просто оформляют полис и забывают про него на долгое время, поликлиника лишается этой части доходов. Лечебное учреждение, таким образом, не может рассчитать ставки медперсонала и расходы на медикаменты - сетует заместитель главного врача КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 1».
Частота реакции
Другая норма, прописанная в федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании», возможность смены поликлиники. Естественно, человек вправе сменить постоянное место получения первичной медико-санитарной помощи. Но! Читаем закон внимательно… Сделать это можно не чаще, чем раз в год и только в определенных серьезных случаях: в частности, при смене фамилии или переезде на новое место жительства. То есть повод должен быть очень весомым, а пространное - «я не доверяю этому специалисту» - таковым являться не может.
Такое незнание закона, конечно, освобождает человека от ответственности — нет в России принятой системы штрафования недобросовестных пациентов, но вот что-что, а натурального хаоса в атмосферу приема больных в здании поликлиники это определенно добавляет.
- Чтобы открепиться от лечебного учреждения, заявление писать не нужно, - поясняет Ирина Горбунова. - Так устроен документооборот, что, написав однажды заявление на прикрепление, человек больше не должен переживать по этому поводу. Информация о нем оперативно вносится в единую базу данных, в случае «открепления» гражданину нужно лишь устно уведомить работника регистратуры о своем решении. Дальше все делает ТФОМС. Кстати, напомню, что заявление о прикреплении к терапевту по закону должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней. По большому счету, нашего законного пациента эти вопросы совсем не должны беспокоить. Поликлиника в случае соблюдения всех норм и правил самим гражданином, должно изыскать возможность прикрепить его для оказания медпомощи. Повторюсь, речь идет о зарегистрированных или работающих на нашей территории людях.
Конечно, рассказывают врачи, бывает и такое, что прикрепленный к другому учреждению человек заболевает внезапно, но географически оказывается близко к чужой поликлинике. Он объясняет ситуацию и просит помочь. Его, естественно, никто не бросит на улице, пациенту обязательно окажут неотложную помощь, но это совершенно не значит, что в будущем он должен поступать так постоянно. Есть утвержденный законом порядок, и стоит его придерживаться ради сохранения собственного здоровья.