Лицом к человеку

2649
Современные поликлиники сегодня не могут и не должны оставаться в узких амбулаторных рамках, обслуживая пациентов на «потоке» и оказывая им первичную медицинскую помощь без оглядки на социальную составляющую своей работы. Она – не менее важная часть благородной миссии врачей по спасению жизней и сохранению здоровья людей. Экономическая нестабильность, потеря жизненных ориентиров, да и сами вызовы времени диктуют необходимость рассматривать проблемы городского жителя в комплексе.

В настоящее время многим требуется не только и не столько  медицинская помощь, но и социальная поддержка, искренняя забота и участие в решении их проблем. Именно по этому пути пошли во Владивостокской поликлинике №3, введя в штат отделения профилактики должность клинического психолога и социального работника, и получив полное право называться пионерами подлинной социализации медицинской помощи в первичном звене дальневосточного региона.  
 
Достойная кандидатура
 
Идея развивать социальное направление в третьей поликлинике принадлежит заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Владивостокской поликлиники №3 Маргарите Назаровой:

Владивостокская поликлиника №3, Евгений Корчак, Маргарита Назарова
 
- При дефиците врачебных кадров, и в частности терапевтов (со слов министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой до 40% по стране), передаче оказания неотложной помощи на первичное звено выявлено, что ряд вызовов бригады неотложной помощи и участковых терапевтов на дом носят социальный характер и не требуют высококвалифицированной врачебной помощи. Замещение этой помощи социальным работником и фельдшером оправдано. Оправдано и активное внедрение клинического психолога, который помогает пациенту изменить свое отношение к болезни, а в некоторых случаях и полностью ее ликвидировать, т.к. зачастую болезнь бывает «надумана» психологически.
 
Роль и значение этих специалистов трудно переоценить – сегодня к третьей поликлинике прикреплено более 47 тысяч жителей, из них свыше тысячи получают льготное лекарственное обеспечение. Это люди с ограниченными физическим возможностями, участники боевых действий, которым психологическая помощь и социальная поддержка требуются прежде всего. 
 
К счастью, достойного кандидата на ответственную позицию социального работника долго искать не пришлось. Им стал Евгений Корчак, пять лет посвятивший поликлинике №3 в качестве маркетолога. И все это время, он, в частности, вел и продолжает вести социальное направление, прекрасно знает специфику работы изнутри. Теперь данный аспект деятельности ЛПУ полностью легализован, тем более Евгений Викторович соответствует всем квалификационным требованиям и получил высшее образование по специальности «социальный работник».

Владивостокская поликлиника №3, Евгений Корчак, Маргарита Назарова
 
- На самом деле, активная социальная работа в поликлинике ведется не первый год – просто сейчас мы расширяем и формализуем данное направление, - поясняет Евгений Корчак. – У нас есть маломобильные группы граждан, которым я вместе с фельдшером развозил и развожу лекарства, много беседую с ними, обеспечиваю информационное сопровождение нашей деятельности – диспансеризации, прививочной кампании. Важно, что у нас налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с ответственными организациями – Приморским обществом инвалидов, обществом слепых.
 
Забота от сердца и души
 
Отдельное направление – работа с ветеранами и приравненными к ним лицами. Всех их социальный работник знает в лицо, хорошо осведомлен, кто и как живет, чем болеет, и какая именно помощь им требуется. Это форма настоящей опеки и заботы, выходящая за рамки сухих должностных обязанностей и идущая от сердца и души.
 
- Если в обществе инвалидов возникает какая-то проблема, они могут напрямую обратиться к нам, - акцентирует Евгений Викторович. – Это те люди, которые действительно нуждаются в социальной защите, им приходится очень непросто. А мы должны со своей стороны сделать все возможное, чтобы они могли жить полноценной жизнью и ни в чем не нуждались. Кстати, это сегодня и приоритетное направление внутренней политики нашей страны. Буквально на днях российский президент обратился с призывом бросить все силы на поддержку инвалидов, обеспечение достойного уровня их жизни и поднятия силы духа. Именно этим мы и занимаемся.
 
У нас есть список инвалидов I группы, это порядка ста человек, которым уделяется первоочередное внимание. Конечно, им стараются помогать родственники, но все же этого недостаточно. Они работают, им нужно содержать семьи, и хватает собственных забот. Родным не всегда удается прийти вовремя в поликлинику, записать на прием к врачу, получить рецепт. И мы этот пласт обязанностей берем на себя. Бывает, что рецепт дали, а в аптеке нужного препарата уже нет. Поэтому здесь крайне важна оперативность для своевременного обеспечения инвалидов необходимыми лекарственными препаратами. Родственнику сначала нужно прийти к доктору, который выписывает рецепт, потом его требуется заверить, после этого – успеть в аптеку.
 
Гражданский долг
 
По словам Евгения Корчака, его задача заключается в том, чтобы заменить на данном этапе родственника инвалида:
 
- Так гораздо быстрее и удобнее – людям не нужно стоять в очередях и тратить свое время, мы все сделаем сами. Я лично собираю рецепты, заверяю их, сам еду в аптеку, приобретаю нужные лекарства и доставляю их пациентам прямо на дом. Также мы разработали бланки информационных согласий или отказов на получение медико-социальной услуги. Я плотно занимаюсь этим направлением последние полгода, и хочу отметить воспитание и скромность этих людей. Казалось бы, они и так находятся в неравном социальном положении по сравнению со здоровым населением и имеют полное право даже не просить, а требовать подобного рода услуг, кстати, декларируемых Конституцией РФ и социальной политикой государства. А они говорят: нам так неудобно, что вы столько времени и внимания нам уделяете…
 
Это очень трогательно, и  я стараюсь мягко и доступно объяснить, что это не просто наша работа и необходимая «медицинская» обязанность, а человеческий и гражданский долг. Это действительно правильная и нужная услуга. Кстати, не все инвалиды осведомлены о сроках переосвидетельствования свой инвалидности, поэтому, когда этот срок подходит, мы обязательно им сообщаем. В противном случае они потеряют свой статус и право на дополнительное лекарственное обеспечение. Вдобавок это освидетельствование мы полностью и обеспечиваем – составляем и стыкуем индивидуальные графики сдачи анализов, прохождения обследований, приема узких специалистов.   
 
Медицина с человеческим лицом
 
- В настоящее время проблемам инвалидов Минздрав уделяет самое пристальное внимание, - отмечает Маргарита Назарова. – Мы работаем с ними по участковому признаку, и участковые терапевты бережно ведут этих пациентов и фактически знают о них всё – где проживают, когда заболели, как себя чувствуют в настоящий момент, какие анализы сданы и какие результаты получены. Мы им постоянно звоним, напоминаем о необходимости прийти на консультацию, пройти обследование. И наш социальный работник выезжает к ним в составе мобильной бригады поликлиники, совместно с врачом и фельдшером, чтобы улучшить качество обслуживания данной категории пациентов. Кроме того, мы ведем активную разъяснительную работу с пациентами по поводу получения высокотехнологичной медицинской помощи – к какому нужно прийти врачу, какие сдать анализы, и в какие сроки подать необходимый пакет документов.
 
Кстати, 6 и 7 октября во Владивостоке состоится первый Азиатско-Тихоокеанский саммит социальных работников. Тема масштабного международного форума будет звучать так: «Социальная ответственность: пути достижения социального благополучия общества». В программе мероприятия запланированы семинары, дискуссионные площадки, на которых российские и зарубежные специалисты обсудят совместные проекты и обменяются полезным опытом.
 
Поэтому вполне закономерно, что в форуме примут участие Маргарита Назарова и Евгений Корчак не только как носители идеи развития социального направления в амбулаторном звене, но и в качестве ее активных популяризаторов и непосредственных исполнителей в конкретном лечебном учреждении.
 
Таким образом, сегодня для маломобильных граждан в третьей поликлинике созданы все условия для комфортного приема: входы оборудованы пандусами, площадка – специальными парковочными местами. При этом свои проблемы пациенты с ограниченными возможностями могут решить в кабинете доврачебной помощи, расположенном на первом этаже. Туда приглашаются нужные специалисты, что избавляет от необходимости подниматься на второй или третий этажи. Также в поликлинике ведутся стационары на дому. Но главное даже не это. Техническое обеспечение удобств – лишь внешняя, видимая часть «айсберга». А фундамент и основа – теплое и заботливое отношение к инвалидам и ветеранам, живое участие в их судьбе, искреннее желание и реальные возможности облегчить им жизнь. Другими словами, все то, что можно честно назвать медициной с человеческим лицом.

 


  Рейтинг: 5, Голосов: 26



Поделиться
2649
Личный кабинет