Вытаскивая людей с того света
Заведующий отделением неотложной наркологической помощи Краевого наркологического диспансера (КНД) Приморья, к.м.н., врач психиатр-нарколог высшей категории Владимир Самович большую часть своей жизни посвятил работе. Стараниями Владимира Викторовича и его подчинённых многие и многие пациенты получили шанс начать всё с чистого листа, избавившись от пагубных зависимостей.
У истоков наркологической службы
Владимир Самович работает в наркологическом диспансере с 1979 года. В медицину пошёл не случайно – мать хирург, она и повлияла на выбор профессии. Учился будущий заведующий отделением неотложной помощи КНД хорошо, при этом уделял время и другим своим интересам – занимался альпинизмом, участвовал в туристических слётах, вел активную общественную работу в комитете комсомола.
- Учиться в медицинском тяжелее, чем в других высших учебных заведениях, - делится Владимир Викторович, - Требований к студентам предъявляют гораздо больше. Наши друзья из других вузов рассказывали, что могли дотянуть до последнего курса, имея долги ещё за первый или за второй. В медицинском это просто немыслимо – или ты сдал, или вылетел. Жить от сессии до сессии тоже не получится – практически каждый день устраивается письменный или устный опрос с вынесением оценок. Если что-то не сдал – приходишь и отрабатываешь в неурочное время.
Интерес к наркологии у Владимира Самовича возник после посещения лекции профессора Леонида Яцкова. Окончив университет, пошёл в интернатуру, которую сначала проходил в психиатрической больнице, а потом перешёл в Краевой наркологический диспансер, который только-только открылся. Фактически Владимир Викторович знает наркологическую службу с истоков, когда её впервые выделили в отдельное направление из психиатрической службы.
Неотложное отделение – на передовой
Владимир Викторович стал заведующим отделением неотложной помощи КНД почти сразу после окончания интернатуры. Коллектив диспансера сплочённый, увлечённый своей работой, большинство сотрудников, пришедших сюда работать, остались в нём навсегда, несмотря на то, что контингент больных крайне тяжёлый.
- Отделение неотложной наркологической помощи работает круглосуточно, - объясняет врач. - К нам поступают пациенты в тяжёлом состоянии, часто их привозят без одежды, без документов, и люди даже не помнят своего имени. Мы проводим детоксикацию, затем курс восстановительного лечения. В этот период с пациентом активно работают психолог, психотерапевт, специалист по социальной работе, чтобы больной согласился продолжить лечение и мог победить зависимость. Если это удаётся, то в зависимости от уровня его реабилитационного потенциала (насколько он вообще адаптирован в обществе), пациент продолжает лечение либо в отделении краткосрочной реабилитации (Гоголя, 35), либо в отделении социальной и медицинской реабилитации (Успенского, 72). Последнее, как правило, касается больных, потерявших социальную опору, у которых нет родственников, нет работы, нет постоянного места жительства.
Такому пациенту восстанавливают документы, через некоторое время трудоустраивают, причём с перспективой получения общежития, по которому можно будет получить регистрацию. После этого его выписывают из стационара, и он наблюдается амбулаторно.
Социализировать пациента
Владимир Викторович также занимается научной деятельностью, ещё в 1994 году защитил диссертацию «Наркологическая патология у мигрантов в Приморском крае». Кроме этого, опубликовал 64 статьи в различных медицинских изданиях.
Свой отпуск заведующий отделением неотложной помощи раньше всегда проводил активно. При диспансере была туристическая организация, сотрудники регулярно отправлялись в походы по Приморскому краю, и не только – в своё время прошли с рюкзаками за спиной по Средней Азии. Сейчас в походы Владимир Самович уже не ходит, но тяга к путешествиям осталась – он объездил почти всю Европу, был в Израиле, Египте, Турции, Таиланде.
Зав. отделением помнит систему лечения наркологических больных, существовавшую ещё при Советском Союзе. Свои плюсы и минусы есть везде, но главное преимущество советского времени в том, что тогда в борьбе за здоровье зависимых активно участвовали как официальные органы, так общественные организации. С бедой помогали справиться всем миром.
- За годы многое изменилось, - рассказывает доктор. - Раньше, в советское время, наркологические отделения открывались при крупных предприятиях. Очень грамотная система, я считаю. Нужно ведь не только лечить пациента от заболевания, чтобы он оставался трезвым. После того, как он выходит из тяжёлого состояния, он должен социализироваться, то есть наладить отношения в семье, устроиться на работу, и как раз на заводах такие люди и работали. Утром – в цех, вечером – в отделение, где проводилось лечение. С одной стороны, человек занят, с другой – он уже начинает получать зарплату, и может потом официально трудоустроится. И потихоньку пациенты возвращались к нормальной жизни.
Либо чёрное, либо белое
- Я бы не сказал, что работать с пациентами диспансера как-то чересчур тяжело, - признаётся Владимир Викторович. - Но, наверное, это уже больше дело привычки. В любой специальности есть свои трудности, и у нас они есть. Бывает, что наши пациенты вновь попадают в наркодиспансер. Наркологическая патология – это хроническое заболевание, от которого нельзя полностью излечиться. Оно остаётся на всю жизнь. Любая зависимость – это психическое заболевание, патология воли, патология влечения. Человек понимает, что употреблять наркотики – это плохо, но, несмотря на то, что ему становится хуже и хуже, не может остановиться. Некоторые наркозависимые понимают, что из-за пагубной привычки у них рушится вся жизнь, и делают так называемый «золотой укол» (вводят огромную дозу наркотика и умирают). Человек боится, что мешает всем своим родным, он чувствует, что всё летит под откос, и в какой-то момент говорит себе: «Я не хочу так!», а по-другому уже не может.
Зависимость - это тяжёлое заболевание. И как при любой болезни здесь могут быть ремиссии и рецидивы. У наших больных ремиссия может быть пожизненной. Одна из моих выписных групп недавно праздновала 10 лет трезвости. Все 10 лет – ни капли. Здесь всегда так - либо чёрное, либо белое - либо ты перестаёшь употреблять совсем, либо сорвёшься и вернёшься к своему прежнему состоянию. Значительная часть больных, прошедших реабилитационный курс, навсегда возвращаются к нормальной жизни - восстанавливают отношения в семье, успешно работают, учатся, получают удовольствие от каждого трезвого дня.
Многие из пациентов отделения имеют криминальный опыт. Но отношение к медицинскому персоналу достаточно хорошее, люди, поступившие на лечение, понимают, что здесь их буквально вытаскивают с того света. Бывает в какой-то момент в силу, с одной стороны, своего социального прошлого – судимости, с другой стороны, в силу заболевания - какая-то вспышка агрессивности. Больной может нагрубить, полезть в драку – правда, потом, когда угомонится, будет долго извиняться.
Многие пациенты впоследствии благодарят, мне неоднократно приходилось слышать примерно следующие слова: «Спасибо, что вы оказали мне помощь, иначе бы я погиб».