Уступи дорогу «скорой»!

3050

Станция скорой медицинской помощи г. ВладивостокаПочти каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда в зеркале заднего вида возникала машина скорой помощи с включённой мигалкой, сопровождаемая воем сирены. Когда «скорая» едет на вызов, счёт идёт буквально на минуты, ведь на кону может стоять жизнь человека. Стоит ли пропускать в таком случае машину бригады СМП? С моральной точки зрения ответ очевиден – конечно, да. Однако в ПДД нет однозначных указаний на то, как именно следует пропускать спецтранспорт. Неоднократно возникают ситуации, когда автолюбители не спешат обеспечить «скорой» беспрепятственный проезд, и она застревает в плотном потоке машин. Водитель бригады интенсивной терапии КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» Андрей Соц рассказал, с какими трудностями приходится сталкиваться на дорогах во время каждого вызова.

Неоднозначность ПДД и «глухие» водители

Андрей Викторович работает водителем СМПуже десять лет. Сначала возил детей – работал в педиатрической бригаде, два года назад перешёл в бригаду интенсивной терапии. Основной профиль БИТ-бригады – наиболее тяжёлые вызовы, то есть ДТП, падения с высоты, инфаркты, ножевые ранения. Здесь как нигде очень важна скорость – чем раньше приедешь, тем лучше. Но в условиях владивостокского движения так получается не всегда.

- Почти на каждом вызове сталкиваюсь с тем, что кто-то не пропускает, - рассказывает Андрей Соц. - Хотя водитель обязан предоставить беспрепятственный проезд спецтранспорту, у которого включены проблесковые маячки и звуковая сирена. На деле же пока не «упрёшься» в машину, она не отъедет в сторону. Порой создаётся ощущение, что за рулём сидит глухой, потому что он не обращает на «скорую» никакого внимания, хотя вой сирены очень сложно не услышать. Часто бывает, что отъезжают в сторону, но недостаточно для того, чтобы можно было проехать. Машина «скорой» большая, зеркала широкие, боишься задеть.

Сложность в том, что правила дорожного движения нельзя трактовать однозначно. В пункте 3.2 указано, что водители «обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда». При этом «уступить дорогу» означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

По идее, следуя правилам, водитель при приближении машины скорой помощи должен «не начинать движение» (если стоял), «не возобновлять» (если до этого остановился), «не продолжать движение» и «не осуществлять какой-либо маневр». Про то, что нужно освободить полосу для проезда спецтранспорта, ничего не говорится. «Скорая» в таком случае должна двигаться «шажками», постоянно перестраиваясь с одной полосы на другую, а водители уступать, позволяя совершить маневр.

Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

В реальности же в условиях узких улиц и постоянных заторов такой способ движения фактически невозможен. И даже при нормальной дорожной загруженности времени он будет занимать гораздо больше. Поэтому уже давно закрепилась привычная всем практика – при приближении «скорой» перестраиваться на соседнюю полосу. Конечно, можно этого не делать, ссылаясь на то, что в ПДД это не прописано. Однако стоит ли заниматься придирками, когда своими действиями можно поставить под угрозу жизнь и здоровье человека?

С точки зрения закона бояться почти что нечего, если вы не пропустите машину спецтранспорта и вашу вину докажут, штраф составит всего 500 рублей. Только помните, что в следующий раз, возможно, «скорая» будет ехать уже к вам или вашим родственникам.

На помощь по встречной полосе

Выполняя неотложное служебное задание, водители спецтранспорта могут отступать от некоторых требований ПДД. Иногда таких уступок оказывается недостаточно, и приходится и вовсе идти наперекор правилам.

- Довольно часто приходится выезжать на встречную полосу, - делится Андрей Викторович. - По идее, так делать нельзя, даже с включённой сиреной и проблесковым маячком. Но когда дорога узкая, и машины стоят в пробке без движения, никуда не денешься. Приходится отступать от правил, иначе не проедешь. Ещё одна сложность возникает из-за парковок в неположенных местах. Очень часто, когда приезжаешь на вызов, приходится становиться в два ряда там, где парковка в принципе запрещена.

С парковками в нашем городе вообще большие проблемы, особенно во дворах в ночное время. Всё заставлено машинами, и если кто-то будет ехать навстречу, разъехаться невозможно. Очень много времени на этом теряется. Иногда приходится делать вокруг дома два-три круга, потому что встать некуда. А вы представьте, если это очень большой дом, или «строчка» из нескольких зданий.

В зимнее время к имеющимся сложностям добавляются новые. Дороги становятся скользкими и ещё более узкими. Легко забуксовать и застрять где-нибудь на полпути. Хорошо, что таких ситуаций у меня пока не возникало.

ДТП с участием «скорой»

Всё-таки стоит отметить, что многие автолюбители Владивостока солидарны с водителями скорой помощи и обычно пропускают спешащую на вызов бригаду. Но есть отдельные личности, которые мало того что не уступают дорогу, но ещё и умудряются «въехать» в машину «скорой».

- У нас было несколько случаев, когда врезались в скорую помощь, - вспоминает водитель. - Два года назад на Выселковой медицинский УАЗ буквально положили набок. Ещё одна авария произошла в районе Снеговой пади. Автомобилист не уступил дорогу и столкнулся со «скорой»; к счастью, больших повреждений не было.

Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока

Аварийная ситуация создаётся, когда ушлые водители стремятся быстрее перестроиться на полосу, по которой едет машина скорой помощи. При езде «на хвосте» спецтранспорта, автолюбитель обычно держит очень маленькую дистанцию, чуть ли не упирается «скорой» в задний бампер. Стоит бригаде резко затормозить – столкновение неизбежно. Вины водителя СМП в этом случае не будет, возможно, и повреждения будут незначительными, но самое главное – время – будет потеряно.

Если всё-таки произошло ДТП, всем попавшим в аварию необходимо оставаться на месте и ждать ГАИ. В этом плане для скорой помощи не делается исключений, даже если в ней транспортировали тяжёлого пациента. Покинул место ДТП – полтора года пешком, водитель лишается прав автоматически. Поэтому вызывается ещё одна машина, в которую перегружают пострадавшего. Если бригада только ехала на вызов, вместо неё направляется другая. Стоит ли говорить, как сильно при этом теряется драгоценное время. Хуже всего, что закон не предписывает какого-то особого, более серьёзного наказания для водителя, врезавшегося в «скорую».

Иногда от некоторых людей можно услышать жалобы в адрес скорой помощи –врачи долго ехали. Но далеко не всё зависит от сотрудников СМП. Они способны оказать помощь - остановить кровотечение, предотвратить инфаркт, даже вытащить человека с того света. Но придёт ли эта помощь вовремя – вопрос не только к водителю бригады, но и ко всем участникам дорожного движения.

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 15



Поделиться
3050
Личный кабинет