Энергия солнца в стеклянной колбе
В последнее десятилетие медицинская наука идет вперед семимильными шагами, появляется оборудование, о котором врачи в 90-х годах прошлого столетия не смели и мечтать, препараты, способные излечивать тяжелые недуги без оперативного вмешательства, а сами операции все больше и глубже уходят в область малоинвазивных эндоскопических вмешательств. Но при всем при этом больных меньше не становится, лекарства постоянно дорожают, а кадровый голод в здравоохранении уже принимает масштабы национального бедствия. Это к тому, что некоторые эффективные и вполне доступные методы незаслуженно забыты, а их авторы продолжают скромно трудиться в родных лечебных учреждениях, с ностальгией и заслуженной гордостью вспоминая свое «золотое время» - период профессиональных побед, смелых новаторских экспериментов, нестандартных технических решений и подлинных научных свершений.
В преддверии 125-летия НУЗ «Узловая больница на ст. Уссурийск ОАО «РЖД» портал VladMedicina.ru посчитал уместным рассказать об одном из таких новаторов – Владиславе Нелипе, который в конце 80-х годов возглавлял наркологическое отделение ЛПУ. На очередном цикле по тематическому усовершенствованию, который проходил в Харькове, молодой врач познакомился с новыми методами лечения, в частности облучением крови ультрафиолетовыми лучами. И с тех пор стал его последовательным приверженцем и популяризатором, получив три авторских свидетельства на свое личное изобретение.
Этот целительный ультрафиолет
- Вдохновленный этим новым для меня инструментальным методом, я вернулся в Уссурийск, и несколько приуныл, - вспоминает Владислав Александрович. – Ведь в те годы, кроме физиолечения, ничего и не было. Это сейчас фактически каждая больница обладает целым арсеналом современного диагностического и лечебного оборудования. Если в двух словах, сам аппарат довольно прост и незамысловат: через щелевидное пространство двух, соосно расположенных стаканов, с находящимся в нём уф-излучателем, пропускается кровь пациента. В результате такого воздействия достигаются потрясающие результаты, и данный метод может применяться практически во всех областях медицины – хирургии, терапии, акушерстве и гинекологии, эндокринологии, реаниматологии, педиатрии, оториноларингологии, неврологии, урологии, дерматовенерологии, стоматологии, а также при различных вирусных и венерологических инфекциях.
Ультрафиолетовое излучение, воздействуя на кровь, - единственную мобильную тканевую систему, обеспечивающую питание клеточных структур всего организма - запускает целый каскад фотохимических реакций, происходящих как в крови (её клеточных элементах), так и разных органах и системах в ответ на поступление облученной УФ-лучами крови.
Также ультрафиолетовая обработка крови (УФОК) имеет ярко выраженный бактерицидный эффект, основанный на активности иммунного ответа организма. Ослабление интоксикационного синдрома происходит за счет улучшения кровотока в системе микроциркуляции, увеличения утилизации кислорода тканями, что приводит к улучшению общего состояния организма.
Несмотря на более чем широкий спектр возможного применения, как практикующий врач-нарколог, Владислав Нелипа обратил внимание, прежде всего, на возможность быстрого и безболезненного снятия острого алкогольного абстинентного синдрома. Проще говоря, вывода из тяжелых запоев. Но до практического использования нужно было придумать собственную и усовершенствованную модификацию прибора, имеющую ряд существенных технических отличий от своего украинского «прообраза».
- Применение УФ-излучения в медицинских целях имеет довольно давнюю историю, целебные и восстанавливающие свойства ультрафиолета открыли еще в 20-х годах 20-го века, - рассказывает Владислав Нелипа. – Все случилось в Ленинграде, в институте переливания крови. Там лечилась пациентка после родов, с сепсисом, и один из научных сотрудников не столько ради эксперимента, а, скорее, от чувства безысходности обработал кровь перед переливанием бактерицидной лампой. Полученный эффект превзошел все ожидания – случилось настоящее чудо, больная выжила и быстро пошла на поправку. Потом была Великая Отечественная война, а в послевоенные годы появились антибиотики, и этот метод был снова забыт. Вспомнили о нем только в конце 70-х годов, когда стало ясно, что антибиотики дают много побочных эффектов, и абсолютной панацеей считаться не могут. Но это все лирика, а передо мной в то время стояла задача сконструировать конкретный прибор, который можно использовать в лечебной наркологической практике.
Ноу-хау доктора Нелипы
Пионером применения ультрафиолетового облучения в наркологии стал профессор Иван Сосин. Ранее подобные приборы использовались в основном в хирургии - для лечения очагов инфекций, устранения нагноительных заболеваний органов брюшной полости, деструктивной патологии легких и плевры, острых панкреатитов, и даже трофических язв и ожоговой болезни.
Но приморский нарколог пошел дальше своего украинского коллеги и предложил собственное техническое решение – простое и смелое:
- Для начала нужно было найти колбу из кварцевого стекла, а где бы я его взял в то время в Приморском крае? В Уссурийске использовали похожие аппараты, которые изготавливались в Хабаровске на основе пластиковых пленок от аппаратов «искусственная почка», которые пропускали ультрафиолетовые лучи. Но я решил предложить собственное решение. Ведь нужно было добиться одномоментного взятия и переливания крови. Если просто брать кровь у больного человека, потом ее отдельно облучать и переливать, то это процесс хлопотный и займет слишком много драгоценного времени. Мой первый экспериментальный прибор представлял собой обычный флакон для переливания жидкости, куда в стерильных условиях помещался излучатель, а к внешней стенке подключался электрод с токами высокой частоты. В это время медсестра брала у пациента кровь, которая по капельнице попадала в колбу, облучалась, а затем и поступала обратно. Это было мое личное ноу-хау, до меня такого никто не делал.
Кстати, на кафедре наркологии в Харькове пытались использовать применённый мной приём облучения крови, но из-за нестабильной работы УФ–излучателя в последующем от него отказались. Мы своевременно обнаружили причины сбоя работы устройства, что привело к созданию аппарата с гарантированной, устойчивой работой всех его конструктивных элементов.
Свое первое переливание облученной ультрафиолетовыми лучами крови наркологическому больному доктор провел в 1987 году. Он до сих пор вспоминает, каким сильным было волнение, как ходили ходуном руки и тряслись поджилки. К счастью, первый блин не всегда выходит комом, испытание прошло успешно, и уже через год прибор новатора из Уссурийска был зарегистрирован в Государственном реестре изобретений СССР. Но Владислав Александрович еще дважды усовершенствовал свой аппарат, причем каждое привнесенное техническое новшество имело принципиальный характер, и поэтому у врача-нарколога не одно, а целых три авторских свидетельства, полученных по всей форме и строгости как авторского, так и патентного права. Он конструктивно исключил необходимость использования кварцевого стекла, заказал в лаборатории специальные трубки.
И пусть назывались в официально выданных авторских свидетельствах такие аппараты не очень поэтично и романтично - «Устройство для облучения жидкости ультрафиолетовыми лучами» - но они реально облегчили страдания жителям края. Многие из них сегодня совсем не употребляют спиртное и до сих пор благодарны доктору за те волшебные ультрафиолетовые сеансы.
- Эффект был действительно сильным, пациент оживал буквально на глазах, причем за считанные минуты, - смеется специалист. –Ты кладешь на кушетку больного – красного, опухшего, трясущегося и дрожащего, с повышенным давлением, включаешь прибор… И начинаются настоящие чудеса! Сам сеанс занимает 20-30 минут. Человек приходит, к примеру, утром, совершенно угнетенный, ему очень плохо. Стерилизатор кипит, все готово, устанавливаем систему. Расчет: 1 мл на 1 кг веса. Я в это время разговариваю с больным, и как только обработанная ультрафиолетовыми лучами кровь начинает поступать обратно в организм, ему становится значительно легче. Он успокаивается, информируя, что ему лучше – уменьшается головная боль, чувство дурноты, дрожь в теле.
Казалось бы – всего 100 мл чистой крови, но она запускает цепную реакцию и снимает блоки. Особенность в том, что ультрафиолет воздействует на эритроциты, являющиеся отличными транспортировщиками кислорода, который быстро разносится по всей системе. Запускаются процессы усиленного метаболизма, кровь очищается от токсинов, в результате у человека просыпается аппетит, он успокаивается, ест, потом недолго спит, и после этого приходит если не в идеальную, то во вполне рабочую форму.
Во имя спасения
Кстати, в лечебной практике Владислава Нелипы было два случая, когда его изобретение в буквальном смысле спасло жизни близким людям. Один раз родной дочери, и второй – коллеге по работе. И оба раза были вне рамок его непосредственной специализации – наркологии.
- Мне пришлось переливать кровь своей родной дочери, - говорит Владислав Александрович. – Она родила мне внука, и после родов начались серьезные инфекционные осложнения. А это было в начале 90-х – ничего нет, ничего не достать. Назначили антибиотики, удалось найти только просроченные лекарства – других просто не было. Моя супруга, кстати, тоже врач, говорит: давай, применяй свой метод, другого выхода нет. Я забрал дочь из роддома на ноябрьские праздники, привез в свое отделение, вызвал сестру, и мы вдвоем перелили обработанную ультрафиолетом кровь. И после двух сеансов температура пришла в норму, воспалительный процесс остановился, и дочь быстро пошла на поправку. При этом внук получал ценное и необходимое для него материнское молоко.
Второй раз пришлось спасать коллегу – врача-невролога Светлану Скибицкую, у которой обнаружили серьезную нейрохирургическую патологию – панариций пальца. Это гнойное воспаление ткани, которое распространяется в направлении кости. С горячей водой тогда были проблемы, зачастую приходилось пользоваться холодной, и женщина сильно застудила пальцы. Пошли гнойники, хирурги ей их вскрывали, назначали лекарства, но эффект был слабый. Сделали рентген-терапию, которая также оказалась бессильной. Слово самой Светлане Александровне:
- Это произошло в 2003-2004 годах, у меня развился панариций большого пальца на левой руке. Боли были очень сильными и острыми, но хирургическое лечение и антибиотики не помогали. Я не могла спать, держалась высокая температура. Я в то время находилась в отпуске, пришла в отчаянии к Владиславу Александровичу и попросила испробовать на мне метод ультрафиолетового облучения крови. Он долго сопротивлялся, ведь действие прибора все-таки до конца изучено не было. Но я его уговорила, и буквально после первой процедуры мне сразу стало лучше. До этого несколько ночей вообще не спала, а здесь сразу уснула. Мне провели три сеанса, очаг поражения затянулся, рана зажила, инфекция из крови ушла, и больше я об этой проблеме не вспоминала.
По словам врача-нарколога, сегодня, к сожалению, данная методика по ряду причин потеряла свою актуальность и востребованность:
Я довольно активно использовал ее до 2000-х годов – более 10 лет. Но, во-первых, изменился характер работы, мы перешли на профилактическое направление. И фактически все свое рабочее время мы посвящаем этому разделу. Во-вторых, вывод из запоев с помощью такой инструментальной методики как ультрафиолетовое облучение в настоящее время небезопасен. К нам поступает больной, а мы не знаем, обследован он или нет – а вдруг у него ВИЧ-инфекция или гепатит? У нас же не одноразовые приборы, поэтому всегда есть риск заражения.
Хотя преимущества ультрафиолетового облучения крови перед капельницами при выводе из запоя очевидны. Ультрафиолет избавляет пациента от таких неприятных симптомов как заторможенность, вялость, плохое самочувствие, отсутствие аппетита, проблемы со сном, на которые нередко жалуются больные даже после откапывания. Да и стоит процедура дешевле, хотя, когда я ее применял, делал это совершенно бесплатно.
Очевидно, что метод действительно хорош и по-настоящему эффективен. Внедрить его в плановом порядке в ту же хирургию или дерматовенерологию вполне реально. Для этого нужно разработать соответствующий регламент, издать приказ, обязывающий пациента до прохождения процедуры сдавать все необходимые анализы, обеспечить порядок маршрутизации, точно просчитать экономическую составляющую. Тогда данный метод, безусловно, получит право на второе рождение в качестве нехимической, эффективной и доступной альтернативы лекарственной терапии.