Обретая новую жизнь
Как, оступившись на жизненном пути, найти силы, заставить себя подняться и продолжить идти вперед? Как признаться себе в пагубной тяге, которая ставит под угрозу собственное будущее и благополучие близких? Как вновь начать уважать себя и сделать так, чтобы тобой гордились родные и друзья? Людям, о которых пойдет речь, много раз приходилось задаваться этими вопросами, долго и мучительно искать ответы. Согласитесь, в одиночку справиться с алкогольной или наркотической зависимостью крайне трудно, но если человек твердо намерен изменить свою жизнь и готов приложить к этому максимум усилий, возможно все. И он уже не будет один – на помощь придут специалисты Краевого наркологического диспансера Приморья.
Когда зависимый доходит до грани, за которой уже ничего нет кроме черного зияющего провала, и осознает всю степень катастрофы, то сам или вместе со своими близкими обращается в КНД. С 2012 года там успешно работает краткосрочная программа медико-социальной реабилитации.
Все на равных
Как рассказала корр. портала VladMedicina.ru заведующая наркологическим отделением Юлия Сидорова, программа рассчитана на три месяца (стационарный этап). Помимо этого есть еще и амбулаторный. Одновременно на лечении могут находиться 25 человек.
Ошибочно полагать, что люди на реабилитации пребывают в ограниченном пространстве постоянно, без права выйти наружу. Здесь активно занимаются спортом, а по выходным играют в футбол на стадионе, находящемся неподалеку, посещают выставки, много общаются.
Два часа в день, кроме субботы и воскресенья, отводятся на трудотерапию. Это может быть помощь в прачечной или на кухне, уборка комнат, благоустройство территории. Хотите жить в удобстве и красоте – сотворите ее. Этот принцип отлично работает – достаточно окинуть взглядом роскошные клумбы около корпуса и внушительные тренажеры в чистом светлом коридоре.
Программа была разработана на базе Миннесотской модели реабилитации и представляет собой эффективный синтез 12-шаговой системы и психотерапии. Таким образом, за основу были взяты два элемента, которые можно назвать последними инновациями. Вместе с руководителем реабилитационного центра «Парус» Максимом Медведевым над ее созданием трудилась группа высококлассных специалистов КНД во главе с Юлией Сидоровой.
Отличительная особенность программы – взаимоотношения между пациентами и персоналом Центра. По сути, они партнерские, на равных. Поскольку образ жизни пациентов четко структурирован, существуют определенные правила, которые должны соблюдать все без исключения – как те, кто приходит сюда лечиться, так и те, кто лечит. Если что-то в распорядке дня нужно изменить, то это также решается сообща, учитывая мнение каждого. Преимуществ у такого варианта взаимодействия несколько: во-первых, он уравнивает всех в правах, во-вторых, делит степень ответственности поровну, а это очень важный момент.
- В силу зависимости люди часто перекладывают ответственность за выздоровление на плечи медперсонала, - отмечает руководитель реабилитационной программы Максим Евсютин. – А партнерская модель взаимодействия помогает выстраивать и терапевтические отношения нужным образом, формируя определенный уровень доверия как с сотрудниками, так и друг с другом. Становится проще решать задачи на пути к цели, если делать это не просто сообща, а на равных.
Разрушить стену непонимания
- Наших подопечных переполняют сложные и неоднозначные чувства – стыда за свои поступки, вины за проблемы, которые человек создавал своей семье, - развивает мысль Юлия Валентиновна. – К тому же, чем дольше человек употребляет алкоголь или психоактивные вещества (ПАВ), тем труднее ему становится контактировать с внешним миром. По сути, он строит стенку между собой и социумом – каждый день, кирпичик за кирпичиком, и одновременно крепнет его связь со спиртным или наркотиками. Мы помогаем разрушить эту стену.
Каждому, пришедшему сюда, назначают куратора – психолога или специалиста по социальной работе. По сути это сопровождающий, чья задача – помочь человеку адаптироваться к лечению, освоиться на групповой терапии, чувствовать себя увереннее и свободнее. Кто-то закрывается, кто-то не может справиться с тревогой, страхами, агрессией. Многим, согласившимся на реабилитацию, поначалу очень трудно быть честными. И, в первую очередь – с самими собой.
- Работа в группе строится на принципе обратной связи – участник делится своими чувствами и переживаниями, а его компаньоны по терапии высказываются в ответ, описывая те эмоции, которые они испытывали, слушая говорящего, - поясняет Юлия Сидорова. - Стоит отметить один ключевой момент: в групповой терапии нет места критике или оценке личности, речь идет о действиях, которые совершает человек, его поведении. Такая форма работы очень важна, так как позволяет человеку взглянуть на себя со стороны, поделиться сокровенным, иногда выступить в роли советчика, а нам - проанализировать его поведение и подобрать наиболее адекватный вариант индивидуальной терапии.
Чувства без «допинга»
Общаясь один на один с врачом, человек может приврать, недоговорить, сказать то, что от него ожидают услышать, показать себя в более выгодном свете, при этом избегая встречи со своими сложными переживаниями. У зависимых людей обострена чувствительность, и, находясь в кругу себе подобных, говорить неправду просто не получится – ее сразу «вычислят».
Получая таким образом обратную связь от участников группы, человек обучается не только принимать свою проблему, но и справляться со стыдом, раздражением, неуверенностью без «допинга». И потом, завершив курс, вернувшись в общество, он уже в значительной степени подготовлен к неудачам и разочарованиям, способен не пасовать перед трудностями, которые часто возникают при решении бытовых моментов, обустройства своей новой жизни, поиске работы.
Но сначала нужно научиться принимать свою зависимость как данность и справиться с ее отрицанием. Употребление – лишь вершина айсберга, следствие. Причины кроются глубоко, и порой докопаться до них очень трудно. В алкоголизм или наркоманию чаще всего уходят не от хорошей жизни, не умея зрело выстраивать отношения с обществом и разбираться в своих чувствах.
- Далеко не все завершают программу, - с сожалением констатирует Максим Олегович. – Сомневаются, начинают, бросают, возвращаются. Порой либо считают, что у них все в порядке, и они контролируют ситуацию, либо просто хотят снять острое токсическое состояние, чтобы не мучили кошмары, исчезли галлюцинации, перестали дрожать руки и двоиться в глазах, ошибочно полагая, что после этого вылечатся. В первом случае предполагается работа с отрицанием и нежеланием признаться себе: «Не я контролирую алкоголь или наркотики, а они меня»; во втором человека ждет отделение неотложной наркологической помощи, а затем возвращение к привычному образу существования или же наша программа.
Шаг за шагом
Несмотря на то, что программа краткосрочная, по истечении трех месяцев работа продолжается. По словам Юлии Сидоровой, для полноценной реабилитации нужно не менее года.
- Это первый, базовый, этап, - подчеркивает она. – Приобретя навыки взаимодействия с обществом, наши подопечные переходят в постпрограмму. Им уже нет необходимости находиться в стационаре, достаточно регулярных посещений. Люди приходят и рассказывают о своих радостях и разочарованиях, успехах и неудачах, мы вместе анализируем ситуации и разбираемся в эмоциональной составляющей. Параллельно мы рекомендуем посещать собрания групп Анонимных алкоголиков и Анонимных наркоманов.
- Постпрограмму можно назвать профилактикой срывов, - дополняет Максим Евсютин. – Неким «домом на половине пути», куда можно зайти без опасения быть непонятым, оставленным на произвол судьбы. Для многих такое место жизненно важно, оно подпитывает и придает сил. Человек понимает, что готов двигаться дальше. Я вспоминаю одного подопечного, сумевшего не просто встать на ноги, образно выражаясь, но достичь серьезного успеха. Сейчас это активный энергичный человек, владелец собственного бизнеса, жизнелюбивый и целеустремленный. И подобных случаев достаточно много.
Реабилитация – процесс долгий и трудоемкий, он полностью перестраивает как внешний, так и внутренний мир человека, меняя его видение самого себя, восприятие окружающей действительности, осознание проблем, с которыми он столкнулся и происходящих на пути выздоровления процессов. Изменения эти касаются не только пациента, его собратьев по несчастью, врачей, близких, но и самой программы, которая тоже постепенно трансформируется.
Сотрудники КНД регулярно выезжают на тренинги и семинары, проходят дополнительное обучение, порой за границей (побывали в Польше). Это позволяет добавлять что-то в программу, корректировать ее, искать новые эффективные методы и способы работы. Получается ли? Несомненно, и подтверждение тому – второе место по стране, присужденное Российской наркологической лигой.
Такое признание, разумеется, серьезный повод для гордости. Но главный показатель того, что программа реально работает – это люди, которые выходят в жизнь с чистыми руками, сердцем и помыслами.
Максим Евсютин и Юлия Сидорова помнят много человеческих историй, замешанных на безысходности, страхах, стыде и отчаянии. Все они начинались по-разному, но продолжались почти одинаково. Так же могли бы и закончиться – еще одним могильным холмиком, но благодаря программе у них появился шанс начать новые страницы в книге жизни – вдумчивые, радостные, ответственные, целеустремленные, уверенные в своих силах. И написать их сообща.