На службе крови
Отделение переливания крови существует в Краевой клинической больнице №2 с 1972 года. В 2011 году оно было реорганизовано в трансфузиологический кабинет – на сегодняшний день самый современный и хорошо оснащенный в Приморье. Ежегодно здесь переливается 400 литров эритроцитарной массы, по 200 литров отмытых эритроцитов и замороженной плазмы, 10 тысяч доз тромбоцитов. Это гигантские объемы в рамках одного медицинского учреждения. Работая в тесной связке с Краевой станцией переливания крови (ГБУЗ «КСПК»), врач трансфузионного кабинета Вероника Дружинина полностью отдается любимому делу и не устает повторять, что кровь творит настоящие чудеса.
«Кровное» родство
В сферу здравоохранения Вероника Дружинина пошла совершенно осознанно, по стопам мамы, которая была хирургом и буквально «заразила» дочь медициной и трепетным отношением к людям в белых халатах.
- Я довольно много времени проводила в больницах и поликлиниках, где работала мама, а она еще и в рейсы ходила в качестве судового врача, и я года два или три сопровождала ее в этих морских путешествиях, - рассказывает Вероника Васильевна. – Неудивительно, что я «заболела» медициной - у меня были куклы-роженицы, куклы-пациенты, которых я постоянно «лечила». Позже, уже учась в школе, неоднократно ходила в операционную, с большим интересом и трепетом наблюдала за работой хирургов и больничной жизнью. Я выросла в медицинской среде, в этой особой удивительной атмосфере, поэтому выбор будущей профессии был предопределен, у меня и мыслей других не возникало.
На самой Веронике Дружининой семейная врачебная династия не закончилась, причем продолжается она все по той же «кровной» линии – ее дочь уже 16 лет работает в службе крови. И мысли 16-летней внучки также лежат в медицинском «русле» - девушка активно готовится к поступлению в ТГМУ, чему мама и бабушка несказанно рады.
Успешно окончив лечебный факультет Владивостокского мединститута, Вероника Дружинина в 1971 году пришла в Больницу рыбаков, и уже 45 лет не покидает этих давно ставших родными стен.
- Когда я сюда устроилась, корпус только построили, и мы сначала занимались его облагораживанием – убирали оставшийся строительный мусор, расставляли мебель, - вспоминает врач с 45-летним стажем. – Заработало гематологическое отделение, сердечная и полостная хирургия, а в 1972 году открылось отделение переливание крови (ОПК), заведующей которым я стала через шесть лет, до этого попробовав себя в качестве анестезиолога.
По высшему разряду
По словам Вероники Васильевны, труд был колоссальным – отделение заготавливало по тонне крови ежегодно. Это гигантский объем, учитывая, что в те времена ОПК ютилось в маленьком помещении и в условиях дефицита оборудования.
- С сегодняшним днем не сравнить, главный врач Светлана Бениова сделала все возможное, чтобы оборудовать службу крови по высшему разряду, - с удовольствием отмечает Вероника Дружинина. – В мае этого года мы переехали в новое просторное и светлое отремонтированное помещение, оснащенное современной и продвинутой техникой. Это медицинские холодильники, мощные морозильные камеры (до – 500), аппарат «Сахара» для размораживания крови, тромбомиксер для специального хранения тромбоцитов в режиме «покачивания» и при определенной температуре. Я уже не говорю о новой современной мебели, системе освещения и кондиционирования воздуха. Я раньше много ездила по городу и районам, знаю, как оборудованы отделения переливания крови и трансфузиологические кабинеты, поэтому могу со всей ответственностью заявить: такого, как у нас, больше нет нигде. Сегодня здесь созданы абсолютно все условия для продуктивной и полноценной работы по самым высоким стандартам.
Но если вернуться на пять лет назад, ситуация не выглядела столь безоблачной. В 2011 году отделение переливания крови реорганизовали в трансфузиологический кабинет.
- А медицина движется вперед семимильными шагами: нужно готовить отмытые эритроциты, тромбоконцентрат, для хранения плазмы требуются специальные морозильные камеры с температурным режимом до – 50 градусов по Цельсию, - констатирует Вероника Васильевна. – Целесообразнее стало работать с готовыми препаратами крови, поэтому от ОПК остался один трансфузиологический кабинет. Сейчас он стал настоящим образцом и примером, и в плане оснащения уверенно занял передовые позиции в системе краевой службы крови.
С 2012 года все компоненты крови для трансфузиологического кабинета Больницы рыбаков готовит ГБУЗ «КСПК». Ежедневно Вероника Дружинина оформляет заявки в зависимости от потребностей отделений, получает кровь, которая идет на нужды пациентов ЛПУ. Каждый год здесь переливается 400 литров эритроцитарной массы, по 200 литров отмытых эритроцитов и замороженной плазмы, 10 тысяч доз тромбоцитов. При этом 96% компонентов, получаемой с КСПК, забирает гематологическое отделение больницы.
Врачи - «чудотворцы»
Как отмечает врач-трансфузиолог, в последнее время донорское движение набирает обороты , что не может не радовать. Все больше жителей города и края, среди которых значительный процент занимает молодежь, добровольно сдают кровь, активно принимают участие в различных донорских акциях.
Со своей стороны, Вероника Васильевна также вносит посильный вклад в пропаганду новых доноров – агитирует, убеждает, разъясняет:
- У нас вообще народ очень добрый и отзывчивый. Помню, раньше поступает к нам больной, начинаешь беседовать с родственниками, объяснять, что требуется кровь. Сначала такая реакция: а где же мы возьмем доноров, мы ничего не знаем. Отвечаю, что нужно обзвонить соседей, друзей, знакомых. Приходишь на работу на следующий день, а там очередь такая, что не протолкнешься! Несмотря на то, что сейчас кровь сами уже заготавливаем, «агитпросветработу» продолжаем, убеждаем людей сдавать кровь. И я знаю, что на станцию переливания из районов края приезжают целыми автобусами доноры для наших пациентов.
- Кровь творит настоящие чудеса! – любит повторять Вероника Дружинина. – И это истинная правда. Несмотря на прогресс в современной медицине, кровь до сих пор ничем нельзя заменить. У нас есть пациенты, которые, благодаря ее компонентам, живут по 20 лет. Это тяжелые больные, которым необходимо проводить переливание один раз в полтора-два месяца. Но на моих глазах меняется их мировоззрение, отношение к собственному недугу. Сначала они говорят: « У нас маленькие дети, хоть бы их вырастить». Потом уже: «У нас внуки, хочется и их поднять». У этих людей появляется желание жить, радоваться жизни. Некоторые пациенты лечатся в гематологии по несколько лет, их костный мозг не способен вырабатывать самостоятельно кровяные клетки. Когда они поступают, это жалкое подобие человека, бледные, вялые… А после процедуры трансфузии их не узнать – цветущие, красивые, полные сил и энергии люди. Невероятное преображение! И это огромная радость и для нас тоже.
Но, конечно, переливание требуется регулярно, без этого никак. Причем кровь подбирается строго индивидуально, у каждого человека – свой фенотип. Мы работаем «за кадром», пациенты зачастую и не знают о нашем существовании. Но для нас это и не важно.
Главное - помочь людям, вернуть им ощущение полноты жизни. Для нас это лучшая награда за свой труд!