На этой работе нет места эмоциям
Каждый день на станцию скорой помощи столицы Приморья поступает более 500 вызовов. За сутки одна линейная бригада выезжает в среднем к пациентам 20-25 раз.
С какими сложностями сталкиваются специалисты, оказывающие экстренную медицинскую помощь, и как не «сгореть» на такой работе, узнал корр. портала VladМedicina.ru, проведя сутки с бригадой службы скорой помощи Владивостока.
Не работа, а хобби?
Инициатором создания бригад интенсивной терапии в «скорой» Владивостока более 11 лет назад стал врач Валерий Гнездилов. Он тщательно подбирал состав каждой бригады, ведь именно этим специалистам приходится сталкиваться с самыми сложными случаями, когда на принятие правильного решения для спасения жизни пациента есть буквально пара минут. В одной из них и сам до сих пор дежурит. В свою смену на город выходит одна такая «интенсивка».
Бригада интенсивной терапии №10 заступает на смену в 8 утра. С этого момента они 24 часа начеку, чтобы в любой момент оказать экстренную медицинскую помощь, когда стоит вопрос жизни и смерти. Именно их бригада первой выезжает на ДТП, к пациентам с инфарктом, сильными кровотечениями, удушениями и т.д. Машина оснащена новейшей техникой, в том числе, автоматической системой непрямого массажа сердца Lucas 2.
Каждая смена начинается с проверки рабочего состояния и зарядки всех аппаратов, укомплектованности необходимыми медикаментами аптечки, готовности автомобиля.
В бригаде четверо: врач Савелий Крутиков, фельдшеры Ирина Крутоголовец и Александр Коваленко, а также водитель, который меняется каждые двенадцать часов. Все уже не первый год работают на «скорой».
Савелий Крутиков и Ирина Крутоголовец с детства выбрали медицину делом жизни, остаются верны своему решению и по сей день. Савелий закончил Владивостокский государственный медицинский университет , а Ирина - Владивостокский базовый медицинский колледж, как и Александр Коваленко, влившийся в коллектив «скорой» после того, как на практике поездил с бригадой по вызовам.
Вся бригада едина во мнении: если ты прочувствовал эту работу, то потом трудно от нее отказаться.
- Моя семья говорит, что это для меня даже не работа, а хобби, - улыбается Ирина, уже пять лет спасающая жизни в составе команды «интесивки». Она стала одной из первых женщин, кого взяли в бригаду - считалось, что работа со случаями, которые берут на себя специалисты интенсивной терапии, по плечу только мужчинам. Все произошло по воле случая: в бригаду потребовался профессиональный фельдшер с допуском к сильнодействующим веществам, коим и оказалась Ирина Крутоголовец. Теперь уже многие и не помнят, что когда-то «интенсивка» была исключительно в мужском составе.
Савелий Крутиков работает на «скорой» более 11 лет. Попал в заветную бригаду интенсивной терапии около года назад.
- Мне нравится в работе на скорой помощи то, что ты сразу видишь результат своего труда, и ты им гордишься, - отмечает Савелий.
Александр Коваленко уже второй год в составе «интенсивки», а до этого столько же времени оказывал помощь в команде психиатрической бригады. Слишком высокий риск при спасении пациентов с измененной психикой со временем заставил его сделать выбор в пользу интенсивной терапии, где состояние здоровья человека в большей степени в твоих руках. «Машину нужно мыть самим. Это, наверное, единственное, что мне не нравится в этой работе», - смеется Александр Коваленко.
График позволяет совмещать несколько видов деятельности, поэтому многие специалисты «интенсивки» трудятся не только на «скорой», но и в МЧС, в вузах и т.д. Подобное расписание удобно и студентам, которых немало приходит после учебы на дежурства. Однако кадровая проблема в службе стоит довольно остро: если по действующим нормативам на город нужно около 60 бригад, то сейчас чуть больше 30.
- «Скорая» живет за счет студентов. Если бы не они, не знаю, как бы справлялись. Ребята после учебы заступают в вечернюю смену, - отмечает Савелий Крутиков. - Те, кто прошел нашу школу, быстро соображают и ориентируются в любых экстренных ситуациях.
Служба скорая, а не социальная
Один выезд бригады «скорой» обходится бюджету в 2500 рублей. К сожалению, люди в последнее время стали чаще вызывать «неотложку» в качестве бесплатного такси до медучреждения, когда их жизни не угрожает опасность, стали более инфантильными.
- Некоторые звонят даже, если, например, палец порезали или начали сильно кашлять, повысилась температура, когда, в принципе, человек сам может дойти до поликлиники или больницы. Зачем для этого вызывать «скорую», которая в этот момент может обслужить действительно важный вызов, где человеку нужна срочная помощь? – удивляется Ирина Крутоголовец.
В 12:55 мы выехали на вызов на Тобольскую к мужчине с травмой плеча и высоким давлением. По прибытии оказалось, что вся семья днем ранее праздновала юбилей родственницы и до сих пор не отошла после употребления алкоголя. Как сообщили родственники, пострадавший (сам он еле выговаривал слова) позавчера упал, повредив плечо. Вроде ничего его особо не беспокоило, а сегодня начало подниматься давление. За два дня можно было несколько раз зайти в травмпункт. Но зачем? В ходе осмотра травмы выявлено не было: плечевой сустав функционировал как положено. Давление в норме. Мужчине нужен был «сигнальный лист», чтобы не идти на работу «по уважительной причине».
Как выясняется, достаточно часто с помощью скорой помощи люди пытаются решить свои социальные проблемы. Например, пытаются симулировать боль и описывают симптомы, которые предполагают госпитализацию в медучреждение. Но обычно от нее отказываются. Все это потому, что кому-то просто нужно внимание, кому-то «сигнальный лист», а кому-то - затянуть время судебного разбирательства.
- Прибыв на вызов, мы уже не можем бросить пациента для того, чтобы поехать на более серьезное происшествие. По пути, если заметили серьезное ДТП или человека с травмой, останавливаемся, дабы оказать экстренную медицинскую помощь, сообщая об этом в диспетчерскую. Тогда на наш вызов отправляют другую бригаду, - подчеркивает Александр Коваленко.
- Люди привыкли, что к врачу можно обращаться только когда совсем уж все болит, а на профилактические осмотры редко ходят, - негодует Савелий Крутиков. - Зато точно помнят, когда нужно поменять масло в машине. А чем отличается сердце от мотора авто? – ему же тоже нужна своевременная техподдержка, чтобы оно неожиданно не дало сбой.
В 16:25 поступил вызов с улицы 1-я Морская. Мужчина упал с лестницы и не может встать. Через 10 минут бригада на месте. Пациент лежал на полу в узком коридоре и не мог сдвинуться с места от боли. Врач ставит диагноз – перелом бедра. Чтобы правильно зафиксировать ноги и транспортировать мужчину, специалисты вкалывают ему обезболивающие препараты…. Фельдшеры и доктор понимают друг друга с полуслова, производя все необходимые медицинские манипуляции, словно они заранее знали, что и как будет именно в данном конкретном случае.
- Спасибо за помощь! Поехали со мной в Калининград, будешь там в клинике работать, - предлагает Савелию Крутикову пострадавший и засыпает.
Через 25 минут после прибытия на место машина интенсивной терапии везет пациента в «тысячекоечную». Чтобы максимально быстро добраться до больницы, включаем «мигалки» и сирену. Водители в тот раз были на удивление уступчивые, поэтому через 20 минут в рабочий день специалисты уже передают мужчину в руки травматологов.
Доберись, если сможешь
Дорога до пациента, а затем вместе с ним до больницы порой становится настоящим испытанием. Водители далеко не всегда уступают дорогу машине скорой помощи, у которой оглушительно воет сирена и сияет «мигалка».
- Как-то раз мы везли мальчика, которого ударило током. Его нужно было срочно доставить в ожоговый центр: на нем полностью сгорела одежда, оставив сильные ожоги тела. Впереди нас ехала машина, водитель которой очень долго принципиально не уступал дорогу. У нас время шло на секунды, а он ни в какую не сдвигался, его не смущала орущая сирена, - вспоминает Ирина Крутоголовец. - Нам все же удалось его объехать и в последний момент привезти ребенка в больницу, где его смогли спасти. Но подобная неуступчивость на дорогах нередко стоит жизни пациентам.
Еще одним испытанием по пути на срочный вызов часто становятся шлагбаумы и домофоны. Почему-то люди, вызывая «скорую», не считают нужным сообщить обо всех препятствиях, которые могут ее ждать. Специалистам при подъезде к дому нередко приходится самим звонить пациенту и просить открыть дверь или поднять шлагбаум, на что тратится драгоценное время.
В 13:53 выехали на вызов в район Луговой, у пожилой женщины предположительно нестабильная стенокардия. Доехали за 10 минут, а потом долго простояли у дверей подъезда, код домофона диспетчеру не сообщили, а спуститься и встретить врачей никто не собирался, хотя в квартире находилась родственница пациентки. 5 минут – вроде бы недолго, но они могли стать решающими, если бы произошло обострение состояния.
В 00:56 бригада №10, только закончив с одним вызовом, сразу направилась к пациентке с отеком Квинке. К моменту приезда «скорой», которая с Уборевича до Тунгусской доехала за 8 минут, у женщины уже сильно отекла нижняя часть лица.
«Удушение при отеке Квинке – крайне опасное состояние,- объясняет Савелий Крутиков. -- Аллергическая реакция развивается очень быстро. При этом сильно отекают слизистые или подкожная клетчатка. Все это может закончиться анафилактическим шоком и смертью».
Пациентке быстро ввели антигистаминные препараты, попутно выявляя источник аллергической реакции, чтобы в дальнейшем предотвратить подобные случаи. Им оказался препарат от ОРВИ, который женщина самостоятельно купила в аптеке. Пока врач давал рекомендаций по тому, как поступать не стоит, и к кому следует обратиться, чтобы исключить подобную реакцию, аллергический отек начал спадать.
Все как на автомате
Когда-то для бригад «скорой» одной из главных проблем было нежелание медучреждений принимать некоторых пациентов по ряду разных причин. Специалистам нередко приходилось доказывать, что больного нужно принять, или ездить с ним из одной больницы в другую.
- Сейчас больше развита преемственность между «скорой» и больницами. Врачи все реже переправляют пациентов в другие больницы, и, благодаря современным средствам связи, зачастую уже заранее знают, пациентов с какими травмами им привезут, - рассказывает Савелий Крутиков.
Лиц своих пациентов врачи «скорой» обычно не запоминают. Когда в день обслуживаешь 15-20 вызовов, все доводится до автоматизма: осмотр, постановка диагноза, проведение необходимых медицинских манипуляций и дальше по плану.
- Да, мы своих пациентов редко запоминаем, а они нас помнят, - улыбается Савелий Крутиков. – При встрече нередко благодарят за спасение. Однако кайф ловишь больше не от этого, а когда приезжаешь на серьезное происшествие или к тяжелому пациенту, моментально оцениваешь ситуацию и максимально быстро и эффективно оказываешь необходимую экстренную медицинскую помощь.
Чувства и эмоции на работе Ирина, Савелий и Александр не допускают, ведь каждый раз, принимая близко к сердцу страдания человека, который находится на грани жизни и смерти, можно очень быстро выйти из строя. Хотя бывает, когда происшествия задевают за душу, например, двухмесячный ребенок, задыхающийся на глазах. Но даже в таких случаях специалисты, хоть и с дрожью в руках, ни на секунду не останавливаются, предпринимая все необходимые меры по спасению пациента. - Когда родные спрашивают: «Как дела на работе? - я всегда отвечаю: Нормально». Зачем в их жизнь вносить лишние переживания?», – делится Александр Коваленко.
Несмотря на то, что непрофильных случаев достаточно много (например, за смену, проведенную с бригадой интенсивной терапии, из 15 вызовов таких было 5), большинству людей все же действительно была необходима экстренная медпомощь. Специалисты очень тактично ведут себя с каждым пациентом, объясняя при необходимости, что делать стоит, а что нет.
Врачи и фельдшеры «скорой» нередко сталкиваются и с неуважением и хамством на вызове, но они понимают, что когда человек находится на грани жизни и смерти, он не совсем адекватно оценивает ситуацию, и его нервы (как и его родственников) накалены до предела. По этой причине эмоции специалисты «скорой» оставляют за дверью, дабы профессионально выполнить свою работу: спасти самое дорогое, что есть у каждого – жизнь.Медицина Владивостока и Приморского края