Помощь женщинам "По Апанасевичу"

5606

Один из ведущих в Приморье онкологов-маммологов уверен в «качестве» смены своего поколения. Причем это относится как к практикующим врачам, так и к молодым ученым от медицины.  

В Приморье рак молочной железы с каждым годом выявляют все чаще. Так, в прошедшем году этот диагноз был поставлен более чем 700 женщинам. Несмотря на то, что в последнее время ситуация стала улучшаться: почти в каждой районной больнице теперь есть маммограф и УЗИ-аппарат, шире делают биопсию, и выявлять патологию стали чаще на первой-второй стадии, в большинстве случаев не обходится без хирургического вмешательства. Профессор кафедры онкологии и лучевой терапии Тихоокеанского государственного университета, д.м.н. Владимир Апанасевич более  тридцати лет помогает женщинам с этим страшным диагнозом не только возвращать здоровье, но и оставаться привлекательными. Именно он первым на Дальнем Востоке начал проводить пластику молочной железы.

Судьбоносная операция

До старших классов школы Владимир Апанасевич с увлечением занимался биологией, рассчитывая, что она станет делом его жизни. Однако все изменил случай.

- В восьмом классе я попал с аппендицитом в хирургическое отделение старой городской больницы под нож профессора Бориса Антоновича Сотниченко, - вспоминает Владимир Иосифович. -  Посмотрел на его работу, и она по-настоящему меня заинтересовала. К тому моменту я успел слегка разочароваться в биологии: ну открою два-три десятка новых паразитов у акул, а кому от этого станет легче? А медицина - это очень интересно.

После был кружок «Юный медик», который вела профессор, зав. кафедрой фармакологии Владивостокского медицинского института Кира Александровна Мещерская, и поступление в профильный вуз, чему чуть не помешала тройка по русскому языку.

Желание себя реализовать и сразу видеть результат своей деятельности направили молодого амбициозного студента в хирургию. Онкологический профиль он выбрал на втором курсе, когда начались различные клинические предметы. В то время Владимир Апанасевич прочитал книжку Вольфа Рансбергера «Лечение ферментами», после чего возникло множество вопросов. Он их адресовал преподавателям, которые направили его к заведующей кафедрой онкологии профессору Маргарите Георгиевне Масловой. В 1978 году будущий врач пришел в кружок по онкологии, заявив при первой встрече его руководителю к.м.н. Владиславу Леонидовичу Володарскому:  «Вы не знаете, как лечить рак, а я знаю!»

«Позже преподаватель сказал, что в тот момент у него была одна мысль: «Этот молодой человек долго здесь не протянет», - улыбается Владимир Иосифович. Но задержался он надолго: в течение четырех лет работал на кафедре онкологии, а потом даже стал председателем научного кружка, далее была уже ординатура по онкологии.

Владимир Иосифович в вузе успевал везде. Занимался бальными танцами, карате,  состоял в добровольной дружине и ездил в Спасский район в составе студенческого отряда «Спартак». 

А спрашивали по учебе много и серьезно. Например, анатомию преподавал декан санитарно-гигиенического факультета ВГМУ Александр Макарович Гусев, который требовал от студентов знания своего предмета «на зубок».

- Сдать у него коллоквиум, допустим, по спланхнологии, было действительно сложной задачей. Преподаватель все занятие проводил с нами: мы сидим, учим, а он рядом делает готовит препараты. Тут же подзывает и спрашивает: «Что это?» Если не отвечаешь, говорит: «У вас коллоквиум не по спланхнологии, а по коленвалу».

Однако учеба не доставляла особых сложностей, они появились на шестом курсе, когда началась субординатура, и пошло обучение именно хирургическим навыкам. Группа была очень сильная. Среди однокурсников Владимира Апанасевича - д.м.н. Виктор Усов, Марина Лисунова, сейчас врач в США, заведующий онкохирургическим отделением «тысячекоечной» Игорь Истомин, хирург Приморского онкодиспансера Валерий Кулик. Каждый из них уже в студенчестве знал, что будет оперировать.

-  Поэтому, естественно, все пытались опередить друг друга, так как место ассистента только одно, а нас восемь человек, - замечает Владимир Иосифович. - Если встал к операционному столу вторым номером, значит, ты в первых рядах: тебе все показывают и что-то дают делать.  Ведь это лучший вариант обучения – «делай как я». Не удивительно, что мы практически дрались за операции, сохраняя при этом дружеские отношения.

У нас в группе даже был тост: «За стезю», то есть за выбранную деятельность. Мы все собирались быть хирургами и стали ими. Никто не ушел в какую-то другую деятельность.


От резекции до патента

Первое самостоятельное хирургическое вмешательство Апанасевичу доверили уже через неделю после того, как он начал проходить ординатуру под руководством заведующего хирургическим отделением Приморского краевого онкологического диспансера Виктора Яковлевича Лихобабина.

 - Мы тогда  на все отделение остались вчетвером: я - зеленый ординатор, два штатных сотрудника и Виктор Яковлевич. Он мне и доверил провести первую секторальную резекцию со словами: «Давай, иди, я посмотрю». Это произошло не потому, что я звезды с неба хватал, а просто надо было ее кому-то делать, - отмечает Владимир Иосифович. – Произвел - особо не ругали. Но за рубежом так не учат. Там врач, прежде чем будет допущен до хирургической деятельности (тем более, самостоятельной),  8-12 лет постоянно отрабатывает навыки на тренажерах.

К сожалению, рак молочной железы - самое распространенное онкологическое заболевание у женщин. Специалистов, которые хорошо проводили операции пациенткам с этой патологией, в то время было мало. Владимир Апанасевич сначала не собирался заниматься этим направлением, однако ему приходилось сталкиваться с ним чаще всего. А так как он во всех делах привык реализовывать себя на все 100%, начал совершенствоваться именно как онколог-мамолог, добиваясь отличных результатов.

В 30 лет Владимир Иосифович начал писать кандидатскую диссертацию. Одним из ее пунктов была операция по реконструкции молочной железы, которую он в 1989 году провел первым на Дальнем Востоке.

- Мы придумали, как сделать каплевидную форму молочной железы, чтобы максимально сохранить женскую привлекательность после операции по удалению рака. Опробовав метод на практике, я оформил патент, назвав его «Реконструкция по Апанасевичу». Решил себя так увековечить: когда амбиций много – по молодости такие вещи бывают, - с улыбкой вспоминает Владимир Иосифович. - Название метода до сих пор так и звучит, хотя сейчас уже есть более эффективные способы по оформлению каплевидной формы молочной железы.

Если раньше единицы занимались проблемами маммологии, то в последнее время все больше врачей стали обращать на нее внимание. Только в 2014 году в Приморье диагностировали более 700 случаев первичного заболевания рака молочной железы, и эта цифра с каждым годом растет.

 - У нас сейчас практически в каждой районной больнице есть маммографы, но это, к сожалению, слабо изменило ситуацию, так как не хватает рентгенологов, которые бы на них работали, - негодует Владимир Иосифович. – Между тем, врачу-рентгенологу можно доверять только после того, как он просмотрит минимум 1500 снимков, до этого идет учеба. Плюс, работа маммографа всегда связана с материальными затратами – требуется проявитель, закрепитель, пленка, ремонт.

Однако сейчас ситуация немного начала выправляться: благодаря более широкому использованию современных методов диагностики - маммографии, УЗИ, биопсии,  диагноз «рак молочной железы» гораздо чаще стали ставить на первой-второй стадии. В поликлинике краевого онкодиспансера прием ведет врач-маммолог.

 - Чтобы на ранних стадиях выявлять рак молочной железы, требуется совсем немного -деньги. Нужно создать систему скрининга, когда мы женщин будем обследовать в определенном возрасте раз в два года, а некоторых - раз в год. Пока более эффективного метода профилактик и рака молочной железы никто не придумал,  - подчеркивает Владимир Апанасевич. -  Сегодня мы этого сделать не можем, так как требуется программа, средства под неё, а их у здравоохранения как всегда нет.

«Зубастые» специалисты и большие проекты

Владимир Апанасевич защитил докторскую диссертацию, успешно совмещая преподавание в ТГМУ, научную деятельность, прием больных, операции и руководство региональным обществом Российской ассоциации онкомаммологов.

- Сейчас я хоть и практикую, но от большой хирургии отошел: пришли ребята, которые очень хорошо оперируют в онкологии, и их много. – Я в них уверен, так как практически все врачи-маммологи Приморья учились у нас на кафедре онкологии, возглавляемой заведующим хирургическим отделением ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Владимира Невожая, - подчеркивает Владимир Апанасевич. - Мне сейчас больше нравится именно исследовательское направление. В свое время я писал работы о том, как мы лечим: что хорошо, что плохо, как и т.д. Они не рейтинговые, неинтересные. Четыре года назад я сказал, что больше этим заниматься не буду, а возьмусь за фундаментальную науку, которая требует более глубокого понимания проблем. 

Два года искали методы исследований онкологических заболеваний, со временем появились соратники в этом деле. Сегодня идет серьезная научная работа по изучению радиомодифицирующего действия тяжелых элементов. В ней принимают участие пять научных и учебных организаций: ТГМУ, ТИБОХ, Институт химии ДВО РАН, Таможенная академия и ДВФУ. Главная задача - найти ответ на вопрос: как нанести максимальный урон опухоли при минимальных повреждениях окружающих тканей, сделать опухоль видимой для ионизирующего излучения.

Только за прошлый год  по этому проекту две работы опубликованы в США, а также в Японии и в России.

Кроме того, Владимир Иосифович активно участвует в реализации программы интерактивного обучения врачей и студентов в ТГМУ. Она построена по типу игры, в процессе которой происходит виртуальный клинический разбор случаев со снимками, видео и т.д. Он надеется, что программа станет частью подготовки онкологов. По ее прохождении специалистам будет выдаваться сертификат на определённое количество баллов для аккредитации.

Прагматики и романтики

Раз в два месяца во Владивостоке проходит собрание регионального общества Российской ассоциации онкомаммологов, руководит которым Владимир Апанасевич. В прошлом году  он ездил в Сочи на Первый конгресс онкологов-маммологов России. С подачи ведущих в стране специалистов идет разработка официальных российских стандартов лечения, а также стандартов описания для маммографии и УЗИ.

Плюс, врач успевает готовить новое поколение медицинских ученых, проводя занятия со студентами в кружке по онкологии.

- Идеально, когда заинтересованные ребята приходят ко мне на втором курсе, чтобы  к шестому уже имели публикации, став «зубастыми» молодыми специалистами, понимающими, что их в жизни ожидает, и чего они хотят. 

К сожалению, сегодня полный уход выпускника из медицины после окончания вуза рассматривается как вполне естественная вещь.

По словам доктора медицинских наук, нынешнее поколение студентов точно знает, зачем идет в медуниверситет. По его наблюдениям,  одни приходят, чтобы получить диплом, который по выпуску положат на полочку, и будут заниматься совершенно другой деятельностью. Такие практически никаких вопросов во время учебы не задают. Другие  четко знают, что получат диплом и будут работать в частной медицине, чтобы материально себя обеспечивать. Поэтому пытаются из преподавателей выудить массу информации, относящейся только к их будущей деятельности.

Третьи – «романтики от медицины» (их, к сожалению, сейчас меньшинство), жаждущие по-настоящему заниматься врачебной деятельностью.  Они пытаются охватить все, так как обычно в первые годы в альма-матер еще не до конца определились с направлением.

- Я знаю одного вполне состоятельного человека, способного сейчас полностью уйти из медицины и не заниматься ей, так как у него есть другие виды деятельности. Но он дежурит в больнице именно потому, что не может без этого, - рассказывает Владимир Апанасевич. -  Если ты хороший врач, то у тебя есть постоянная потребность в своей деятельности. Ее даже можно рассматривать как своего рода зависимость.



  Рейтинг: 5, Голосов: 12



Поделиться
5606
Личный кабинет