Из детской поликлиники №6 г. Владивостока только за один месяц уволилось сразу три детских врача, один из них – молодой специалист, всего год отработавший после окончания медуниверситета. Средний возраст педиатров – от 40 лет и старше. «Впервые за три года в нашу поликлинику пришел молодой врач, и вот, уже уволился», - сетует
главный врач шестой поликлиники Любовь Михалева.Загружены под завязку
Основной причиной увольнений, которую называют сами врачи, является непомерная нагрузка на своем участке. По словам Любови Петровны, участковый педиатр ведет порядка 800 детей. В период отпусков, больничных коллег или в ситуации нехватки кадров специалист обслуживает сразу два участка, то есть не меньше 1500 маленьких пациентов. Добавить к этому ежедневные экстренные вызовы на дом и патронаж новорожденных - и педиатр загружен, что называется, «под завязку». Стоит также учесть, что в практике государственных учреждений нет понятия «записи к врачу». Прием длится 3 часа, и если в этот день к врачу обратится 30 детей, он обязан будет принять всех.
Совмещая работу на своем и дополнительном участках, педиатр зарабатывает порядка 30 тысяч рублей в месяц. «В общем-то, не такие уж и маленькие деньги, - говорит Любовь Петровна. – Врачи и рады бы заработать их, но физически вынести такую нагрузку не каждому дано. Несмотря на финансовую мотивацию, некоторые специалисты отказываются заменить врача на другом участке – слишком тяжело. И это при том, что для вызовов у нас есть служебный транспорт, и врачам не приходится пешком идти к пациенту».
Нехватка кадров порождает многочасовые очереди из больных малышей и их родителей к тем педиатрам, которые мужественно тянут двойную нагрузку на своих плечах. Некоторые мамы сравнивают поход в детскую поликлинику с самым настоящим подвигом. И действительно, выдержать в течение нескольких часов плач, крики и бесцельное шатание детей по коридорам в ожидании своей очереди – испытание не из легких. Немало родителей, возмущенных состоянием педиатрической помощи, жалуются главным врачам, нередко ищут защиты в суде. Педиатры буквально оказываются в тисках, стараясь успеть выполнить функционал и при этом не снизить качества медицинской помощи. В таких обстоятельствах редко кто выдерживает, и – уходят. У кого есть силы и желание, продолжают работать, и хорошо, если в условиях частной медицины...
Медицина без врачей
Можно было бы подумать, что частные детские клиники переживают «ажиотаж» от наплыва уволившихся из государственных ЛПУ врачей. Между первыми и вторыми даже наблюдается некое противостояние: госучреждения обвиняют «частников» в «перетягивании» кадров, а частные клиники чувствуют себя без вины виноватыми, ведь не по доброй воле медики ищут другое место работы. К слову, и в частных клиниках не наблюдают притока педиатров. Как рассказала заведующая педиатрическим отделением МЦ «Детский доктор» (Владивосток) Татьяна Тарасенко, все вакансии в медцентре сейчас заняты, при необходимости они своевременно заполняются. Говорить же о массовом обращении педиатров в частную клинику с целью трудоустройства не приходится - из-за общего дефицита кадров в данной специализации.
- В городе сложилась очень сложная ситуация с кадрами. В поликлиниках работают врачи предпенсионного и пенсионного возраста. Медицинских сестер на участках практически нет. Молодые врачи не стремятся работать в детских поликлиниках, а если и приходят после учебы на участок, больше года не задерживаются. Связано это с большим напряжением, ответственностью, низкой заработной платой у начинающего врача. Если не изменить отношение к участковой медицине, особенно в педиатрии, прогноз будет выглядеть неутешительным, - обеспокоена Татьяна Тарасенко.
Выходит, многие детские врачи покидают отрасль, меняют профессию.
Частные клиники – выход?
Во Владивостоке сегодня открыты и работают несколько коммерческих детских поликлиник. Тщательно подобранный врачебный состав, доброжелательный сервис, достойное оснащение, отремонтированные кабинеты, наличие игровых комнат – безусловно, каждая семья рада бы наблюдаться в такой клинике. Но для многих семей государственная поликлиника – единственно возможный выход, поскольку пока услуги «частников» дороги для семьи со средним заработком.
Мама 7-летнего Кости рассказывает, что сын серьезно заболел – обструктивный бронхит. В течение трех недель дважды, а то и трижды в неделю приходилось посещать своего врача, чтобы своевременно отслеживать динамику болезни. «Это, конечно, немалые деньги. Если учесть стоимость лекарств и оплату дополнительных процедур – ингаляции, физиопроцедуры, то болезнь сына выходит «золотой». Но что поделать, если речь идет о здоровье ребенка. Начиная с трех лет, ребенок постоянно наблюдался в частной клинике. Но после того, как в ней подняли цены, скорее всего, я вынуждена буду отказаться от услуг частной медицины – удовольствие не из дешевых», - жалуется мама.
Однако следует заметить, что частная клиника – это самостоятельный бизнес. Несмотря на то, что врачи негосударственных учреждений выполняют социально важную, более того - национальную задачу сохранения здоровья детей, эти клиники не получают государственных субсидий. Поэтому вряд ли можно винить их за высокие цены: они действуют в условиях рынка.
Про ответственность
Если в крупных городах, таких как Владивосток, у родителей есть выбор - вести ребенка к платному или бесплатному педиатру, то в городах поменьше, вроде Находки, этого выбора нет. Что уж говорить о селах, куда педиатр из райцентра приезжает раз в неделю.
- В нашей детской поликлинике все врачи хорошие, радуют и профессионализм, и отношение к ребятишкам. Но попасть к ним на прием (особенно в сезон отпусков) очень сложно: мы с больным ребенком недавно простояли в очереди больше трех часов. Во Владивостоке есть хотя бы частная детская клиника, а здесь выбора никакого, стой, что называется, до посинения за любой справкой. Могу только представить, какую нагрузку испытывают педиатры, работая на двух участках... Думаю, на такой работе их удерживает только чувство долга, - размышляет мама двоих детей, жительница Находки.
Чувство долга? Да, наверное. Медицина – одна из немногих отраслей, куда больше всего идут учиться по призванию, а не случайно. В стрессовых условиях работы не каждый сможет остаться верным своему предназначению в жизни, тем более, когда и своих детей надо растить и воспитывать, но ни времени, ни заработной платы медработника на это не хватает. К слову, согласно статистике, у врачей, как и у представителей других профессий «долга» - военных, учителей, спасателей, полицейских - редко складывается счастливая семейная жизнь. Думается, потому что им приходится не отбывать рабочий день, как придется, а по-настоящему жить работой.
Одним из решений проблемы может быть развитие негосударственной педиатрической службы, как это случилось с гинекологией, офтальмологией, стоматологией, другими отраслями медицины. Тем более, что развитие трех систем здравоохранения – государственной, муниципальной и частной – гарантировано Конституцией РФ (ст.41). Если сравнить с опытом зарубежных стран, то, к примеру, стоматология в них почти целиком частная, государство выделяет минимальные средства на базовые гарантии, а все, что не входит в них, оплачивает пациент.
Для России развитие педиатрического направления частного здравоохранения является пока еще новой тенденцией. Коммерческая педиатрическая служба есть пока что только в краевых центрах, таких как Владивосток, а городам с меньшим количеством населения приходится довольствоваться тем, что есть. Сейчас государственная служба педиатрии переживает трудные времена, это связано с реструктуризацией первичного звена здравоохранения. В странах, где большинство населения получает медицинскую помощь в первичном звене, основные финансовые средства (до 50%) направляются именно ему. В Российской Федерации первичному звену здравоохранения долгое время выделяли не более 20%.
По мнению экспертов, именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в развитии частного сектора педиатрических услуг по нескольким причинам. Во-первых, только таким образом можно сократить объем средств, циркулирующих на теневом рынке медицинских услуг, переведя их под действие налогов. Во-вторых, альтернативный сектор привлекает родителей, которые могут самостоятельно оплатить лечение детей, что позволяет перераспределить высвобождающиеся средства в пользу неплатежеспособных семей.