Во Владивостоке прошла четвертая конференция по лечению рака молочной железы

7459
Незначительный штрих в суматохе дней и событий:  Владивостокский государственный  медицинский университет в лице кафедры онкологии и лучевой терапии, Приморский краевой онкологический диспансер и Маммологический центр  провели очередную, уже четвёртую конференцию по лечению рака молочной железы. Об актуальности проблемы говорить не надо: сегодня в Приморском крае регистрируется более 600 новых случаев заболевания рака молочной железы ежегодно, а если говорить более конкретно, то каждая восьмая женщина встретится с этим заболеванием в качестве пациентки.  Надо сказать, что к этой конференции имеется внимание и со стороны зарубежных коллег: в этом году по доброй традиции в работе конференции принимал участие врач – радиолог Кейт Лим из Сингапурского Университетского Национального онкологического института (госпиталя – NUHS).  Его участие стало возможным благодаря взаимодействию администрации Университета Сингапура и компании «Верналь», специализирующейся в области медицинского туризма.  Тематика конференции – рак молочной железы, и непосредственно  вопросы, связанные с лучевой терапией этого заболевания. Выбор в пользу именно этой тематики был сделан именно потому, что в Российском здравоохранении все больше увеличивается отставание в области высокотехнологических методов лечения, и лучевая терапия является одним из таких методов.

Сегодня только ленивый не говорит о том,  что у нас все плохо, и мы безнадёжно отстали от развитых стран в области медицины. К сожалению это реальность.

Приведу  только несколько цифр: ежегодно в Приморском крае берется на учет более 6000 больных с вновь выявленным онкологическим заболеванием. Из мировой практики следует, что около 60% от всех впервые выявленных пациентов потребуется лучевая терапия. Это порядка 4000 тысяч больных (3600 впервые выявленных и около 400 с прогрессированием заболевания). Лучевое отделение Приморского краевого онкологического диспансера, работая порою круглосуточно, за год провело лечение только 2000 пациентов. Других отделений для лучевой терапии у нас в крае нет. Куда делись остальные 2000 и как, где они проходили лучевую терапию только Богу известно. Вот такая у нас статистика. 

Вернемся к конференции. Так получилось, что у нас с Кейтом  Лимом была возможность обсудить состояние лучевой терапии, как в России, так и в Сингапуре до начала конференции. Незадолго до этого я побывал в госпитале в Сингапуре и сам видел те технологии, о которых мы говорили. Начали с того заболевания ради которого мы и собрались -  о раке молочной железы. Совсем недавно лечение рака молочной железы сводилось к полному удалению молочной железы. Благодаря лучевой терапии за последние 20 лет в мире значительно снизилось количество полных удалений молочной железы. Кейт спрашивает меня: « А как у вас?» А мы тоже умеем делать такие операции.  Часто? Нет, так как не уверены в том, что сумеем вовремя обеспечить лучевую терапию. К большому сожалению качество лучевой терапии пока далеко от совершенства – мы располагаем только конвекциональной гамма-терапией. Конформная терапия нам пока недоступна, для этого нет соответствующей аппаратуры. Кроме того, когда Кейт пригласил меня посмотреть презентацию завтрашнего выступления, на экране компьютера я увидел изображение так называемой брахитерапии (внутритканевой терапии). Это такой метод, при котором можно значительно снизить дозу облучения на окружающие ткани. Молочная железа при этой технике прошивается гибкими трубками, в которые вводятся радиоактивные элементы. Техника трудоёмкая, но она стоит того и позволяет значительно сократить ненужную нагрузку на лёгкие. Это мировая практика, но у нас эта методика не используется из- за своей трудоёмкости и отсутствия необходимой аппаратуры.  Кейт со смехом показывает фотографию со следами рубцов после брахитерапии. Судя по размеру железы, это явно не жительница Сингапура. «Верно, это Ваша соотечественница, она – русская!» Выясняется, больная оперирована во Владивостоке, а лучевую терапию получала в Сингапуре. Спрашиваю о стоимости. Кейт говорит, что это порядка 15-17 тысяч сингапурских долларов.

Под занавес встречи вдруг разговорились о раке желудка. Как то само собой вспомнили, что в соседней Японии это проблема номер один кстати вспомнилось, что когда – то на заре своей хирургической молодости я оперировал рак желудка, пока не изменил ему с молочной железой. И тут меня Кейт огорошил: у них лучевая терапия входит в стандарт лечения. Да, лучевая терапия входит в стандарты лечения в США и Канаде. В Европе, как и в России пока лучевая терапия при раке желудка не применяется.  Кейт говорит, что самое сложное – это исключить почки из зоны облучения. Далее пошел разговор о дозах, блоках, полях.  Что это даёт? Даёт солидную, в 15 процентов, прибавку в пятилетней выживаемости: без лучевой терапии пятилетняя выживаемость составляет 35, а в сочетании с химиолучевым лечением более чем в 50%! 

На следующий день у нас была конференция и мы слушали выступления наших докторов: профессора Невожая В.И. – о состоянии заболеваемости раком молочной железы на Дальнем Востоке, Кулик Л.А. – о рентгенологической диагностике минимальных форм рака, Муранову О.Ю. – об эластографии и УЗИ молочных желез. Как всегда интересным и красочным было выступление патологоанатома Тихонова Я.Н. об иммуногистохиической диагностике опухолей и пластического хирурга Гуриной Т.И. о возможностях реконструктивной хирургии. Свой посильный вклад внес и автор этих строк. Доклад прошел вроде как даже с подъёмом, но в конце (так часто бывает) я увидел ошибку, да какую – грамматическую прямо в презентации в названии доклада. Вот это ляп! Многие сделали вид, что не заметили, за что им отдельное спасибо… Естественно, что доклад Кейта был гвоздем программы, и вопросов ему было задано максимальное количество. Но он грамотно и полно ответил на все вопросы, и все остались довольны. 

На следующий день рано утром по инициативе Кейта врачи диспансера, имеющие отношение к лечению рака предстательной железы собрались в конференцзале. До самолёта было немного времени, и Кейт показал небольшую презентацию по лечению рака предстательной железы в Университетском госпитале в Сингапуре.  Конечно, это внутритканевая брахитерапия , это интенсивно модулируемая терапия, особенно ARC- терапия и SRS- терапия. Диапазон применяемых методик огромен. Вот так начинаешь понимать, что как-то не так развивается наша отечественная медицина. Мы пока стоим на уровне начала 70-х годов прошлого века. Что обидно, стоимость такой терапии, даже если и высока – 10 -12 тысяч долларов,  но она несопоставима со стоимостью жизни человека или его здоровья, но это вопросы философские, а их задавать некому. Тем более,  если поглядеть на улицу и прикинуть стоимость движущихся по улице машин… 

На прощанье Кейт говорит: «Вы оперируйте, а на облучение посылайте к нам!»   Я пытаюсь отшутиться, но червь сомнения гложет: «а он прав!»

Ведь лучевую терапию такого качества  в Приморском крае наши больные так и не смогут получить ни за какие деньги…

Может в будущем что то изменится, хочется верить.

Апанасевич Владимир Иосифович, врач онколог, маммолог,  д.м.н., профессор


задать вопрос доктору







Нет голосов



Поделиться
7459
Личный кабинет