Кто создает негативный образ врачей

4887

Поводом для этой статьи послужило открытое письмо губернатору Новосибирской области В.А. Юрченко от Новосибирской Ассоциации врачей и последующая за ним статья на НГС Это туповатые пьяницы и взяточники. Особенно советую прочитать комментарии.

Эта тема волнует меня много лет. Я выросла в семье врачей, точнее – очень хороших врачей. До сих пор в самых неожиданных местах в разных городах я слышу вопрос – а кем вам приходится Анатолий Савельевич, он мне жизнь спас? Мы жили, как и все в те годы, не богато, но отношение людей к моим родителям позволяло мне чувствовать себя чуточку особенной. Я этим гордилось невероятно. Понятно, что у нас с братом не было выбора – мы тоже стали врачами. А потом началась перестройка…

Жизнь менялась стремительно и, так же стремительно, преображался образ врача. От «спасителя» – к «убийцам в белых халатах». Уже много лет я задаю себе вопрос – в чем причина? Еще пару лет назад я была склонна обвинять в этом СМИ, особенно желтую прессу, за их статьи про «отрезанные ручки» и «убиенных младенцев». На эту тему вышла не одна моя публикация. В числе последних – инициированная мною статья в Комсомольской правде Почему врачей наказывают строже, чем опасных преступников?

Если вы осилили все эти тексты, вам будет понятнее о чем речь.

Итак, мы видим следующую картину под названием «Общество и медицина». Два больших противоборствующих лагеря – медицинские работники (врачи, медсестры и все остальные) и пациенты (и их друзья и родственники). Немного в стороне стоят медицинские чиновники, их нельзя отнести ни к медицинским работникам, т.к. они не защищают интересы этих самых работников. Их также нельзя отнести к пациентам, потому что они, в случае необходимости, видят только лучшую сторону медицины, которая не для всех. Теперь обо всех по порядку.

Врачи с каждым годом живут все труднее, и не только в материальном смысле. Тут больше моральных издержек. С каждым годом растет количество необходимых для заполнения форм, отчетов, количество жалоб, объяснительных, нормативных документов, стандартов и прочих, совершенно далеких от действительности бумаг. Как можно применить на практике стандарт или методику, если у врача нет времени подумать и, чаще всего, нет времени даже раздеть и посмотреть пациента? За 12 минут, отпущенных на первичный прием у участкового терапевта, можно только правильно заполнить бумаги. Ведь работу врача оценивают только по правильно заполненным документам и отсутствию жалоб пациентов. Плюс к этому – чтобы хоть как-то сводить концы с концами, ни один врач не работает на ставку. Практически каждый – на полторы-две. Посчитайте – сколько часов работы включают даже 1,5 ставки. Это в полтора раза больше, чем каждый день с 8-00 до 16-00. А теперь представьте, что вы каждый день работаете с 8-00 до 20-00. А ведь есть еще и ночные смены. Уверяю, ни один нормальный офисный работник не выдержал бы такого графика! И, самое главное, при всем этом врачи не испытывают морального удовлетворения от своей работы. Они не видят результатов своей работы, система устроена так, что работать хорошо практически невозможно. И они, конечно, чувствуют отношение к себе пациентов. Из профессии уходят, уходят навсегда и, чаще всего – лучшие.

Пациенты. Кто пробовал полечить банальный тонзиллит в поликлинике? То есть прошел весь путь, как положено – получить талончик к врачу, направление на анализы (положено ангину лечить антибиотиками после бакпосева, ну кто об этом знает?), направление на физиолечение и прочее. Это самый простой пример. Но нервы у пациентов и их родственников сдают когда речь идет о чем-то более серьезном. Онкология, например. Обследование в поликлинике длится месяцами, очередь на операцию и химиотерапию и столько же. Не так давно один из моих пациентов получил серьезные проблемы после того, как просидел несколько часов в очереди на консилиум в онкодиспансере. Сердце не выдержало. Квоту получить на высокотехнологичную помощь – нужно собрать кучу бумаг. Кому они нужны? Кто-то захочет химиотерапию делать просто потому, что хочется или сустав на искусственный поменять от своей прихоти? А ведь весь этот путь должны проделать люди с очень плохим здоровьем, для них просто до поликлиники дойти – уже проблема. Но, ничего не поделать – так «положено». Так написано в приказах и инструкциях. И врачи с этим ничего не могут сделать, они не могут тратить время на осмотр пациентов и совещания с коллегами, они не могут просто подумать несколько минут – им нужно заполнять бумаги и отчеты. Кто из пациентов об этом задумывается? И должны ли они это делать – вникать в причины, видя перед собой замотанного безразличного врача, срывающуюся на крик медсестру? Взаимные обвинения стали привычным делом. Но вот только какой в этом смысл?

Чиновники. Мне всегда интересно – кто пишет эти приказы и инструкции? Бывали ли эти люди когда-то на приеме, дежурили ли по скорой, ходили «по адресам»? Есть ли у них хоть какое-то представление о том, как работают врачи и как лечатся пациенты? Или их медицина – это только стопка никому не нужных бумаг – приказов и отчетов? Последний нашумевший случай яркий тому пример. Женщина, кстати, медицинский работник, узнала о том, что у нее выявлен рак молочной железы через год после проведенной диспансеризации, когда болезнь уже была совсем в другой стадии. Диспансеризация – отличная идея, в отчетах все прекрасно. С каждым годом растет количество осмотров, исследований и проведенных анализов. И ничего, что осмотр врача занимает 3-5 минут и результаты проведенной диспансеризации не доходят до пациентов. На бумаге все красиво. Просто любопытно, кому пришла в голову идея ввести новую форму листков нетрудоспособности, которые нужно заполнять без помарок в 2 раза дольше, чем прежние? Кто придумал запретить давать направления на квоты (высокотехнологичная помощь) врачам частных клиник, чтобы пациенты получали его только из рук участкового врача в поликлинике, которого они видят впервые в жизни? Кто вообще все это придумает?! И какова цель?

Я еще не коснулась проблем недофинансирования. Об этом я писала не однократно, например, в статье Равные возможности? Система здравоохранения в Аргентине сравнивала здравоохранение России и Аргентины. Скажу только, что все проблемы нехватки средств фактически переложены на врачей, которым запрещено говорить о том, что чего-то не хватает и существует лучшее обследование и лечение, чем то, что они могут предложить. И на пациентов – которые вынуждены полностью оплачивать лечение в частных клиниках, т.к. этим клиникам фактически не дают работать в ОМС и пациенты не могут воспользоваться своим полисом ОМС для оплаты услуг.

Система здравоохранения в таком виде функционирует уже много лет, и терпение врачей и пациентов уже подходит к концу. И средства массовой информации – это просто зеркало, зеркало сложившихся в обществе отношений. И сейчас я понимаю, что просто публикацией статей про героическую работу врачей и спасенных пациентах, эту проблему не решить. Просто никто уже не поверит. Что хорошие врачи есть и они фанатично преданы своему делу итак все знают. Проблема в том, что это стало исключением, а не правилом. И в этой системе по-другому невозможно. Эта система просто «выдавливает» таких врачей, и еще хорошо, если в частную медицину.

Так что же делать? Менять систему, конечно. Весь вопрос – как. Система никогда, ни при каких обстоятельствах сама себя менять не захочет и не будет, это противоречит законам физики. Чиновники этого делать не будут, напротив, будут сопротивляться. Я считаю, что для перемен нужна прежде всего политическая воля высшего руководства страны. А для того, чтобы это произошло, нужны регулярные целенаправленные усилия «противоборствующих сторон» – медиков и пациентов. И в этом как раз могут помочь СМИ – аналитические статьи писать еще не разучились и хорошие передачи снимать умеют. И тогда будет виноват не замученный врач, тупо исполняющий инструкции, а система, которая это допустила. И тогда что-то начнет меняться. Надеюсь, что и имидж врачей.

 Комментарий

  1.  Анна

    Елена Анатольевна, Вы еще забыли про МСЭК – это нечто. В начале года дочь заболела сахарным диабетом 1 типа, вот я набегалась… 4 часа в одной очереди, 4 часа в другой, дамы на приеме злые как собаки, каждый раз доказывай, что ты не верблюд и подаешь документы не просто так, чтобы «деньги нахаляву получить», а на лечение. а с переосвидетельствованиями проблем еще больше, не верят людям, что больные и им нужна мед. и соц. поддержка.

    получение инсулинов по рецептам – тоже отдельная песня: три этажа оббегать в поликлинике, придти в аптеку, а там «только в конце месяца», когда инсулин УЖЕ закончился… вот кому это нужно?

    инсулиновые помпы почему-то не входят в ОМС и высокотехнологичную, хотя это жизненно важная для профилактики осложнений вещь и ОЧЕНЬ дорогая как в приобретении, так и в обслуживании.
    неужели у тех, кто это все делает, нет детей с диабетом? неужели они не понимают, что даже пенсии по инвалидности едва хватает на тест-полоски (которые НЕ ВЫДАЮТ) бесплатно, ланцеты, иглы, инсулины (которые неизвестно когда будут по федеральной льготе), препараты для лечения и профилактики осложнений, катетеров, резервуаров, сенсоров.

     
  2. Шперлинг М М врач невролог

    Елена Анатольевна! Вот, Вы, удивитесь, а меня не волнует, ну совершенно не волнует образ врача и медицины, создаваемый нашими СМИ. Ну, негативный, ну и, что? А, Вы знает, что – либо, что они хвалят? Они всегда негативны по отношению к любому крупному институту: медицине правоохранительной системе, образованию, армии и так далее. Так устроены СМИ – они должны критиковать и обличать.

    Единственное, что меня волнует это моя собственная репутация. Вот это – самое дорогое из нравственных ценностей для меня. Не будет у меня репутации, нечего будет есть семье, репутация это один из смыслов моей жизни. А государственное здравоохранение, оно в репутации не нуждается. Она ему зачем? Люди всё равно придут к самому плохому участковому, будут лечиться в самом плохом стационаре, у них нет выбора! Говорить о сохранении репутации медицины в целом – лишено всякого смысла. Есть медицина, а есть плохие и хорошие врачи и это – совсем разные вещи.

    Согласен с Вами, врачу жить всё трудней и трудней. Если у врача есть талант, пассионарность, то жизнь его будет очень тяжела, потому, что система таких либо переламывает, либо удаляет. Очень трудно жить такому врачу.

    Почему так? Виноваты чиновники от медицины? Не всё так просто! Скажу коротко: парадигма современной медицины не интересуется человеком как таковым. Парадигма современной медицины – монетарна. Поэтому задача лечебного учреждения не в лечении, а в амортизации финансирования, при помощи пропуска больных через технологические цепочки. Гуманитарные цели вообще не ставятся перед здравоохранением. Медицина мне напоминает старый мюзикл » The wall» группы Пинк Флойд. Помните там люди едут на конвейре, который их сбрасывает в мясорубку.

    Кроме того, и возможно это- главное: гносеологическая основа медицины то же отсутствует. Существуют различные учёные, научные понятия: целевой уровень, критерий выживаемости, факторы риска и так далее, но утрачены критерии лучше и хуже. Оценки носят вероятностный статистический характер, самочувствие конкретного больного не учитывается.
    Начинать изменения медицины следует с придания её парадигме гуманитарных задач, по крайней мере их надо сформулировать!


    Источник: medassistans.ru

     



  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
4887
Личный кабинет