Лечение, опасное для здоровья

Поддерживать здоровье модно. Кто-то ведет здоровый образ жизни. Но многие верят, что можно пойти к врачам и разом вылечить все последствия стрессов, неправильного питания, привязанности к вредным привычкам и прочих спутников жизни бизнесмена. Уже полвека медицина развивается такими темпами, что кажется, будто пошатнувшееся здоровье действительно можно полностью восстановить - были бы деньги. А врачи этому потакают: процедуры, которые еще недавно были знакомы только серьезно больным людям, подчас стоят дорого, назначать их выгодно для клиники. Оправданно ли такое лечение? Опрошенные Forbes врачи-клиницисты разбирают самые популярные в России процедуры.

Терапия стволовыми клетками

Новейший, но все еще экспериментальный метод лечения самых разных заболеваний. Одна из предлагаемых услуг - омоложение. Стволовые клетки - предшественники клеток, из которых состоят органы и ткани взрослого человека; их особенно много в зародыше, у взрослого же человека они остаются в небольшом количестве.

О возможностях применения стволовых клеток в терапии заговорили после того, как в 1998 году американские ученые открыли линию эмбриональных стволовых клеток, а в 1999 году авторитетный журнал Science назвал это открытие одним из самых значимых в биологии. С тех пор серьезные исследования в этой области следуют одно за другим. Далеко не все они обнадеживают. Результаты одного из самых свежих исследований опубликованы в журнале Nephrology Dialysis Transplantation (издательство Оксфордского университета). Ученые два года наблюдали более сотни пациентов с серьезным заболеванием почек, которым была проведена трансплантация стволовых клеток. Результаты названы «весьма противоречивыми».

Тем не менее лечение стволовыми клетками практикуется: в России им занимаются, например, в Клинике гематологии и клеточной терапии Национального медико-хирургического центра, которым руководит бывший министр здравоохранения академик Юрий Шевченко. Клеточную терапию используют при комплексном лечении рассеянного склероза и нарушений в иммунной системе. Исследованиями занимаются и в Новосибирском центре иммунотерапии и клеточных технологий, созданном на базе лаборатории клеточных биотехнологий Института клинической иммунологии СО РАМН.

Помимо научных центров есть клиники, практикующие «омоложение» с помощью трансплантации стволовых клеток. Такое применение процедуры как раз и настораживает специалистов. Руководитель отделения биотерапии опухолей Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина профессор Лев Демидов считает, что с терапией стволовыми клетками надо быть предельно осторожным. «Стволовые клетки являются предшественниками не только здоровых клеток различных органов, но и раковых. Контролировать развитие трансплантированной стволовой клетки мы не можем, возникает дополнительный риск развития раковой опухоли, - говорит Демидов. - Более того, сегодня есть научная гипотеза, что именно собственные стволовые клетки человека могут запускать процессы развития рака». По мнению профессора, говорить о внедрении терапии стволовыми клетками в широкую практику «пока преждевременно».

Плазмаферез

Предлагается всем желающим в качестве метода «очистки крови от токсинов» для улучшения общего самочувствия. Процедура напоминает обычную капельницу: изъятая из вены кровь (как правило, не больше 450-500 мл за раз) в центрифуге разделяется на клеточную массу и жидкую часть (плазму), клеточная масса разводится физраствором и возвращается обратно пациенту. Плазма, которая и содержит в себе токсины и другие вредные вещества, уничтожается. Как вариант, есть мембранный плазмаферез.

Обычно врачи используют плазмаферез при серьезных заболеваниях, требующих коррекции состава крови. Например, с 1975 года методы экстракорпоральной гемокоррекции (плазмаферез - один из ее видов) используются в НИИ трансплантологии при подготовке к операциям по пересадке органов и для того, чтобы избежать смертельных осложнений после пересадки органа. Неплохие результаты есть при лечении пациентов с ревматическими и другими системными заболеваниями, когда нужно очистить кровь от собственных специфических белков.

Судя по распространенности (предлагается большинством крупных частных и государственных клиник) плазмаферез очень востребован: описание процедуры содержит в себе магическое слово «детоксикация», что позволяет предлагать эту манипуляцию всем желающим «почистить» кровь. В то же время заведующий консультативным отделением клиники кардиологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Сергей Шорников не считает оправданным применение плазмафереза для рутинной «очистки крови»: «Мы можем иногда назначать плазмаферез для нормализации содержания жиров (липидов) крови. Но это процесс, во-первых, малоконтролируемый, во-вторых, через довольно короткое время содержание липидов возвращается к исходному уровню. Что касается простой «очистки крови от токсинов», то в соотношении риск - польза лидерство явно за риском». Шорников говорит, что «вместе с пресловутыми токсинами» удаляются белки, которые регулируют большое количество химических процессов в крови. «Организм восстанавливает их не всегда равномерно. Взять, например, свертывающую систему крови. После плазмафереза эту систему можно вывести из равновесия. В процессе восстановления в крови могут образовываться тромбы, сгустки крови. Они, в свою очередь, могут привести к инфаркту или инсульту. Такое развитие событий маловероятно, но возможно, поэтому я не советовал бы применять плазмаферез в «профилактических» целях».

Внутрисосудистое лазерное облучение крови (ВЛОК)

Рекламируется как способ повысить иммунитет, для лечения хронических вирусных инфекций, улучшения состояния крови. Это российский метод, родоначальником его считается академик Евгений Мешалкин, который начал применять лазер для улучшения состояния крови в 1981 году в Новосибирске. Механизм воздействия лазера на кровь понятен не до конца, масштабных исследований с тех пор так никто и не проводил. Правда, небольших исследований, с участием 20-30 человек, была масса. По ним выходит, что так можно лечить герпес, депрессию и даже положительно влиять на поздний токсикоз беременных. За пределами России метод применяется крайне редко, экспериментально и по большей части на животных.

Заведующая отделением иммунопатологии Института иммунологии Минздрава профессор Татьяна Латышева замечает, что данных по эффективности ВЛОК недостаточно: «В свое время директор нашего института запретил использование процедуры ВЛОК, поэтому клинического опыта применения этого метода нет. Но судя по публикациям в специализированной литературе, случаев доказанного положительного влияния ВЛОК на организм пациента немного». Латышева говорит, что российские врачи склонны к «гипердиагностике нарушений иммунитета». «Во многих случаях лечить ничего не надо», - отмечает она.

Озонотерапия

Это воздействие озоном на организм пациента - бывает орошение озонированной водой, внутривенное введение озонированного физраствора, подкожные инъекции озона и т. д.

Объяснение лечебного эффекта процедур зиждется на доказанных свойствах озона - он убивает микробы и разрушает токсические вещества. Кроме этого, адепты озонотерапии говорят о том, что в результате лечения нормализуется обмен веществ, гормональный фон, снимается интоксикация, расширяются сосуды, улучшается микроциркуляция и текучесть крови. Во многих странах мира озонотерапия не признана официальной медициной. В середине 1990-х в Германии, в Университете Марбурга, проводили исследование озонотерапии. Вывод базировался на большом количестве публикаций в научных журналах и был таким: в настоящее время нет оснований утверждать, что озонотерапия может оказывать какое-либо положительное действие. Указывалось на многочисленные осложнения: аллергические реакции, нарушение зрения, головные боли, затяжную депрессию.

Андрей Гришковец