От каждого по способностям
Так получается, что психиатрическая практика тесно связана с такими юридическими терминами, как вменяемость и дееспособность. Их довольно часто путают между собой. Кроме того, многие мифы и страшилки о психиатрии рождены как раз недостаточным знанием матчасти: одни считают, что попадание в психбольницу автоматически лишает человека дееспособности, другие - что любое (ну, почти любое) психическое заболевание автоматически освобождает от уголовной ответственности. Давайте попробуем внести немного света знания в этот тёмный лес (не путать с факелом в пороховом трюме!)
Невменяемость. Этот термин используется, когда человек совершил нечто богопротивное...ммм...то есть, противоправное, и требуется решить: вменяем ли был человек на тот момент или нет. Зачем? Да затем, что нести уголовную ответственность может лишь вменяемое лицо. Нет вменяемости - нет уголовной ответственности. Зато есть меры медицинского характера.
Есть так называемая формула невменяемости, изложенная в ст.21 УК РФ:
«1.Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
2.Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом».
Невменяемость определяется двумя группами критериев: а)медицинскими и б)юридическими. То есть, для того, чтобы признать человека невменяемым, надо, чтобы у него присутствовали и те, и другие.
Медицинский критерий невменяемости. Это какое-либо психическое болезненное расстройство из четырёх групп:
- Хроническое психическое расстройство (шизофрения, старческое слабоумие, пресенильные психозы, прогрессивный паралич и другие)
- Временное психическое расстройство (алкогольные психозы - делирий, параноид, галлюциноз; реактивные психозы, исключительные состояния)
- Слабоумие
- Иное болезненное состояние психики (психопатии, психический инфантилизм, некоторые случаи глухонемоты)
Ахтунг! Ещё раз повторюсь: само по себе то, что у человека есть или было что-то из этого перечня, невменяемым его НЕ ДЕЛАЕТ. Надо, чтобы присутствовал также
Юридический критерий невменяемости. Он включает в себя два признака (может играть роль либо один из них, либо оба сразу):
Интеллектуальный (невозможность осознавать фактический характер своих действий/бездействия) - скажем, жениться уже умел, но никак не мог взять в толк, с какого перепуга нужно брать на это согласие избранницы.
Волевой (невозможность руководить своими действиями) - к примеру, бес не токмо попутал, но и в ушко пошептал, и руками-ногами за хозяина подрыгал, да так продуктивно, что патологоанатомы в экстазе.
Недееспособность. В отличие от невменяемости, этот термин применяется в рамках не уголовного, а гражданского кодекса. И для того, чтобы признать человека недееспособным, одного лишь факта хронического психического заболевания мало - даже если это шизофрения или деменция. Ведь, будучи лишённым дееспособности, человек не сможет распоряжаться деньгами, имуществом и заключать сделки (если следовать букве закона - вплоть до покупки хлеба и сигарет), вступать в брак (а если он до того в нём состоял, то брак может быть расторгнут по заявлению второго из супругов), голосовать на выборах, создавать фирмы, регистрировать авторские права на что-либо, а также получать роялти с уже изобретённого, написанного, созданного - да что там, даже поменять место жительства он сам не сможет!
Соответственно, надо иметь веские основания для признания гражданина недееспособным. Какие? Прежде всего - наличие психического расстройства. Но не абы какого, а выраженного настолько, что из-за него невозможно понимать значение своих действий или руководить ими. Человек может, мягко говоря, не блистать интеллектом и памятью, может активно общаться с голосами в голове, может иметь обширный гардероб предметов из фольги - да на здоровье, если при этом он социально адаптирован. Если же из-за психической болезни он не может прожить без постороннего присмотра, тогда дело другое: ближайшие родственники или (если их нет) отдел опеки и попечительства обращаются с заявлением в суд, тот назначает (или не назначает) судебно-психиатрическую экспертизу, а уже по её результатам признаёт или не признаёт гражданина недееспособным. Повторюсь: суд, а не психиатры. Если факт недееспособности установлен, в течение месяца должен быть назначен опекун.
Кроме полного лишения, существует также ограничение дееспособности. Допустим, есть в семье продвинутый адепт школы Бахуса. Или абонент, не дающий иссякнуть наркотрафику. В итоге богатеет производитель алкогольной продукции, колосятся маковые поля, а баланс отдельно взятой семьи стремится выйти в стабильный минус. Что делать? Члены семьи обращаются в суд, где решают вопрос об ограничении дееспособности этого гражданина и назначении ему попечителя. То есть, с этого момента зарплату или пенсию - только в семью, а про вино красное, порошок белый да девок рыжих придётся лишь указывать в анамнезе. В магазин - только с согласия попечителя, и чтобы отчётность была до последней копейки. Зато ответственность за совершённые сделки (серебрянный сервиз продал, героин купил), а также за любой причинённый вред остаётся в полном объёме.
К сожалению, пока не предусмотрено ограничение дееспособности при игромании - а ведь урон семейному бюджету она наносит ничуть не меньший.
Ликбез проводил Максим Малявин, врач-психиатр