Нравственные аспекты платной медпомощи (исторические параллели)

6396
В ХХ веке общество пришло к пониманию того, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для тех, кто себе это может позволить. По современным взглядам ведущих теоретиков биоэтики, системы здравоохранения, которые реально не обеспечивают доступность медицинской помощи для всех граждан, не могут считаться справедливыми.

Но так ли это на самом деле?

Собственностью и достоянием врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду. Поэтому долг врача оказать помощь в свою очередь предполагает обязанность общества в соответствии с так им любимым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу. Если врачу за его высококвалифицированный труд не платят зарплату вообще или платят нищенскую зарплату, которая ниже вознаграждения уборщицы в офисе сомнительной фирмы, то это является разновидностью социальной несправедливости.
В "Справедливых законах, которые великий и справедливый царь Хаммурапи установил на пользу и добро слабых, больных, вдов и сирот" - указано - "...если операция катаракты была успешной, то врач получал от больного 10 шекелей серебра" (1 шекель = 8,4 г). Сумма по тем временам огромная, составляющая годовой доход обычного работника. Так что врач знал, за что он работал.

Так что публикации во "Враче" поддержали те медики, которые четко увидели в низвержении авторитетов возможность расширить свою практику за счет устранения конкурента. Они то и стали пятой колонной врачебного клана. В основном это были те, кто не смог прославиться и добиться материального благополучия успехами в медицинской практике и науке. Единственным выходом для них стала возможность прославиться, созданием образа страдающего за больных бессребреника. В ход пошли все способы, в том числе и вытаскивание на потеху неподготовленной публике случаев диагностических и лечебных ошибок вчерашних кумиров, наклеивание им ярлыков "погрязших в роскоши мздоимцев" и т.п.

Немногочисленные трезвомыслящие граждане, понимавшие, что "хорошее не бывает дешевым", не поддержали Манассенина и К о . В основном это были представители школ Боткина и Захарьина. В ответ на нападки и обвинения врачей в стяжательстве они пришли к выводу, что понятие "гонорар" иное, чем понятие "жалованье" ("заработная плата"). Гонорар - это не только стоимость работы и оценка социального статуса врача, но и отражение возможностей и социального статуса пациента. Так что каждый покупает то, что может себе позволить, и, обращается к тому, кто ему материально доступен. А заниматься или не заниматься благотворительностью - личное дело врача. Кто-то от рождения альтруист и филантроп, а кто-то - чистый прагматик.

Вересаев приводит еще один показательный пример - "В газету "Сын отечества" обратился господин с требованием "пропечатать" врача, подавшего на него в суд за неуплату гонорара. "Да отчего вы не заплатили ему?" - спросил газетчик. - "Да так, знаете, - праздник подходит, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну все такое прочее"...

Вот оно, оказывается, как. Врач должен быть бескорыстным подвижником, ну а остальные, важные лица, будут за его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках".

"Врачебные этические правила"

Составлены комиссией, избранной Обществом Киевских Врачей и утвержденные ими на заседании 7-го октября 1889 года. Эти правила были подписаны Председателем Комиссии, президентом Общества Киевских Врачей профессором Н. Хржонщевским, и, регламентировали практически все стороны врачебной деятельности.

В разделе Б. - "Требования врачей от публики" п. 10 гласил - "Врачи вправе требовать, чтобы больные уважали их труд, оберегали их время и силы и не злоупотребляли последними без особенной нужды ", а п. 12 прямо указывал на достойное отношение к врачу - "Врачи могут по справедливости требовать, чтобы без особой надобности их не приглашали внезапно, особенно ночью, кроме того, даже в случае подобной необходимости, больные должны обращаться по преимуществу к постоянно пользующим их врачам или в ночные врачебные дежурства, равно как и в акушерскую клинику. Больные должны, по возможности, посылать за врачом раньше часов его выезда для того, чтобы врач мог распределить свое время. Приглашения должны быть по возможности, письменными с обозначением точного адреса".

Особый интерес представляет раздел В. - "Вознаграждение за труд". Цитируем его по первоисточнику без купюр и комментариев:

13. Врачи имеют полное право требовать вознаграждение за всякий исполненный ими врачебный труд.

16. Гонорар за операцию, равно как и приглашение врача в отъезде и гонорар за это, устанавливаются по особому взаимному соглашению.

17. Если приглашенный врач осмотрел более одного больного, то при определении гонорара врачу должны приниматься во внимание и эти больные.

18. Ночные визиты, сделанные по приглашению больного, должны быть оплачиваемые, считая для таковых время от 9 часов вечера до 7 утра.

19. Врач должен отказаться от вознаграждения за помощь товарищу врачу и его семейству, что уже давно освещено обычаем.

Изучение текста этих "Врачебных этических правил", действовавших в Киеве каких-то 100 лет назад вызывает чувство белой зависти. Наши предшественники по врачебному клану не только умели уважать себя, но и умели требовать должного отношения к себе общества, которому служили .

А как же иначе?

Любое сотрудничество должно быть обоюдовыгодным. Иначе это уже не сотрудничество, а использование.
Надеюсь, что любой, мало-мальски образованный человек в курсе, что прецедентов "бесплатной" медицины за последние 10 тысяч лет практически не было. Если отбросить декларации и различные формы взаимозачетов (оплата продуктами, обучение и содержание лекаря за счет деревни и т.д.), то впервые прецедент появился примерно 35 лет назад "в отдельно взятой стране". Именно 35, а не 80, как считают многие.

Надеюсь, все помнят эпизод из "Доктора Живаго", когда к женщине в критическом состоянии он согласился из любезности поехать ночью, оговорив предварительно вопрос оплаты в виде комода, с доставкой силами родственников пациента. Второй эпизод оттуда -же - как в Сибири он не мог отучить местное население за консультации приносить продукты (в которых не нуждался, т.к. жил на содержании у атамана бандитов-партизан). Может быть, с образованием мощного государства, что-то изменилось?

Бесплатно?

Начало создания "бесплатной" медицина в СССР, в том виде, как она существовала до последнего времени, было положено в 60-е годы ХХ века усилиями "великого реформатора", засевавшего Заполярье кукурузой и обещавшего через 20 лет коммунизм. Разумеется, при коммунизме, ни о какой плате за лечение, образование, охрану безопасности и имущества и т.д. речи идти не могло. Но все же врачам установили зарплату, превышающую среднестатистическую (начинающий врач получал, с учетом дежурств, рублей 160-180, в отличие от начинающего инженера, получавшего 115), и "строго" наказывался за поборы.
Кроме того, государством осознанно (с помощью продажной пишущей братии, готовой писать под любой социальный заказ) создавался лубочный морально-этический образ врача - человека благородного, бескорыстного, некую пародию на средневекового монаха. Всех это устраивало, и за последующие годы все к этому привыкли.

А справедливо ли общество по отношению к врачам?

Ответ дает классик - патриарх кардиохирургии Н.М. Амосов в своем реквиеме - "Голоса времен" (1998). Клиника Корфера в маленьком городке Бед-Оэнхаузен, недалеко от Дюссельдорфа.

"... 4-5 тысяч операций в год - шунтирование и замена клапанов (наряду с десятками пересадок сердца и дру-гими сложными вмешательствами, и смертность 1-3%. Оперируют в любом возрасте.... Операции, разумеется, платные - 40-50 тысяч марок.

Я восхитился, но, даже не подумал - "Вот бы мне!". Ехать так далеко... Денег нет...

Отправили факс Корферу, поговорили с ним по телефону и через день получили официальное разрешение: приезжайте, стоимость операции 44 000 марок. ... По телефону договорились с Корфером, что "примут в кре-дит", но это - на несколько дней.

Своих денег у меня было около 6000 долларов - накоплены за пять лет на случай смены стимулятора, ценой большой экономии, гонораров, стипендии от Сороса".

Огромные средства заработал отец кардиохирургии Украины за всю свою трудовую жизнь. Их не хватало даже на продление его собственной жизни!!! Может быть прав был Теодор Бильрот, когда оценил достижения своей карьеры - "Мало радости дала мне хирургия". Символично и окончание книги великого хирурга - "Мой эксперимент закончен!"

С другой стороны, профессиональная этика подложила медикам большую свинью. Законодатель, чиновники и начальство активно используют клятву Гиппократа, чтобы морочить медикам голову - дескать - "поклялись - терпите". Хотя клятва Гиппократа - не кодекс врача-бессребреника.



  Рейтинг: 5, Голосов: 5



Поделиться
6396
Личный кабинет