Чжун-Чжун и Хуа-Хуа

В Поднебесной ученые впервые клонировали обезьян и получили здоровых детенышей при помощи переноса ядра соматической клетки – тем же методом, который использовался в экспериментах со знаменитой овечкой Долли, информирует VladMedicina.ru со ссылкой на официальное сообщение Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences). Результаты работы опубликованы в авторитетном издании Cell.

клонирование, клоны, медицина Китая

Идентичные друг другу клоны яванской макаки появились на свет в Шанхае в Нейрологическом институте Академии наук Китая. Ученые дали забавные имена новорожденным - Чжун-Чжун (Zhong Zhong) и Хуа-Хуа (Hua Hua) - от Чжунхуа, что в переводе – китайский народ. Первая особь появилась на свет 27 ноября, вторая - 5 декабря 2017 года. Несколько недель исследователи наблюдали за малышами, прежде чем сделать сенсационное заявление. По заверениям китайских генетиков, сейчас обе девочки чувствуют себя великолепно и развиваются в соответствии с возрастом.

Впервые «метод овечки Долли» применили в 1996 году, после чего таким путем было клонировано свыше 20 животных разных видов -  крыса, собака, корова, свинья, верблюд и др. Все подобные попытки с приматами до сих пор оканчивались неудачами. В 1999 году в США путем расщепления донорского эмбриона и пересадкой его в матку суррогатной матери на свет появилась макака-резус Тетра. Как акцентируют китайские ученые, это нельзя считать клонированием в прямом смысле, так как, по сути, биологи просто разделили эмбрион на несколько частей на первых фазах его развития, что привело к рождению не одной, а двух обезьян.

Успешный перенос ядра из соматической клетки был осуществлен в 2007 году, но детеныши оказались нежизнеспособными.

Появление Чжун Чжун и Хуа Хуа - это результат 79 попыток. Ученые рассказали, что их опыты завершились успехом из-за того, что они усовершенствовали метод переноса ядра, а также вводили в яйцеклетку ген Kdm4d.

клонирование, клоны, медицина Китая

- Мы использовали несколько разных способов переноса ядра, и только одна из них сработала, - рассказал руководитель исследования, директор Центра исследований нечеловеческих приматов Нейрологического института Академии наук Китая Цян Сунь. - Нам пришлось пережить огромное количество ошибок и неудач, прежде чем мы нашли правильную методику.

Китайские биологи намерены продолжать эксперименты по клонированию обезьян, так как это позволит проводить медицинские исследования, необходимые для лечения болезней человека, который тоже относится к приматам.

По мнению исследователей, точно таким же способом в будущем возможно клонирование людей, если это будет необходимо по медицинским показателям.

- Технический барьер, который долгое время был преградой для клонирования различных приматов, включая человека, преодолен. В принципе, наша технология может использоваться и для клонирования людей, но пока речь об этом не идет, - заявил Цян Сунь.

Фото: Chinese Academy of Sciences, China Daily