Обнаружен генетический маркер плацебо

Ученые определили ген, отвечающий за формирование эффекта плацебо.

Международная команда ученых из Израиля и США выяснила, что гены, отвечающие за уровень дофамина в головном мозге человека, участвуют также и в формировании реакции организма на плацебо. Оказалось, что при этом происходит активное производство дофамина.

Дофамин является «гормоном удовольствия», также он вырабатывается организмом как защитная реакция на боль. В процессе изучения дофаминовых путей ученые обнаружили катехол-О-метилтрансферазу (COMT) - фермент, который участвует в распаде катехоламинов и, в частности, дофамина. Ранее было известно, что ген СОМТ, кодирующий одноименный белок, вовлечен в процессы реакции на боль и развитие болезни Паркинсона.

Более тщательный анализ показал наличие полиморфизма у гена COMT в виде мутации Val158Met. Оказалось, что у людей с двумя копиями Met (Met/Met) уровень дофамина в префронтальной коре в 3-4 раза выше, чем у людей с двумя копиями Val (Val/Val). Префронтальная кора отвечает за процессы познания, принятие решение и социальное поведение. Ученые предположили, что люди с генами Met/Met, Met/Val и Val/Val будут иметь разный отклик на плацебо. В частности, пациенты с двойной копией Met должны лучше реагировать на препараты плацебо.

Эксперименты подтвердили данную гипотезу. Одной группе пациентов с синдромом раздраженного кишечника ничего не давали, а участникам второй группы давали плацебо и измеряли у них концентрацию дофамина. Оказалось, что в группе плацебо концентрация дофамина у пациентов с двойной копией Met была в 6 раз выше, чем у пациентов с Val/Val.

Ученые предполагают, что Met/Met является генетическим маркером для людей, реагирующих на плацебо, а двойная копия Val - соответственно, маркером на отсутствие такой реакции.

Об эффекте плацебо говорят, когда у пациента наступает улучшение от лечения, не содержащего активных ингридиентов. Возможность предсказывать эффект плацебо может значительно повысить степень качества и доказательности многих медицинских исследований, где плацебо играет роль контроля. Кроме того, это позволит разрабатывать более действенные методы лечения для пациентов, не реагирующих на плацебо.

Источник: medpro.ru