Виртуозная игра на тонких струнах души ребенка

9760
Медико-реабилитационное отделение было создано в ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Приморья  в 2014 году и сразу заняло передовые позиции в успешном лечении расстройств аутистического спектра в амбулаторных условиях. Это единственная в Дальневосточном федеральном округе структура, где проводится комплексная коррекция деток раннего возраста - от рождения до трех лет. В отделении медицинской реабилитации стремятся разрушить стигматические представления общества о детской психиатрии, здесь имеют дело с самыми разными диагнозами – от простых форм задержки развития до тяжелых случаев умственной отсталости.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Наталья Орех, Ольга Решетова, Ольга Шостак, Психиатрия и наркология
 
Вне стен стационара
 
- В представлении общества психиатрическая клиника - это стационар, где лечатся тяжелые формы психических расстройств с применением серьезных нейролептических препаратов, и только препаратов - констатирует главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия Горохова. – На самом деле в современном мире, и у нас в том числе упор делается на внестационарные виды помощи - в профильных ЛПУ открываются и развиваются амбулаторные службы, оказывающие специализированную помощь вне стен стационара. Это общемировая тенденция. Один из таких ярких и актуальных примеров - медико-реабилитационное отделение, работающее с 2014 года. За истекший период времени через данную структуру прошло порядка 400 маленьких пациентов со сложной патологией, в частности, аутизмом и парааутистическими состояниями и проявлениями, задержками психоречевого развития, органическими нарушениями.
 
В любой другой медицинской специальности они считываются и трактуются как аутизм или состояние детей недооценивается. Мы же настаиваем на том, что чем раньше (в год, два, три) ребенком займется настоящий специалист, тем лучше будет лечебный эффект и психическая стабилизация к школьному возрасту. Мы работаем с детьми, от которых, по сути, отказались в других медучреждениях. Мы настраиваем родителей, что медицинская реабилитация - процесс длительный, и здесь необходима именно совместная с ними работа, объединенные целенаправленные усилия.
 
В амбулаторном медико-реабилитационном отделении (АМРО) культивируется и реализуется комплексный подход к лечению душевных расстройств с участием мультидисциплинарной бригады специалистов - заведующей отделением, клинического психолога Ольги Решетовой, олигофренопедагога Натальи Орех и логопеда-дефектолога Ольги Шостак. А в ближайшее время в штат структуры будет официально введена должность врача-психотерапевта, который будет взаимодействовать исключительно с родителями. Доктор уже работает в диспансерном отделении и постепенно вовлекается в процесс реабилитации. Стоит отметить, что все специалисты медико-реабилитационного отделения помимо высшего профильного образования прошли обучение в РМАПО по программам последипломного образования по микропсихиатрии и психиатрии детского возраста, а также повысили свою квалификацию в Институте коррекционной педагогики РАО по медицинской реабилитации детей с расстройствами в сфере психического здоровья. Все специалисты имеют высшую категорию, причем получены они не по стажу работу, а по реальному клиническому опыту, глубине и наполненности знаний и навыков.
 
Культивируя комплексный подход
 
- При необходимости мы подключаем и медикаментозное сопровождение, на фоне которого эффективность коррекционных мероприятий повышается в разы, - поясняет  Анастасия Витальевна. - Причем применяются препараты не только психиатрического спектра - ноотропы и нейролептики, но и на первый взгляд напрямую не связанные с лечением психических заболеваний. Это лекарственные средства, корректирующие флору кишечника, минеральный водно-солевой обмен. Родителям бывает достаточно проблематично объяснить, для чего необходимо принимать щелочные ванны, что сбалансированная внутренняя среда организма позволяет правильно выстраивать работу нейромедиаторов. Поэтому широкий угол профессионального зрения, комплексный подход к самому ребенку, а не к симптому обеспечивает достижение наилучшего эффекта.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Наталья Орех, Ольга Решетова, Ольга Шостак, Психиатрия и наркология
 
Нередко бывает, что под маской парааутистических расстройств скрываются депрессивные состояния детей трех-четырех лет. Они таким образом демонстрируют протест против какой-то семейной истории, внутрисемейных конфликтов, реагируя на своем психомоторном уровне, как им положено по возрасту. Это может проявляться в форме отказа от туалета, питания и общения. А под синдромом двигательной активности (СДВГ) маскируется мания. Проявления схожи, а лечение разное, и жизнь ребенка при неправильном диагнозе идет совсем не по благополучному сценарию.

Возьмем нарушение пищевого поведения: первые признаки могут проявиться в раннем возрасте, и очень сложно определить, какая здесь истинная причина - или ребенок действительно не хочет есть мясо, или это часть симптома заболевания. Поэтому в таких случаях требуется серьезная комплексная подготовка, чтобы увидеть полную и адекватную картину происходящего. И одна и та же форма заболевания в разных возрастах проявляется совершенно по-разному. Клинический психолог понимает, как созревают и формируются нейронные связи согласно возрасту ребенка, и в какой доле или на каком участке происходит сбой, и, исходя из этого - какой комплекс абилитации или реабилитации подобрать. Не нужно стимулировать кору головного мозга, нагружая ее сложными словами и понятиями – порой малыша необходимо научить подавать ручку и ощущать на эмоциональном уровне смысл и посыл этого действия.
 
Мы недавно вернулись из Хабаровска, где проходила конференция по актуальным вопросам детской психиатрии. Там возобновилась давняя клиническая дискуссия между неврологами и детскими психиатрами. Это спор разворачивается практически на всех площадках. Вследствие стигмации психиатрической службы, идя на поводу у собственных страхов, родители за помощью обращаются к неврологам, педиатрам, минуя детского психиатра и психотерапевта. В итоге происходит непростительная задержка в оказании специализированной помощи. А драгоценное время уже упущено. И общество получает 18-19-летних молодых людей с задержками развития, которыми в детстве занимались не те врачи. Наши специалисты прошли глубокую фундаментальную подготовку в сфере именно детской психиатрии и психологии. Это совершенно иное клиническое мышление.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Наталья Орех, Ольга Решетова, Ольга Шостак, Психиатрия и наркология
 
Игра как основа психотерапии
 
Отделение медицинской реабилитации работает пятый год, и многие дети наблюдаются здесь в режиме пульсовой терапии - два месяца, затем перерыв, потом приходят опять. При этом нагрузка на специалистов ложится поистине колоссальная - и физическая, и психологическая, и эмоциональная. Они три четвертых своего рабочего времени проводят с ребенком на полу, в игровой динамике, подстраиваются под него. Это действительно тяжелый самоотверженный труд, который сродни подвигу - чтобы работать в бюджетнойсфере медицины с такой мощной и серьезной подготовкой, нужно по-настоящему любить детей и дело, которым занимаешься.
 
Ольга Решетова в специальности уже 14 лет, сначала окончила факультет психологии ДВФУ, затем факультет клинической психологии ТГМУ. Неоднократно проходила повышение квалификации на центральных базах, непосредственно с детьми с нарушениями психического развития работает с 2013 года. Причем с самыми крохами, начиная с рождения и до трех лет.
 
- Наша больница – единственное медучреждение в регионе, где делают акцент на лечение и реабилитацию деток столь раннего возраста, - отмечает Ольга Александровна. – Возьмем характерную ситуацию – ребенку год и восемь месяцев, родители понимают, что с ним что-то не так, они узнали из интернета, что он развивается не совсем правильно. Такого маленького пациента во Владивостоке не возьмет никто, за исключением некоторых частных специалистов. И если родители в этом возрасте прошли мимо врача-психиатра, серьезных проблем избежать не получится. Поэтому мы проводим работу с мамами и папами о необходимости осмотра врачом-психиатром для наблюдения за ребенком. С ребенком мы начинаем работать с первого дня, с того момента, когда он переступает порог нашего учреждения. Подключаются психолог, логопед, который берет деток постарше. Специалисты нашего отделения очень тонко, ювелирно работают с пациентами.
 
Мы способны увидеть и выявить те зоны, из которых ребенок «выпал». И первое, что страдает – эмоционально-чувственная сфера, дети часто бывают эмоционально пусты. В этом случае мы используем подход Института коррекционной педагогики, который заключается в эмоционально-смысловом насыщении маленькой личности.
 
Все занятия построены на игре, на обратной связи с ребенком. У малыша в два-три года ведущий вид деятельности – игровой, поэтому через игру мы развиваем эмоциональность, внимание, познавательный интерес. Мы постепенно уводим ребенка от того, чем хочет заниматься он, к нашей программе, к расширению его социальных интересов. Всем известно, что у детей с аутизмом отмечается дефицит в общении, коммуникациях, социальном взаимодействии. Существуют очень жесткие паттерны поведения, устоявшиеся стереотипы – мы ходим только этой дорогой, играем только с синими предметами, и т.д. Специалист на первом этапе присоединяется к этой игре, принимает ее правила, но постепенно дополняя ее другими предметами, привнося новые краски. Мы насыщаем эмоциональный фон ребенка, расширяем чувственную гамму, и он начинает испытывать счастье, восторг. Маленький человечек становится способным к обучению, восприятию и принятию нашего мира. Наша задача – не заменить, а расширить его мир нашим миром.
 
Взаимное ментальное обогащение
 
По словам клинического психолога, в АМРО берут всех детей – от самых простых случаев задержки развития до тяжелых форм умственной отсталости. В отделении, в частности, применяют такую методику, как FLOORTIME, буквально - время, проведенное в игре на полу. Она была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году, это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности. Т.е. путем успешной работы с эмоциями маленьких пациентов можно создать базу для развития их интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям. Цель игрового взаимодействия - не только достижение поверхностных успехов в виде погашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но, прежде всег, развитие его личности.

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Наталья Орех, Ольга Решетова, Ольга Шостак, Психиатрия и наркология
 
- Маленькие столы используются у нас только для пятиминутных упражнений с пяти и шестилетними детьми - что-то нарисовать, наклеить, прочертить линии, - уточняет Ольга Решетова. – Все остальное время специалисты отделения проводят с ребенком на полу. Это дает ощущение домашней обстановки и уюта, даже и близко нет чувства, что вы находитесь в какой-то специализированной клинике. Терапия начинается с момента, когда разулся ребенок и подкрепляется и усиливается, когда родитель снимает обувь. К сожалению, есть такая тенденция, что мамы перестали играть с детьми, гаджеты заменяют общение. Бубны, погремушки, мячики и барабаны – это то, с чего мы начинаем свою терапию. В ее основе всегда лежит игра.
 
Также мы используем метод нейропсихологической коррекции, когда эффект достигается при помощи различных дыхательных и двигательных упражнений под музыку. В группах логоритмики мы формируем у ребенка двигательные умения и навыки, развиваем пространственные представления, координацию и переключаемость движений, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, воспитываем чувство ритма, совершенствуем личностные качества.
 
В каждом конкретном случае мы используем персональный и дифференцированный подход. Сначала идет работа в индивидуальном порядке, затем определяем готовность ребенка включиться в групповые занятия. Дети подбираются по своей похожести, но никогда – по возрасту или диагнозу. В одной группе может находиться и активно говорящий ребенок, и молчун, но при этом они друг с другом успешно коммуницируют, без проблем находят общий язык, при этом еще и обмениваются новыми словами, идеями, взаимно обогащаются на ментальном уровне.
 
Также в арсенале специалистов – ящик Пертры, всевозможные игровые материалы, люльки для коррекции перинатальных нарушений, сенсорная комната. Когда ребенок готов, он включается в коллективные занятия, в нашем отделении работает шесть групп. Две по логоритмике, где занимаются дети с задержками речевого и психоречевого развития, есть несколько малышей с генетическими синдромами, также группу посещают дети с РАС. Еще две группы – для маленьких пациентов с расстройствами аутистического спектра, и здесь налицо огромный прогресс. Еще в сентябре они или вообще не говорили, или произносили лишь «дай», «на», «пока». Сегодня можно с уверенностью и гордостью говорить о том, что малыши активно и осмысленно используют речь в общении. Плюс две группы социальной адаптации, там занимаются уже достаточно взрослые дети, которых в этом году мы выпускаем на непосредственную подготовку к школе.
 
Небывалый прогресс для детей-аутистов
 
Как подчеркивает Ольга Александровна, все эти дети также имеют диагноз РАС, но они уже социально адаптированы и достигли такого уровня, что дальше с ними будут работать специалисты по подготовке к школе:

Анастасия Горохова, Краевая клиническая детская психиатрическая больница, Наталья Орех, Ольга Решетова, Ольга Шостак, Психиатрия и наркология
 
- На это потребуется порядка двух лет, и такие детки к восьми годам смогут начать учиться в общеобразовательном учреждении. Да, может быть. с какими-то ограничениями, но тем не менее они пойдут не в коррекционную, а обычную школу. А без помощи к этому возрасту они были бы совсем потерянными, и ни о какой учебе не могло бы идти и речи. В этих группах есть дети, которые пришли три года назад, совсем не умея говорить, с двигательной расторможенностью и так называемым полевым поведением. Это один из признаков нарушенных эмоциональных связей и несформированной волевой сферы, при которых у ребенка затруднен или полностью отсутствует самостоятельный контроль своих действий. В их случае помимо максимально приложенных усилий со стороны врачей и родители были настроены крайне решительно на комплексную коррекцию с применением медикаментозных средств. И результат превзошел самые смелые ожидания – по большом счету мы вернули обществу полноценных маленьких граждан с хорошим потенциалом и вполне благополучным прогнозом. Это уже обычные дети – они спорят, дерутся, выясняют отношения, самоутверждаются, ищут свое место в мире. Для пациентов с расстройством аутистического спектра это небывалый прогресс, фантастическое достижение. 
 
Специалисты ранней помощи занимаются в первую очередь абилитацией ребенка и борются не с нарушениями как таковыми, а работают над развитием самого малыша, приспособлением к окружающей среде и стараются наладить тесный контакт с его близким кругом. Порой самая трудная задача – перестроить отношение родителей к лечению в психиатрической клинике, разрушить социальные страхи и стереотипы, трансформировать их и направить в созидательное русло, сделать мощным позитивным ресурсом. Только такая комплексная и разноплановая деятельность, виртуозная профессиональная работа позволяют гармонично зазвучать самым глубоким струнам души ребёнка и достичь требуемого результата.




  Рейтинг: 4.47, Голосов: 15



Поделиться
9760
Личный кабинет