Образование без границ. К юбилею ТГМУ
8414
В 2018 году главный медвуз Дальнего Востока отмечает 60-летие. Этот материал посвящен одному из важнейших структурных подразделений Тихоокеанского государственного медицинского университета в Приморском крае. – Институту ординатуры, аспирантуры и магистратуры. Собеседница портала VladMedicina.ru - директор учреждения, д.м.н., доцент Татьяна Бродская.
Ориентир на качество
- Татьяна Александровна, расскажите о деятельности института? Какие направления он реализует?
- Институт ординатуры, аспирантуры и магистратуры является структурным подразделением ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, основной задачей которого является методическое сопровождение и реализация следующих программ высшего образования по направлениям подготовки: ординатура (подготовка кадров высшей квалификации для практического здравоохранения, квалификация «врач-специалист»), аспирантура (подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, квалификация «исследователь», «преподаватель-исследователь»), магистратура (подготовка кадров высшей квалификации для практического здравоохранения, квалификация «магистр»).
Все это уровни высшего образования – вторая и третья ступени (ПКВК). Спектр реализуемых направлений и профилей подготовки кадров высшей квалификации в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России соответствует действующей лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельству об аккредитации.
Все это уровни высшего образования – вторая и третья ступени (ПКВК). Спектр реализуемых направлений и профилей подготовки кадров высшей квалификации в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России соответствует действующей лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельству об аккредитации.
Институт как структура существует с 2017 года, однако формы такой подготовки, как ординатура, аспирантура (а раньше еще и интернатура) вуз реализует с самых истоков своего существования. Не так давно все эти уровни считались постдипломной подготовкой, а с 2014 года, в соответствии с Болонской декларацией, это второй и третий уровни высшего образования. Становление такой структуры шло через отделы, деканаты, а теперь уже это полноценный институт.
Благодаря реформе законодательства о медобразовании с прошлого года ушла в историю такая форма подготовки, как интернатура. Поэтому сегодня после первой ступени - получения диплома о высшем медицинском образовании уровня специалитета (по специальности,например, «Лечебное дело»,«Педиатрия» и пр.)- выпускаются врачи, которые имеют право сразу пройти процедуру первичной аккредитации и затем могут идти работать в первичное звено здравоохранения. Часть молодых докторов «оседает» в первичном звене, но большинство ребят, как правило, стремится поступить в ординатуру с целью повысить квалификацию и получить конкретную(более узкую) практическую специализацию.
Кроме того, ординатура востребована и среди стажированных специалистов - они поступают туда для приобретения новой врачебной специализации и повышения квалификации. В магистратуру идут выпускники уровня специалитета и бакалавриата, а также стажированные специалисты с целью приобретения более высокого уровня квалификации, дающего в дальнейшем право занимать определенные должности. Аспирантура же является формой подготовки научно-педагогических кадров, то есть преподавателей и исследователей для вузов и научных организаций.
Кроме того, ординатура востребована и среди стажированных специалистов - они поступают туда для приобретения новой врачебной специализации и повышения квалификации. В магистратуру идут выпускники уровня специалитета и бакалавриата, а также стажированные специалисты с целью приобретения более высокого уровня квалификации, дающего в дальнейшем право занимать определенные должности. Аспирантура же является формой подготовки научно-педагогических кадров, то есть преподавателей и исследователей для вузов и научных организаций.
Шанс найти себя - каждому
- Очевидно, что желающих получить более высокий (второй и третий) уровень высшего образования немало?
- Интерес к поступлению в ординатуру и аспирантуру традиционно высок, и в последние годы он только возрастает. Прием на обучение по программам ординатуры в ТГМУ ведется по 59 специальностям. Спектр образовательных программ достаточно широк, мы не реализуем только единичные профили. В перечень специальностей ординатуры входят как самые традиционные (терапия, хирургия, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, и т.д.), так и уникальные по своей сути специальности (челюстно-лицевая хирургия, сердечно-сосудистая хирургия, пластическая хирургия, и др.).
В 2017 году ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России получил лицензию на право подготовки ординаторов по новым специальностям: управление и экономика фармации, функциональная диагностика, косметология, диетология, профпатология, гигиеническое воспитание.
В 2017 году ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России получил лицензию на право подготовки ординаторов по новым специальностям: управление и экономика фармации, функциональная диагностика, косметология, диетология, профпатология, гигиеническое воспитание.
Цель ординатуры - подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего системой профессиональных компетенций, готового к самостоятельной профессиональной деятельности по выбранной специальности в условиях первичной медико-санитарной, неотложной, скорой, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Ординатура востребована как среди выпускников, так и среди врачей с опытом работы, осознанно подошедших к выбору дальнейшей специализации.
Что касается аспирантуры, то институт осуществляет подготовку по шести направлениям: клиническая медицина, медико-профилактическое дело, психологические науки, фундаментальная медицина, химические науки, экономика. При этом внутри каждого направления доступно от одного до 20 профилей, согласно конкретным научным интересам будущего научно-педагогического работника. В рамках аспирантуры очень востребованы: терапия, хирургия, клиническая фармакология, аллергология и иммунология, клеточная биология, цитология, гистология и другие специальности.Всего реализуется около 40 профилей.Ключевой целью аспирантуры является подготовка научно–педагогических кадров высшей квалификации на основе формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области охраны здоровья, улучшения качества и продолжительности жизни путем выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, формирование научного и преподавательского резерва, увеличение научного потенциала вуза.
Конкурс в аспирантуру ежегодно высокий.В среднем, порядка 2-3 человек на место,что свидетельствует о большой востребованности этого уровня высшего образования. И это с учетом достаточно серьезной предварительной работы с претендентами на поступление. Аспирантура открывает неисчерпаемые возможности для начала академической карьеры, продолжения своих научных интересов, участия в различных исследовательских проектах, грантах и т.д. На обучение поступают не более 4-6 человек по каждому из направлений - по сути, это индивидуальная подготовка. Поэтому каждый наш аспирант – это «штучный товар», эксклюзивный специалист, выбравший для себя долгий, но без преувеличения интересный путь в науке и педагогике.
Магистратура –наша самая молодая веточка, она открыта в вузе пока только по направлению «Общественное здравоохранение». В следующем году будет первый выпуск. Магистратура дает шанс на повышение квалификации студентам, завершившим обучение по программам бакалавриата («Государственное и муниципальное управление», «Сестринское дело», «Социальная работа», «Экономика», и др.). Для поступления в магистратуру не требуется первичная аккредитация. Степень магистра дает выпускникам конкурентные преимущества (в сравнении с выпускниками программ бакалавриата).
Конкурсная система отбора
- С какими трудностями сегодня сталкиваются поступающие?
- Могу отметить, что порой мы наблюдаем некое иллюзорное восприятие будущей врачебной жизни у наших претендентов. Есть некое несоответствие между иллюзиями поступающих в ординатуру и нуждами реального здравоохранения. Некоторые абитуриенты выбирают модные, редкие специальности (пластический хирург, косметолог, и др.), в то время как на практике здравоохранение испытывает дефицит детских хирургов, клинических фармакологов, бактериологов, и др. В частности, это несоответствие показала, прошедшая в апреле 2018 года и вызвавшая огромный интерес главных врачей, ярмарка вакансий для выпускников ординатуры.
Данная ремарка в разговоре к тому, что абитуриентам следует принимать во внимание потребности практического здравоохранения. Другое дело, что мы как государственное учреждение все эти моменты учитываем. У нас есть «госзаказ», контрольные цифры приема - соответственно, все потоки абитуриентов (включая договорную форму подготовки) на 2-3 уровни высшего образования регулируются. Большая доля поступающих – это бюджетный набор, из которого более половины (до 80%) –целевики, которые заранее знают, для каких учреждений их готовят, и куда они пойдут работать после получения диплома.
Данная ремарка в разговоре к тому, что абитуриентам следует принимать во внимание потребности практического здравоохранения. Другое дело, что мы как государственное учреждение все эти моменты учитываем. У нас есть «госзаказ», контрольные цифры приема - соответственно, все потоки абитуриентов (включая договорную форму подготовки) на 2-3 уровни высшего образования регулируются. Большая доля поступающих – это бюджетный набор, из которого более половины (до 80%) –целевики, которые заранее знают, для каких учреждений их готовят, и куда они пойдут работать после получения диплома.
Сейчас процесс поступления в ординатуру стал сильно упорядочен и вместе с тем максимально прозрачен. Такие революционные изменения наступили с 2017 года. Сегодня эта система выстроена по типу ЕГЭ. После получения диплома о высшем медицинском образовании выпускник должен пройти процедуру первичной аккредитации – она является основным рубежом, который должен преодолеть выпускник, для того чтобы иметь возможность претендовать на право заниматься практической деятельностью и поступать на дальнейшие формы повышения квалификации. Балл, полученный при первичной аккредитации, является конкурсным критерием при поступлении в ординатуру.
Дополнительные баллы, которые может набрать выпускник в копилку зависят от стажа работы в должностях среднего медицинского персонала, врачебных должностях, отдельно учитывается стаж работы в вышеуказанных должностях в сельской местности.Отдельный плюс - наличие у претендента стипендий правительства или президента РФ - такие случаи редко, но бывают (как правило, один человек на курс). Есть баллы, которые вуз устанавливает самостоятельно – например,за творческую, научную активность и другие достижения учащихся.
Дополнительные баллы, которые может набрать выпускник в копилку зависят от стажа работы в должностях среднего медицинского персонала, врачебных должностях, отдельно учитывается стаж работы в вышеуказанных должностях в сельской местности.Отдельный плюс - наличие у претендента стипендий правительства или президента РФ - такие случаи редко, но бывают (как правило, один человек на курс). Есть баллы, которые вуз устанавливает самостоятельно – например,за творческую, научную активность и другие достижения учащихся.
Для подающих документы в аспирантуру также установлена конкурсная система отбора. Все поступающие сдают экзамен, содержащий проверку на знания иностранного языка, философии и истории соответствующей отрасли науки.Установлена возможность получения дополнительных баллов за наличие публикаций, патентов, участие в научных мероприятиях, конкурсах и т.д.По каждой форме обучения расчет баллов производится отдельно. Это обеспечивает прием на обучение по программам аспирантуры наиболее подготовленных и перспективных для научной и педагогической деятельности кадров.
В соответствии с реформой, которую претерпевает все российское медицинское образование, с 2019 года все выпускники ординатуры после сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) должны будут пройти через процедуру первичной специализированной аккредитации. Формально, она чем-то схожа с первичной аккредитацией, но все-таки это в корне разные вещи. Это достаточно серьезная формализованная процедура проверки выпускника на соответствие профессиональному стандарту, дающая или исключающая право заниматься практической деятельностью в искомых должностях. Конечно,здесь еще более жесткий отбор будущих специалистов-медиков, но могу сказать, что мы уверены в наших выпускниках. Уже сегодня мы готовим их в полном соответствии со всеми требованиями российского законодательства.
Фундаментальный подход к образованию
- В каком формате происходит обучение?
- В настоящее время под контролем нашего института проходят подготовку порядка 500 обучающихся. Самой массовой формой по числу обучающихся является ординатура – более 350 человек, около 70 – аспирантура,и в среднем около 20 - магистратура. Акцент в подготовке кадров высшей квалификации в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России делается на нужды практического здравоохранения, научных, образовательных и управленческих организаций Дальневосточного федерального округа и, прежде всего, Приморского края.
Организация образовательного процесса регламентируется нормативными актами, учебными планами и рабочими программами для каждой специальности и формы подготовки. Мы ежегодно обновляем образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом развития науки, техники, технологий и потребностей общества.Длительность подготовки в ординатуре составляет два года, форма очная. При этом профессиональной общественностью и Минздравом РФ активно обсуждается возможность внедрения так называемого дискретного обучения длительностью от двух до пяти лет, с возможностью аккредитации на право осуществления определенных видов практической деятельности на определенных этапах подготовки. В аспирантуре учатся очно и заочно, от трех до пяти лет. В магистратуре 2-2,5 года очно и очно-заочно.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Федеральными образовательными стандартами, на данных уровнях подготовки до 80% освоения программ отводится на самостоятельную подготовку, задачей вуза является создание условий для такой работы и обеспечение качественного контроля формирования компетенций. Не для всех это понятно с самого начала, но адаптация происходит, как правило, быстро.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Федеральными образовательными стандартами, на данных уровнях подготовки до 80% освоения программ отводится на самостоятельную подготовку, задачей вуза является создание условий для такой работы и обеспечение качественного контроля формирования компетенций. Не для всех это понятно с самого начала, но адаптация происходит, как правило, быстро.
Важное место в подготовке играют практики. Например, для ординатуры они составляют более половины всего срока подготовки. Врачи-специалисты готовятся на базе организаций практического здравоохранения согласно действующим договорам о сотрудничестве – в этом плане мы имеем богатый опыт, у нас более 180 организаций, с которыми мы работаем на постоянной основе. Подбору баз практики уделяется большое внимание. В их качестве служат лечебно-профилактические учреждения (стационары и поликлиники), клинико-диагностические центры, аптеки, лаборатории, санитарно-эпидемиологические организации, центры здоровья. Многообразие баз практики помогает ординаторам освоить необходимые компетенции, накопить бесценный практический материал, который они впоследствии будут использовать в своей профессиональной деятельности. Аспиранты работают на базе ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, вузов-партнеров и научных организаций.
Наши обучающиеся принимают активное участие во всех видах научно-исследовательских работ, студенческих конференциях, симпозиумах, представляют свои работы для публикации, в том числе в изданиях при ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. Мы активно занимаемся приобщением молодежи к научной и инновационной деятельности организацией научных площадок по обмену опытом и инновационными идеями, развитием междисциплинарного, межвузовского и международного сотрудничества молодых ученых, информационной поддержкой обучающихся.При университете функционируют три диссертационных совета, принимающие к защите диссертационные исследования на соискание ученой степени доктора наук, кандидата наук.
Профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России представлен высококвалифицированными специалистами, докторами и кандидатами наук (более 70%,все они участвуют в подготовке ординаторов, аспирантов, магистрантов), около 50% имеют звание доцента или профессора. Многие сотрудники университета удостоены правительственных и ведомственных наград (почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации», звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» и другие), награждены орденами «Мужества», «За заслуги перед отечеством»и др.
Мы применяем комплексный практикоориентированный подход в обучении, сочетая классическое академическое образование с инновационными технологиями. С гордостью могу отметить, что наши выпускники пользуются большим спросом среди работодателей. Причем они востребованы не только в России, но за рубежом.
Лидирующая роль ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России как флагмана медицинского и фармацевтического образования позволяет осуществлять функции координатора научно-образовательного медицинского кластера «Восточный», объединившего в себе медвузы Дальнего Востока и Забайкальского края. Для интеграции с медицинскими образовательными организациями ДВФО и Азиатско-Тихоокеанского региона реализуются программы академической мобильности в соответствии с договорами о сотрудничестве с рейтинговыми профильными университетами и ведущими клиниками Китая, Сингапура, Южной Кореи, Японии, США.
Таким образом, сегодня в вузе созданы все возможности для того, чтобы каждый, кто желает посвятить себя медицинской стезе, мог получить всеобъемлющее, многоуровневое, непрерывное образование, дающее уверенность в завтрашнем дне.
Я от всей души желаю университету сохранять лидирующие позиции в медицинском образовании на Дальнем Востоке, приумножать потенциал и развивать традиции. Преподавателям желаю постоянного поиска и совершенствования профессионального мастерства, нашим обучающимся — ответственного подхода к выбору будущей профессии, неиссякаемой любознательности и успехов в труде!
Приходите к нам учиться!