Врачи особого назначения

7742

Профессия врача скорой медицинской помощи по праву считается одной из самых сложных и ответственных среди всех медицинских специальностей. Ведь помимо обладания широким профессиональным кругозором и умением быстро принимать решения, требуется сохранять хладнокровие и быть готовым к любым ситуациям. С такими же экстремальными условиями для работы врача сталкивается и медицина катастроф. Об особенностях работы службы корр. портала VladMedicina.ru рассказал заведующий отделением экстренной и планово-консультативной помощи приморского территориального центра медицины катастроф Дмитрий Бондарчук.

«Скорая» для больниц

- Дмитрий Васильевич, наверное, самый частый вопрос, который вам задают: в чем отличие вашей службы от скорой помощи?

- Нас можно назвать скорой помощью для больниц. Если обычная «скорая» выезжает по вызову к больному на квартиру или в общественное место, то в медицину катастроф сигнал поступает из медицинских организаций, где находится пациент, но для его успешного лечения не хватает определенных ресурсов (специалистов или оборудования). Вот тогда врачи обращаются к нам.  

- Это основное направление вашей работы?

- Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) может функционировать в нескольких режимах. Наша повседневная работа в основном связана с консультативной помощью медицинским организациям Приморского края. При этом консультация может проводиться и по телефону, и на выезде в медучреждение, где находится пациент, для решения вопроса или операции на месте. В некоторых случаях, когда вышеперечисленные усилия не решают проблемы, пациента эвакуируют в клиники краевого центра автомобильным или воздушным транспортом.

Кроме этого, в режиме повседневной деятельности ТЦМК проводит большую работу по поддержанию в готовности сил и средств службы медицины катастроф для ликвидации медицинских последствий возможных чрезвычайных ситуаций и катастроф. Кроме вышеперечисленной, существуют еще режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Эти режимы функционирования организационно более сложные, но к счастью встречаются не часто.

- А что значит слово «катастрофа» из названия вашей службы?

- В рамках одной семьи болезнь кормильца – это уже катастрофа. И когда требуется экстренная медицинская помощь одному или нескольким пациентам со сложившейся ситуацией хорошо справляется скорая медицинская помощь, так как это ее основная работа. В масштабе территории чрезвычайная ситуация – это когда нарушена жизнедеятельность людей, имеются пострадавшие или даже жертвы. При возникновении такой ситуации, как правило, привычные службы не всегда могут с ними справиться самостоятельно, поскольку необходимо привлечение большего количества материальных и людских ресурсов. Служба медицины катастроф как раз занимается организацией медицинских аспектов этих процессов.

ОБЖ – в массы

- С какими чрезвычайными ситуациями вы чаще всего сталкиваетесь?

- На первом месте техногенные ЧС, и в основном это – дорожно-транспортные происшествия и пожары, но встречаются и ЧС природного характера – наводнения, лесные пожары.

- А в каких случаях на место ДТП выезжают именно врачи медицины катастроф?

- На обычное ДТП, конечно, выезжает скорая помощь. Мы подключаемся только при большом количестве пострадавших. Но такие случаи крайне редки, в основном «скорая» справляется сама. Стоит отметить, что, поскольку у нас автомобильный край, наши жители всегда откликаются на такие происшествия, но в этой ситуации важно, чтобы человек обладал определенными навыками в области оказания первой помощи. Не зря в школах преподают ОБЖ, но этого бывает недостаточно. Никто не застрахован от попадания в сложную ситуацию, поэтому знания по вопросам оказания первой помощи будут полезны каждому. Получить их можно, занимаясь самообразованием.

- Услуги медицины катастроф бесплатны?

- ТЦМК финансируется из бюджета Приморского края, соответственно, для населения наши услуги бесплатны: больные не платят ни за транспортировку, ни за лекарства, ни за медицинскую помощь. Но встречаются ситуации, когда сам больной или его близкие хотят, чтобы он получал лечение не в районной больнице, а в больнице во Владивостоке. При этом в медицинской организации, где находится пациент, есть все условия для успешного лечения. В этом случае транспортировка больного должна быть оплачена. Это так называемые «платные услуги», когда медицинских показаний для перевода больного нет.


- С покупкой двух медицинских вертолетов начали говорить о возрождении санитарной авиации в Приморье. Это служба находится в ведении вашей организации. Расскажите, как обстояли дела с «воздушной скорой» раньше?

- В Приморском крае санитарная авиация появилась в 1961 году. Тогда она была на базе аэропорта Владивостока. Использовались вертолеты Ми-2, Ми-1 и самолеты типа Ан-2. В дальнейшем это служба совершенствовалась, в арсенале появился вертолет Ми-8. Потом было организовано предприятие «Владивосток-Авиа» которое долгое время предоставляло нам воздушные суда, а краевая администрация оплачивала полеты. В 80-90-х годах ежегодный налет составлял несколько сотен часов. В начале 2000-х финансирование сократилось и, соответственно, санитарная авиация стала летать гораздо меньше. В прошлом году налет составил 98 часов.

Сейчас, в связи с появлением новых вертолетов, ситуация изменилась коренным образом, но это не значит, что всех пациентов мы теперь будем перевозить только вертолетом, так как не каждый больной может перенести полет, и решение принимается только врачом, осуществляющим эвакуацию, в каждом случае индивидуально.

- Можно сказать, что новые крылатые машины лучше тех, что были раньше?

- Сравнивать их несколько некорректно, потому что это вертолеты разного класса. Это все равно, что сравнивать автомобиль «универсал»  и «грузовик», они используются в разных ситуациях. Ми-8 – тяжелый вертолет, способный вместить около шести больных на носилках. Новые Eurocopter AS-350B3e – легкие, вмещающие одного лежачего пациента.

Чтение – лучшее учение

- Очевидно, что подготовка врачей для работы в сфере медицины катастроф – процесс длительный и сложный. Где проходят обучение ваши врачи?

- Каких-то специальных курсов в нашем регионе нет, они есть только в Москве, но отправить туда всех сотрудников не позволит бюджет. В основном, обучение проходит на рабочем месте. Для слаженной работы в условиях ЧС наш центр регулярно принимает участие в учениях совместно с другими экстренными службами. Также важную роль играет самообразование – наши доктора читают много специализированной литературы, активно изучают опыт наших зарубежных коллег. Некоторые из наших сотрудников проходили курсы в США, Германии. Так что мы в курсе последних технологий и стараемся, чтобы наша служба соответствовала мировому уровню.

- Квалифицированных кадров хватает?

- Конечно, кадров не хватает. Но у нас есть определенные критерии отбора, ведь не каждый специалист сможет у нас работать. Кроме квалификации врачу необходимо сострадание к больному и при этом психологическая устойчивость, чтобы по возможности не пропускать через себя чужую боль. Конечно, ситуации, когда пациенту невозможно помочь, оставляют свой след. Поэтому наши сотрудники должны быть крепки душой и телом.



  Рейтинг: 5, Голосов: 15



Поделиться
7742
Личный кабинет