Увидеть ЗНО стало проще
Биоинформатики разработали новую методику диагностики онкологических заболеваний мозга и кожи. С ее помощью можно точно подбирать иммунотерапию при борьбе с подобными злокачественными новообразованиями, основываясь на концентрации вещества GD2, которое активно производится в раковых клетках и служит терапевтической мишенью. Статья опубликована в швейцарском журнале Biomedecines, сообщает портал VladMedicina.ru.
- Стоимость курса лечения GD2-специфичными антителами может составлять сотни тысяч долларов, а помогает оно при нейробластоме где-то в четверти случаев. Для большинства пациентов такая терапия оказывается бесполезна или даже вредна. Чтобы избежать этого, надо внедрять новые молекулярно-диагностические подходы, – рассказал ТАСС один из авторов исследования, заведующий лабораторией МФТИ Антон Буздин.
По статистике Всемирной организации здравоохранения, среди всех возможных причин смерти различные формы рака находятся на втором месте. От злокачественных опухолей или связанных с ними осложнений умирает примерно каждый шестой человек. Только за прошлый год от рака умерли почти 10 млн человек по всему миру.
Около 90% этих случаев связано с тем, что врачи или сам больной находят рак слишком поздно, когда его клетки уже начинают распространяться по организму, а иммунитет не может подавить метастазы. Поэтому очень важно обнаружить рак как можно раньше.
Буздин и его коллеги уже много лет работают над этой задачей, создавая новые методики диагностики злокачественных опухолей. К примеру, недавно его команда показала, что для этих целей можно использовать не традиционную иммуногистохимию, а более быструю и дешевую РНК-диагностику. С ее помощью можно одновременно отслеживать работу всех генов, которые связаны с развитием рака.
Используя этот подход, биологи создали систему, которая может точно определять, как много вещества GD2 вырабатывают клетки некоторых распространенных типов рака мозга и кожи, в том числе меланомы, глиомы и нейробластомы.
Здоровые клетки почти не вырабатывают это сложное органическое соединение, поэтому на него можно наводить антитела, которые «помечают» раковые клетки и заставляют иммунитет уничтожать их. Проблема заключается в том, что ученые пока не могут с нужной точностью измерять концентрацию GD2 в клетках.
Буздин и его коллеги решили эту проблему, проследив за тем, какие гены и ферменты участвуют в производстве GD2 и различных реакциях с участием этого соединения в здоровых и раковых клетках человека. Для этого ученые измерили концентрацию РНК-молекул и в том, и в другом типе клеток и сравнили их между собой.
Оказалось, что определить, как много GD2 вырабатывает раковая клетка, и будут ли на нее действовать антитела, которые могут соединяться с этим веществом, можно по уровню активности всего двух генов, ST8SIA1 и B4GALNT1. Подобный подход и другие формы РНК-диагностики рака, как надеются ученые, не только помогут врачам спасать больше жизней их пациентов, но и сделают медицину более доступной.
Помимо сотрудников лаборатории трансляционной геномной биоинформатики МФТИ в исследовании принимали участие их коллеги из Института биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, первого МГМУ имени И. М. Сеченова, Института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича, Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, Инновационного центра «Сколково», а также компаний Omicsway, Real Target и Oncobox.