Когда страшный диагноз не становится приговором
9018
Ежегодно в Хабаровском крае первичный диагноз «онкологическое заболевание» ставится почти пяти тысячам человек.
Слово «рак» уже перестало звучать как приговор. Появились новые хирургические технологии, изменились методики лечения, эффективные препараты. Но, как говорится, все хорошо вовремя: если болезнь запущена, помочь трудно, а порой и невозможно. Именно поэтому так активно медики говорят о диспансеризации населения и о профилактике, о том, что к собственному здоровью человек, в первую очередь, сам должен относиться внимательно и бережно. И если от простуды можно вылечиться самостоятельно, то в борьбе с раком в одиночку не выстоять.
За год в поликлинику краевого клинического центра онкологии в Хабаровске обращаются около шестидесяти тысяч дальневосточников, стационарное лечение проходят более пяти тысяч пациентов. Как и по всей России, в нашем крае среди печальных диагнозов лидируют рак легких, рак молочной железы у женщин и рак мочеполовой системы у мужчин. Но есть и характерное для региона с повышенной инсоляцией и связанное с любовью граждан к загару онкозаболевание - рак кожи, который стоит на первом месте в общем списке. Загар до черноты может через десять лет дать толчок к механизму развития, и появляется меланома, одна из самых злокачественных опухолей человека.
К сожалению, статистика утверждает, что раковых больных меньше не становится. Известные факторы риска - наследственность, курение (в России ежегодно заболевают раком 500 тысяч человек, а если бы наше население не курило, то эта цифра уменьшилась бы на сто тысяч!), неправильное питание, экология - по-прежнему играют свою роль и влияют на здоровье не лучшим образом. Непарадную статистическую картину дополняет и диагностика, которая становится все более въедливой и объективной, благодаря современным методам исследования. Сейчас, если вовремя обратиться к врачу, можно распознать онкозаболевание на столь ранней стадии, что остановить его можно даже без операции.
- Раньше даже нельзя было мечтать о том, что мы сегодня имеем, - говорит главный врач краевого клинического центра онкологии, доктор медицинских наук Виталий Коваленко. - Например, что можно в Хабаровске лечить рак щитовидной железы радиоактивным йодом. Проводить брахитерапию (локальную лучевую) при раке предстательной железы, а не удалять ее, как мы это делали еще три года назад. Не делать калечащую операцию на лице при раке щеки, удаляя верхнюю челюсть со щекой...
Виталий Леонидович работает в онкологии с 1983 года. Считает, что изменения произошли колоссальные:
- Конечно, когда рак запущенный, то, как и раньше, объем операции большой, удаляется орган и смежные с ним. Но сегодня мы можем подкрепить операцию дополнительной лекарственной терапией и продлить жизнь этим больным. Появились новые лекарственные препараты, каких раньше не было. Скажем, когда рак поражает оба легких сразу, прооперировать и облучить невозможно, остается химиотерапия - так называемые таргетные препараты, которые позволяют человеку жить дальше. Раньше такие больные умирали в течение считанных месяцев. Сейчас время ремиссии значительно выросло. На службе у онкологов химио- и лучевая терапия, лечение радиофармпрепаратами.
А если говорить про маленькие опухоли, то в 80-х годах никто даже не мог подумать, что, например, при раке молочной железы можно выполнить органосохранную операцию, подкрепив ее лучевой терапией. Тогда стандартом было полное удаление органа. Сегодня диагностика улучшилась, и, благодаря этому, мы стали выявлять рак молочной железы на начальных стадиях, чего раньше не было, и это позволяет делать органосохранные операции и проводить современное лечение с хорошими результатами.
Рак желудка при опухоли до 2 см можно не оперировать, а вылечить с помощью современных лазерных технологий. Такие манипуляции у нас делаются, проводится так называемая фотодинамическая терапия: в кровь вводится специальный препарат, который накапливается только в этой опухоли. А после этого на нее воздействует лазер через гастроскоп, и происходит биохимическое изменение опухоли. Точно так же можно лечить начальную стадию рака гортани, бронхов или толстой кишки - любых полых органов.
Изменения коснулись даже специализации врачей: в последние годы у нас появились такие онкологи, как челюстно-лицевой хирург и ЛОР, чего не было долгие годы, - с полным основанием гордится Виталий Коваленко.
Краевая онкологическая служба, по словам Виталия Леонидовича, благодаря серьезной работе губернатора и краевого минздрава, получает хорошую финансовую помощь из федерального бюджета. В 2009 году по федеральной подпрограмме «Онкология» было получено около 500 миллионов рублей, благодаря чему районные больницы оснащены современной рентгеновской техникой и эндоскопическим оборудованием. В крае открыты маммологические центры, появились цитологические кабинеты, краевой онкоцентр получил оборудование для лечения и для диагностики, там освоено и внедрено новое иммуногистохимическое исследование злокачественных новообразований.
- В 2011 году мы получили 450 миллионов рублей из федерального бюджета под ПЭТ-центр, потом и на вторую очередь выделили 240 миллионов, - рассказывает Коваленко. - Плюс шло софинансирование из края. Это позволило нам построить, открыть и запустить ПЭТ-центр - единственный на Дальнем Востоке. Он сегодня работает и приносит положительные результаты.
На 2013-14 годы мы получили финансирование в сумме 452 млн. рублей. Из них на онкоцентр пошло 419 млн. Планируем закупить для новых технологий целый ряд оборудования, в том числе и поставить так называемую эндовидеооперационную. Одну из операционных мы модернизируем под операции при самых разных опухолях начальной стадии - гинекологических, урологических, внутрибрюшных... Специальное оборудование позволит выполнять операции без больших разрезов и без больших операционных травм. После таких операций человек должен вставать уже на следующие сутки, а через несколько дней мы сможем выписывать его на амбулаторное лечение. Увеличится пропускная способность. Оборудование стоит около 60 млн. рублей, специально под эту операционную готовится помещение, а наши врачи проходят обучение в московском ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр». Планируем обучить около десяти гинекологов, урологов и торакальных хирургов, чтобы они знали весь спектр эндовидеоопераций. Мы не имеем права стоять на месте в лечении раковых заболеваний.
В Хабаровском краевом онкоцентре в целом специалистов достаточно. Но это скорее счастливое исключение из общего нерадостного правила: из семнадцати районных онкологов в крае работают только три. Кадровая ситуация в медицине в целом печальна по всей стране.
- Поскольку основное население живет в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, главную статистику по заболеваемости дают эти города, - объясняет Виталий Леонидович. - И здесь доступность к нашим специалистам есть. В Хабаровске, например, человек может пойти к онкологу в районную поликлинику, в конце концов, к нам в онкоцентр. Здоровье человека - в его собственных руках. Но у нас менталитет какой? Пока где-то не заколет и не заболит, к врачу не обращаемся. Во всем цивилизованном мире люди регулярно проходят флюорографию, УЗИ брюшной полости и мочеполовой системы, гастроскопию, колоноскопию, женщины делают маммографию, существует анализ на онкомаркеры...
Если возникает какое-то неблагополучие со стороны кожи, лучше лишний раз сходить к дерматологу. Есть метод - дерматоскопия: врач специальным прибором под большим увеличением смотрит на новообразование и с высокой точностью может сказать, нет ли там признаков меланомы. Такой прибор есть в краевом кожно-венерологическом диспансере, нам периодически таких больных присылают.
Современные приборы могут выявить опухоль при обследовании на другое заболевание. Например, поставили в Чегдомын новый гастроскоп - доктор Якубовский смотрит на нем любые процессы в желудке, выявляя гастриты, язвенные болезни, и среди них может быть рак. А тот же наш ПЭТ может выявить не только опухолевые заболевания, но и другие - скажем, объемное поражение легкого туберкулезом или почки доброкачественным новообразованием. Недавно поставленное в 7-ю поликлинику Хабаровска оборудование тоже выявляет различные, в том числе и онкологические, заболевания. Ведь в груди могут быть кисты, мастопатия, фиброаденома - приборы все это видят. Но главная цель здесь - онкология, потому что от кисты человек не умрет, а если не выявить и не лечить рак, умереть может. Поэтому и делаем упор на онкологию.
Болезнь, по словам Виталия Леонидовича, чаще всего возникает у людей в возрасте 50 лет и старше. Чтобы определить, здоров он от онкологии или нет, человек должен пойти в поликлинику по месту жительства к терапевту. Тот назначит необходимые анализы и обследование. По результатам врач решит, нужно ли направлять пациента на ПЭТ-исследование в онкоцентр.
- У нас ПЭТ-КТ для жителей Дальневосточного федерального округа проводится бесплатно, - говорит главный врач краевого онкоцентра. - Чтобы пройти это исследование, достаточно иметь направление и медицинский полис. Оплата идет через страховые компании. Если же у пациента нет направления или страхового полиса, но он хочет это сделать, он платит 20 тысяч рублей. Кстати, это самая низкая цена в России! Очередь не очень большая: в течение недели после обращения делают это исследование. Значения не имеет, платно или бесплатно. Если же человек позвонил по телефону, ему просто скажут дату, когда приходить. Но позитронно-эмиссионное исследование показывает не все. ПЭТ не может увидеть рак щитовидной железы, не всегда видит рак предстательной железы и некоторые другие опухоли.
За свою практику Виталий Коваленко ни разу не встречал случаев чудесного исцеления. Поэтому уповать на то, что «само пройдет», не стоит. Предупредить болезнь можно, если заранее узнать о ней. Не откладывайте свой визит в поликлинику, если появились вопросы со здоровьем. И, конечно, старайтесь вести здоровый образ жизни!
Источник: kkco.khv.ru
Слово «рак» уже перестало звучать как приговор. Появились новые хирургические технологии, изменились методики лечения, эффективные препараты. Но, как говорится, все хорошо вовремя: если болезнь запущена, помочь трудно, а порой и невозможно. Именно поэтому так активно медики говорят о диспансеризации населения и о профилактике, о том, что к собственному здоровью человек, в первую очередь, сам должен относиться внимательно и бережно. И если от простуды можно вылечиться самостоятельно, то в борьбе с раком в одиночку не выстоять.
За год в поликлинику краевого клинического центра онкологии в Хабаровске обращаются около шестидесяти тысяч дальневосточников, стационарное лечение проходят более пяти тысяч пациентов. Как и по всей России, в нашем крае среди печальных диагнозов лидируют рак легких, рак молочной железы у женщин и рак мочеполовой системы у мужчин. Но есть и характерное для региона с повышенной инсоляцией и связанное с любовью граждан к загару онкозаболевание - рак кожи, который стоит на первом месте в общем списке. Загар до черноты может через десять лет дать толчок к механизму развития, и появляется меланома, одна из самых злокачественных опухолей человека.
К сожалению, статистика утверждает, что раковых больных меньше не становится. Известные факторы риска - наследственность, курение (в России ежегодно заболевают раком 500 тысяч человек, а если бы наше население не курило, то эта цифра уменьшилась бы на сто тысяч!), неправильное питание, экология - по-прежнему играют свою роль и влияют на здоровье не лучшим образом. Непарадную статистическую картину дополняет и диагностика, которая становится все более въедливой и объективной, благодаря современным методам исследования. Сейчас, если вовремя обратиться к врачу, можно распознать онкозаболевание на столь ранней стадии, что остановить его можно даже без операции.
- Раньше даже нельзя было мечтать о том, что мы сегодня имеем, - говорит главный врач краевого клинического центра онкологии, доктор медицинских наук Виталий Коваленко. - Например, что можно в Хабаровске лечить рак щитовидной железы радиоактивным йодом. Проводить брахитерапию (локальную лучевую) при раке предстательной железы, а не удалять ее, как мы это делали еще три года назад. Не делать калечащую операцию на лице при раке щеки, удаляя верхнюю челюсть со щекой...
Виталий Леонидович работает в онкологии с 1983 года. Считает, что изменения произошли колоссальные:
- Конечно, когда рак запущенный, то, как и раньше, объем операции большой, удаляется орган и смежные с ним. Но сегодня мы можем подкрепить операцию дополнительной лекарственной терапией и продлить жизнь этим больным. Появились новые лекарственные препараты, каких раньше не было. Скажем, когда рак поражает оба легких сразу, прооперировать и облучить невозможно, остается химиотерапия - так называемые таргетные препараты, которые позволяют человеку жить дальше. Раньше такие больные умирали в течение считанных месяцев. Сейчас время ремиссии значительно выросло. На службе у онкологов химио- и лучевая терапия, лечение радиофармпрепаратами.
А если говорить про маленькие опухоли, то в 80-х годах никто даже не мог подумать, что, например, при раке молочной железы можно выполнить органосохранную операцию, подкрепив ее лучевой терапией. Тогда стандартом было полное удаление органа. Сегодня диагностика улучшилась, и, благодаря этому, мы стали выявлять рак молочной железы на начальных стадиях, чего раньше не было, и это позволяет делать органосохранные операции и проводить современное лечение с хорошими результатами.
Рак желудка при опухоли до 2 см можно не оперировать, а вылечить с помощью современных лазерных технологий. Такие манипуляции у нас делаются, проводится так называемая фотодинамическая терапия: в кровь вводится специальный препарат, который накапливается только в этой опухоли. А после этого на нее воздействует лазер через гастроскоп, и происходит биохимическое изменение опухоли. Точно так же можно лечить начальную стадию рака гортани, бронхов или толстой кишки - любых полых органов.
Изменения коснулись даже специализации врачей: в последние годы у нас появились такие онкологи, как челюстно-лицевой хирург и ЛОР, чего не было долгие годы, - с полным основанием гордится Виталий Коваленко.
Краевая онкологическая служба, по словам Виталия Леонидовича, благодаря серьезной работе губернатора и краевого минздрава, получает хорошую финансовую помощь из федерального бюджета. В 2009 году по федеральной подпрограмме «Онкология» было получено около 500 миллионов рублей, благодаря чему районные больницы оснащены современной рентгеновской техникой и эндоскопическим оборудованием. В крае открыты маммологические центры, появились цитологические кабинеты, краевой онкоцентр получил оборудование для лечения и для диагностики, там освоено и внедрено новое иммуногистохимическое исследование злокачественных новообразований.
- В 2011 году мы получили 450 миллионов рублей из федерального бюджета под ПЭТ-центр, потом и на вторую очередь выделили 240 миллионов, - рассказывает Коваленко. - Плюс шло софинансирование из края. Это позволило нам построить, открыть и запустить ПЭТ-центр - единственный на Дальнем Востоке. Он сегодня работает и приносит положительные результаты.
На 2013-14 годы мы получили финансирование в сумме 452 млн. рублей. Из них на онкоцентр пошло 419 млн. Планируем закупить для новых технологий целый ряд оборудования, в том числе и поставить так называемую эндовидеооперационную. Одну из операционных мы модернизируем под операции при самых разных опухолях начальной стадии - гинекологических, урологических, внутрибрюшных... Специальное оборудование позволит выполнять операции без больших разрезов и без больших операционных травм. После таких операций человек должен вставать уже на следующие сутки, а через несколько дней мы сможем выписывать его на амбулаторное лечение. Увеличится пропускная способность. Оборудование стоит около 60 млн. рублей, специально под эту операционную готовится помещение, а наши врачи проходят обучение в московском ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр». Планируем обучить около десяти гинекологов, урологов и торакальных хирургов, чтобы они знали весь спектр эндовидеоопераций. Мы не имеем права стоять на месте в лечении раковых заболеваний.
В Хабаровском краевом онкоцентре в целом специалистов достаточно. Но это скорее счастливое исключение из общего нерадостного правила: из семнадцати районных онкологов в крае работают только три. Кадровая ситуация в медицине в целом печальна по всей стране.
- Поскольку основное население живет в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, главную статистику по заболеваемости дают эти города, - объясняет Виталий Леонидович. - И здесь доступность к нашим специалистам есть. В Хабаровске, например, человек может пойти к онкологу в районную поликлинику, в конце концов, к нам в онкоцентр. Здоровье человека - в его собственных руках. Но у нас менталитет какой? Пока где-то не заколет и не заболит, к врачу не обращаемся. Во всем цивилизованном мире люди регулярно проходят флюорографию, УЗИ брюшной полости и мочеполовой системы, гастроскопию, колоноскопию, женщины делают маммографию, существует анализ на онкомаркеры...
Если возникает какое-то неблагополучие со стороны кожи, лучше лишний раз сходить к дерматологу. Есть метод - дерматоскопия: врач специальным прибором под большим увеличением смотрит на новообразование и с высокой точностью может сказать, нет ли там признаков меланомы. Такой прибор есть в краевом кожно-венерологическом диспансере, нам периодически таких больных присылают.
Современные приборы могут выявить опухоль при обследовании на другое заболевание. Например, поставили в Чегдомын новый гастроскоп - доктор Якубовский смотрит на нем любые процессы в желудке, выявляя гастриты, язвенные болезни, и среди них может быть рак. А тот же наш ПЭТ может выявить не только опухолевые заболевания, но и другие - скажем, объемное поражение легкого туберкулезом или почки доброкачественным новообразованием. Недавно поставленное в 7-ю поликлинику Хабаровска оборудование тоже выявляет различные, в том числе и онкологические, заболевания. Ведь в груди могут быть кисты, мастопатия, фиброаденома - приборы все это видят. Но главная цель здесь - онкология, потому что от кисты человек не умрет, а если не выявить и не лечить рак, умереть может. Поэтому и делаем упор на онкологию.
Болезнь, по словам Виталия Леонидовича, чаще всего возникает у людей в возрасте 50 лет и старше. Чтобы определить, здоров он от онкологии или нет, человек должен пойти в поликлинику по месту жительства к терапевту. Тот назначит необходимые анализы и обследование. По результатам врач решит, нужно ли направлять пациента на ПЭТ-исследование в онкоцентр.
- У нас ПЭТ-КТ для жителей Дальневосточного федерального округа проводится бесплатно, - говорит главный врач краевого онкоцентра. - Чтобы пройти это исследование, достаточно иметь направление и медицинский полис. Оплата идет через страховые компании. Если же у пациента нет направления или страхового полиса, но он хочет это сделать, он платит 20 тысяч рублей. Кстати, это самая низкая цена в России! Очередь не очень большая: в течение недели после обращения делают это исследование. Значения не имеет, платно или бесплатно. Если же человек позвонил по телефону, ему просто скажут дату, когда приходить. Но позитронно-эмиссионное исследование показывает не все. ПЭТ не может увидеть рак щитовидной железы, не всегда видит рак предстательной железы и некоторые другие опухоли.
За свою практику Виталий Коваленко ни разу не встречал случаев чудесного исцеления. Поэтому уповать на то, что «само пройдет», не стоит. Предупредить болезнь можно, если заранее узнать о ней. Не откладывайте свой визит в поликлинику, если появились вопросы со здоровьем. И, конечно, старайтесь вести здоровый образ жизни!
Источник: kkco.khv.ru