Медицину окончательно вписали в цифровой контур
Российское здравоохранение переключается на «цифру» с полным правом - ключевой приказ Минздрава РФ, позволяющий отрасли перейти к электронному документообороту, зарегистрирован 12 января Министерством юстиции, сообщает портал VladMedicina.ru. С 1 февраля 2021 г. медучреждения смогут отказаться от дублирования документов на бумаге. Это позволит врачам уделять больше времени и внимания больным. А клиникам будет проще обмениваться данными о пациентах, что обеспечит преемственность лечения. Соответствующий документ «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» от 07.09.2020 № 947н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Записаться к врачу по телефону или через интернет, прийти на приём без предварительного сбора массы справок, не тратить время получение талончика на прием и на оформление карточки в регистратуре — всё это уже значительно облегчило жизнь россиянам. Теперь, благодаря нововведению, медработникам не потребуется больше дублировать первичную медицинскую документацию на бумаге, что позволит им больше общаться с пациентами. А граждане получат возможность оперативно просматривать информацию об оказанных им услугах в своих электронных медицинских картах на портале государственных услуг.
- Этот приказ – ключевой документ для отрасли, который позволит медицинским организациям перейти от бумажного документооборота к электронному, - прокомментировал заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев. - До сегодняшнего дня существовала проблема. Мы уже второй год живем в федеральном проекте создания единого цифрового контура, а сам процесс цифровизации идет еще дольше – с начала 2000-х годов. И мы до сих пор обязаны были вести всю медицинскую документацию в бумажном виде. Приказ закрепляет правовой статус электронного документооборота, позволяя медицинским организациям отчитываться перед контрольно-надзорными органами в цифровом формате. Он также устанавливает требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, включая обмен ими и передачу данных в ЕГИСЗ.
Участниками системы ведения медицинской документации в электронной форме обозначены медицинские и фармацевтические организации и их работники, страховые медицинские организации, операторы информационных систем, пациенты и различные органы, и организации, которым, в соответствии с действующим законодательством, может предоставляться доступ к медицинской документации.
- Согласно утверждённому порядку, решение о полном или частичном переходе на электронный документооборот принимается медицинской организацией на свое усмотрение, - пояснили в Минздраве. - Это означает, что ЛПУ вправе самостоятельно устанавливать сроки перехода на юридически значимый электронный документооборот и виды документов, подлежащие переводу в цифровой формат.
Для того чтобы пациент или его представитель смог получить бумажную версию документа в перешедшей на электронный документооборот медорганизации, нужно будет написать отдельное заявление, причем медорганизация обязана удовлетворить его запрос в день обращения.
В приказе говорится, что электронный медицинский документ (ЭМД) должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) ли электронно-цифровой подписью одного или нескольких работников (в случае совместной работы), а также УКЭП руководителя или представителя организации, если того требует статус документа.
Файл ЭМД должен соответствовать формату, размещенному на официальном сайте Минздрава России.