Региональные минздравы – под единый и тотальный контроль?

2817

В газете Известия за 16 июля 2015 года опубликована статья «Главная задача — переформатировать деятельность участковых», в которой Вероника Скворцова рассуждает об уровне смертности, претензиях онкобольных и нарушениях в регионах. Суждения Вероники Скворцовой, на взгляд медицинского юриста, очень хорошо характеризуют нынешнюю тактику и стратегию Минздрава и, соответственно, политику в сфере охраны здоровья, которую проводит ведомство. 

Так, при руководстве Минздравом Татьяной Голиковой Минздрав создавал нормативную базу и контролировал через Росздравнадзор, что происходит в отрасли. А всё остальное - полномочия регионов. По мнению Вероники Скворцовой это привело к замене единой национальной системы здравоохранения региональными системами, значительно отличающимися между собой с огромным количеством нарушений, что вызвало необходимость активных действий нового министра, направленных, по ее мнению, на «создание единой команды» из чиновников федерального Минздрава и региональных органов управления здравоохранением.

 

- По сути же, этим созданы рычаги управления региональным здравоохранением со стороны федерального Минздрава, - убежден руководитель Центра медицинского права Алексей Панов. - Вот факты, которые подтверждают мой довод. Во-первых, руководители региональных управлений здравоохранения стали согласовываться с федеральным мездровом и за два года (с 2012 по 2014 год) сменилось 29 региональных министров здравоохранения в связи с отсутствием результатов их работы. Во-вторых, составлена программа мониторинга 19 ключевых технологических индикаторов в регионах для установления дефектов в оказании медицинской помощи, приводящий к смертности. По представленным данным уже сделан вывод - в регионах не выработан навык системного анализа того, что происходит в здравоохранении.  И, в третьих,  выстроена система федеральных ответственных из чиновников министерства, отвечающих за «свой» регион и контролирующих показатели деятельности более 60 тыс. терапевтических участков и офисов врачей общей практики.

Из этого эксперт по медицинскому праву делает вывод: под идеологией формирования «единой команды» Минздрав Вероники Скворцовой активно стал не просто заходить на территорию регионов для выяснения реальной ситуации на местах, но пытается оперативно и активно влиять на нее в целях улучшения факторов, снижающих смертность от дефектов медицинской помощи и результаты имеются. 

- Для сохраненных человеческих жизней пациентов подобное - несомненное благо, но с точки зрения управляемости отраслью федеральный Минздрав начинает не только отодвигать на задний план региональные органы управления здравоохранения, как наиболее близко контактирующие с бюджетными учреждениями здравоохранения и их руководителями, но и заменять их, видимо из-за безысходности ситуации, - считает Алексей Валентинович. – Согласитесь отслеживание показателей деятельности терапевтических участков и принятие управленческих решений должно находиться, прежде всего, в сфере внимания и компетенции явно региональных минздравов, а не федерального. Мой прогноз: тенденция снижения роли региональных органов здравоохранения и превращение их в придатки федерального Минздрава в ближайшее время продолжится. А вертикаль власти в национальной системе здравоохранения будет дальше выстраиваться с централизацией власти в руках Минздрава России с соответствующими законодательными изменениями, не зря же Владимир Путин обозначил необходимость создания единой системы государственного контроля над качеством работы медицинских организаций. 

Поделиться
2817
Личный кабинет